Интересные варианты опроса учащихся по математике

Разделы: Математика


Самостоятельная работа-опрос.

Для проведения опроса-проверки усвоения изученного материала (части урока или даже всего урока) необходимо заготовить чистые листочки размером с четверть листка тетради. Обращаясь к ребятам, говорю:

Откройте, пожалуйста, учебники (дидактические материалы) на странице…. С этой страницы можно начинать решать любой номер и сдавать по одному, сразу после получения ответа. Ограничений на количество решенных задач нет.

Возможность получения оценки за самостоятельную работу и дух соревнования действуют безотказно, дети приступают к выполнению рабаты, не теряя ни секунды.

Решать задачи можно и не по нумерации задач в учебнике, а произвольно, начиная с любой приглянувшейся.

Решение задач выполняется на отдельном листочке, и листочек тут же сдается учителю. Если задача решена верно, делаю отметку в специальной ведомости, и ученик идет на место решать новую задачу на новом листочке. Старый, остается на учительском столе. Проверка задач занимает всего несколько секунд: есть лист-решебник, сопоставив с которым решение ученика, можно сразу определить, правильно ли решена задача.

Оставленный на столе листок полностью исключает возможность взаимных консультаций или списывания.

На пути уловок, нечестности, стоит и другой фактор – темп, вихревой, задорный, увлекающий. Ребята только и знают, что бегают к столу учителя. Одни уходят сияющие, другие озадаченные, если задача не получилась, но не бывает ни одного ученика, который бы не включился в общий рабочий водоворот.

В ведомости фиксирую не только сам факт решения задачи, но и тот конкретный номер задачи, который одолел ученик (каждая клетка в ведомости соответствует определенному номеру).

Все просчеты ребят тоже фиксирую в ведомости. Так, если задача решена на втором или третьем заходе, в клеточке ставлю одну или две точки и при подведении итогов каждая такая задача оценивается в половину или треть той оценки, которую заслуживает ученик, решивший задачу с первого предъявления.

Отличная оценка выставляется тем, кто решит наибольшее количество задач.

Проводить такую работу можно и в другом порядке. Задачи на карточках раскладываются отдельными стопками на столе учителя или на одной из первых парт. Ученик берет карточку из любой стопки и решает задачу, которая на ней записана. После проверки задачи карточка возвращается на место, а ученик берет новую задачу, и работа продолжается.

Опрос-творческая работа учащихся.

На уроке, после изучения темы, объявляю, что на следующем уроке будет проходить игра под названием “Лучший математик”. Дома, каждый ученик должен составить карточку, в которой 8-10 формул и примеров с окошечками или недописанными правыми частями. На уроке учащиеся меняются своими карточками и решают полученную у товарища. Проверяет работу тот, кто составил карточку. Равнодушных учеников на уроке не бывает. Тем более каждый ученик получает двойную пользу. Во-первых, составляя карточку, он должен уметь решить все задания из нее сам, чтобы правильно оценить работу товарища. Во-вторых, на уроке каждый решает карточку, составленную своим товарищем, а для этого нужно знать изученные формулы и правила.

Все работы, дополнительно, проверяются учителем. Выявляется лучшая работа и объявляется “Лучший математик”.

После изучения тем, связанных с формулами для проверки их усвоения провожу игру “Смотри не ошибись!” (“Кто скорее, кто вернее”). Для проведения игры необходим кодоскоп или предварительные записи на доске. На доску проецируются 6-10 формул и примеров по теме. Например, после изучения темы “Формулы сокращенного умножения” эту игру провожу в таком варианте.

1. ? 2-b2=(a-?)(a+ ?),
2. (a+? )2=?2+2?b+b2 ,
3. (?+b)2=a2+2a?+?2 ,
4. (m-?)2=m2-20m+?2,
5. (5+?)2=?+?+81,
6. (х2-1)/(х-1)2=(х+?)/(х-?), (х1),
7. 472-372=(47-?)(?+37),
8. (?-3)(?+3)=a2-?,
9. 612=360+?+1,
10. 712+292+2·71·29=(?+?)2=?2.

Правила игры. Вызываю, поочередно, по одному ученику из каждой команды и прошу вместо квадратика написать букву или число так, чтобы выполнялось равенство. После предлагаю всем внимательно посмотреть и проверить записи. Далее закрываю вначале правую часть тождеств и прошу воспроизвести левую, а затем наоборот. Далее игра усложняется: закрываю все записи и прошу воспроизвести их по памяти. Для воспроизведения одной двух записей вызываю одного ученика. Желательно, чтобы записи выполнялись в той последовательности, в которой они предлагались на доске. Чтобы в игре приняли участие все ученики, в зависимости от количества учащихся в классе, можно подготовить два или три набора заданий.

