Цель урока:
- Систематизирование и обобщение знания о квадратичной функции, ее свойствах и графиках.
- Формирование интереса к предмету, развитие логического мышления.
Обучающиеся делятся на пять команд и соревнуются до финала. Быстро и правильно ответившая команда получает жетон в виде звездочки. После четвертого тура подсчитываются жетоны, и в финал выходят две команды, набравшие наибольшее количество баллов.
I тур.
Отгадайте кроссворд. При правильном решении по вертикали из букв в выделенных квадратах вы можете прочитать название функции, которой посвящается урок-игра.
- Выражение под радикалом в формуле корней квадратного уравнения. (Дискриминант)
- Ромб с прямыми углами.(Квадрат)
- Единица измерения площади. (Ар)
- Часть окружности. (Дуга)
- Числа, употребляемые при счете предметов. ( Натуральные)
- Компоненты сложения. ( Слагаемые)
- Независимая переменная. ( Аргумент)
- Математический инструмент. ( Циркуль)
- Результат деления. ( Частное)
- Сотая часть числа.( Процент)
- Способ задания функции. ( Таблица)
- График функции y = kx + b. ( Прямая)
II тур.
Задана функция у = х2 – 4х –1
Ответьте на вопросы:
1. Графиком данной функции будет:
1) парабола
2) гипербола
3) прямая (правильный ответ:1)
2. Графику функции принадлежит точка с координатами:
1). (0;1)
2). (1;0)
3). (2;-5)
4). (-1;-3) (правильный ответ:3)
3. Укажите координаты вершины параболы:
1) (2;-5)
2) (-2;7)
3) (2;-9)
4) (-4; 5) (правильный ответ:1)
4. Найдите область определения функции:
1)
2)
3) (-5; 2)
4) (правильный
ответ:4)
5. Найдите множество значений функции:
1)
2)
3)
4) (-5; 2) (правильный ответ:3)
III тур.
1. На рисунке 1 изображена парабола. Графиком какой функций она является?
1) у = ( х + 2)2
2) у = х2 + 2
3) у = ( х - 2)2
4) у = ( х - 2)2 + 2
(правильный ответ:3)
2. По графику квадратичной функции у = ах2 + bх + с определите знаки коэффициентов а и с.
1) а < 0, c< 0
2) a < 0, c > 0
3) a > 0, c > 0
4) a > 0, c < 0
(правильный ответ:3)
3. На рисунке 3 изображена парабола. Укажите область определения этой функции.
1) ( -2; + )
2) ( -)
3)
4)
(правильный ответ:2)
4. На рисунке 3 функция задана графиком. Укажите область значений функции:
1)
2) ( -)
3)
4)
(правильный ответ:1)
5. На рисунке 3 функция задана графиком. Укажите промежуток возрастания функции:
1)
2)
3)
4) ( -2; 5)
(правильный ответ:2)
IV тур.
1. На рисунке 4 изображена парабола. Графиком какой функции она является?
1) у = 2х2+3
2) у = -х2 +2
3) у = ( х - 2)( х - 4)
4) у = -2(х -2 )(х- 4)
(правильный ответ:4)
2. Используя график функции у = f(x) , изображенный на рисунке 4, укажите верные утверждения:
1) Функция убывает на промежутке .
2) f(5) > f (2).
3) функция положительна при х>0.
4) наибольшее значение функции при х=3. (правильный
ответ:1 и 4)
3. По графику (рис.5) квадратичной функции у = ах2 + bх + с определите знаки коэффициентов а, в, с и дискриминанта D.
1) a>0, b>0, c<0, D>0
2) a<0, b<0, c<0, D<0
3) a<0, b>0, c>0, D>0
4 ) a<0, b<0, c>0, D>0
(правильный ответ:3)
4. На рисунке 6 изображен график функции у = х2- 4х +3. Используя график, решите неравенство х2- 4х +3 0
1) ( 1; 3)
2) (0;1)
3)
4)
(правильный ответ:3)
5. Конкурс художников. Нарисуйте по графикам функций:
1) у = -
2) у = -(х + 4)2+11, х
3) у = -(х -4)2 + 11, х
4) у = 11,
5) у =
6) у = -9, х
Финальный тур.
Вспомните пословицы, загадки, поговорки, строки из стихотворений, в которых упоминаются числа. Начинает та команда, у которой меньше баллов.
Подведение итогов игры. Объявляется команда - победитель.