Эту игру можно проводить и в других формах.

1. При наличии откидных досок одновременно могут соревноваться две или три команды учащихся. Каждая команда выполняет у доски свой набор заданий по эстафете. При оценивании учитывается и быстрота выполнения, и правильность. 5 очков дается команде за каждое правильно выполненное задание, ученик, не справившийся с заданием, лишает команду 3 очков. За нарушение дисциплины снимается 1 очко. Результаты соревнований записываются на доске.

2. Задание по вариантам выполняет каждый ученик в своей тетради за определенное время. По истечении этого времени учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполненных ими заданий по готовым решениям, приготовленные мной с обратной стороны доски заранее или на другом кодопозитиве.

Такого рода игры с математическим содержанием получаются занимательными, захватывающими и учащиеся всегда очень охотно включаются в них.

Внося некоторые изменения в содержание этих заданий, и изменив название игры, можно изменить и форму опроса.

Например, игру “Смотри не ошибись” заменить игрой “Найди ошибку”. Для этого те же примеры и формулы представить учащимся с ошибками. Можно указать и количество ошибок. Эта работа заставляет каждого ученика работать самостоятельно, творчески.

Конкурс геометров.

Например, после изучения раздела “Основные свойства простейших геометрических фигур” (геометрия, 7 класс), возникает необходимость повторить все аксиомы, проверить, как их усвоили учащиеся. Обыкновенный опрос не вызывает интереса. Поэтому, я использую игровую форму занятия, проводя “Конкурс геометров”.

Сообщаю учащимся, что всем надо следить за изображениями на доске. Предлагаю рисунки к аксиомам одновременно для двух или трех команд (рядов) учащихся класса. Задание состоит в том, чтобы установить, иллюстрацией к какой аксиоме является каждый рисунок, а так же заметить, каких элементов (фигур) на каждом из них недостает (например, точки, отрезка, и т.д.). Необходимо нужный элемент дорисовать, а потом сформулировать соответствующую аксиому.

Кодопозитивы (рисунки на доске, на плакатах) с заданиями готовятся заблаговременно. Всего может быть подготовлено 3-4 задания. Причем рисунки к одной и той же аксиоме в различных заданиях должны отличаться.

Приведу пример первого задания.

Для I команды Для II команды

Игра начинается, как только на доске появляются изображения рисунков задания. Для ответа у доски вызываются ученики поочередно из каждой команды капитанами других команд. Капитанов к доске вызывает учитель. Ученик, ответивший правильно, приносит команде 5 очков, с недочетом 3 или 4 очка, не сумевший разобраться в рисунке или неправильно сформулировавший аксиому лишает команду 3 очков. Игрок той же команды, внесший в ответ товарища дополнения, приносит команде 1 очко. Во время игры соблюдается дисциплина. За подсказку или выкрики с места у команды снимается 2 очка.

После того, как все рисунки в каждом задании будут дополнены, аксиомы сформулированы, командам ставлю второе условие: сформулировать одну из аксиом, выполнить к ней рисунок и объяснить его. Отвечают по 2-3 ученика от каждой команды. Правильность ответов оценивается (в баллах) учителем, и в конце игры определяется команда-победитель. Многие учащиеся получают оценку в журнале.

Аналогичные задания с использованием игрового приема предложить учащимся при опросе таких понятий как отрезок, угол, полупрямая, дополнительная полупрямая, биссектриса треугольника, равенство фигур, треугольники, четырехугольники, аксиомы стереометрии, перпендикулярность прямых и плоскостей и т.д.

Естественно, что при этом выполняются и другие цели урока: идет повторение и обобщение ранее изученного материала и закрепление изучаемого материала. Вместе с тем процесс игры и ее результаты заставляют задуматься некоторых учащихся о некоторых пробелах в знаниях и путях их ликвидации.

Молчанка.

“Молчанка”. Сигнальные карточки (красная, зеленая) очень помогают дисциплинировать учеников и одновременно получать информацию об усвоении материала. Например, при устном опросе, если ученик за партой согласен с отвечающим, то он поднимает зеленую карточку, а если нет – красную. Т.о., каждый ученик имеет возможность высказаться. Занятие будет проходить в форме игры.

Тема: “Степень с натуральным показателем”.

1) Больше или меньше нуля:

(-2)3, (-1)4?

2) Что больше 23 или 32?

3)Какое из чисел 2, -2, 3 или -3 является корнем уравнения:

а) х3=-8
б) х4=81?

4) При каком значении х верно равенство:

а) (35)х=310,
б) (5х)4=512?

Тест-опрос. (Приложение)