1. Введение в тему и постановка проблемы.
Косторезное искусство, как и резьба по дереву, часть декоративно-прикладного искусства народа.
Вопросы (написаны на доске).
Почему, говоря о культуре народов, мы всегда начинаем разговор с природных условий? Как природные условия и климат влияли на становление культурных традиций?
Постановка проблемы.
Рассказ учителя. Косторезное искусство народов Севера явилось своеобразным отражением духовной жизни народов, живущих в суровых климатических условиях Крайнего Севера. Мы сейчас попытаемся с вами при помощи экспозиций музея проследить, как менялось восприятие мастерами окружающей среды и своего места в ней, каким путем шло развитие косторезного искусства в Якутии. В нашем музее косторезное искусство представлено работами мастеров Т. Аммосова, С. Пестерева, С. Петрова, Д. Ильина, Н. Амыдаева и Ф. Маркова.
Тема сегодняшнего музейного урока-экскурсии – “Из плена вечной мерзлоты”. Давайте попробуем ответить на вопрос (каждый для себя): почему человек обращается к искусству, пытается создать из подручного материала то, чего требует его душа?
Ученики:
- Искусство – для многих это то, чего нет в повседневной жизни, и человеческая душа ищет красоту, которую воображение и руки его могут создать.
- Искусство – это красота, созданная воображением человека.
- Искусство - это потребность души.
- Искусство – это отражение материального мира в вещах, созданных человеком.
Рассказ ученика.
Недавно в Якутске прошел фестиваль косторезного искусства народов России. В рамках фестиваля прошли: выставка-ярмарка, смотр-конкурс произведений “Сказ на бивне мамонта”, научно-практическая конференция “Косторезное искусство: опыт и проблемы” с участием специалистов Государственного Музея искусств народов Востока (г. Москва), Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург), аукцион бивней мамонта.
В аукционе были выставлены 23 лота: зубы, челюсти, скелет, и коллекция бивней мамонта. Покупателями стали 6 предприятий, в том числе предприятия из Японии и Индии. Всего было продано 102 кг. бивней мамонта на сумму 200 тыс. руб. самый дорогой лот стоил 1 кг. за 170. долларов.
На фестивале впервые в Якутске состоялся показ достижений с участием всемирно известных – Уэленской мастерской Чукотского автономного округа; Холмогорского и Тобольского центров; Творческой мастерской Владимира Сушко из Камчатской области; Корякских, ненецких мастеров; мастеров из Хабаровска, Омска, Магадана.
Из нашей Республики приняли участие свыше 50 мастеров из улусов и городов, учебных заведений, предприятий.
Принимал участие в смотре – конкурсе “Сказ на бивне мамонта” Федор Марков. Его работа была отобрана для участия во Всемирной выставке “Экспо-2005” в г. Нагоя в Японии.
Помимо работы Ф.Маркова по итогам фестиваля было отобрано 8 сувенирных продукций для участия на выставке в Японии.
2. Природные условия и климат Якутии как важный фактор становления культурных традиций и мировоззрения.
Народ Севера - якуты облюбовал для свого проживания низменность бассейна крупнейшей реки Сибири Лена до самого северного моря Лаптевых. Из-за обширности территории ландшафт меняется со спокойного течения многоводной реки с широкими равнинами, аласами и тайгой к быстротечности рек с крутыми берегами и горным хребтом; все это за северным полярным кругом переходит в бескрайнюю тундру.
Климат отличается резким контрастом долгой зимней стужи и летнего зноя. Короткое лето приучило северного человека к напряженному накоплению сил и запасов за недолгие летние дни и к выживанию в суровую продолжительную зиму, занимаясь животноводством, охотой и рыболовством.
И климат, и географическое положение обусловили особенности культуры народа. Верили саха в языческих духов, обожествляя силы природы, верили в родство людей с животными. Саха – народ немногословный. Но каждое слово – это меткая стрела, попадающая точно в цель.
Особенностью саха также можно назвать черту - окружающий мир, подчиняющийся суровым законам природы, мир со своими радостями, описывать в песнях; и весь этот мир осязать собственными руками. Эта особенность вылилось в желание отобразить мир через собственное воображение: резьбу по дереву. Материала- дерева было вдоволь. До недавнего времени детям для забавы вырезали из мягких пород дерева типологические фигурки коров, телят, коней, отдаленно напоминающих этих животных. Высотой резного искусства саха можно считать коновязи……….
Природа играет важную роль в жизни человека, подчиняет жизнь людей своим законам, тем самым объединяет людей в единое целое. А может ли творчество одного художника, одно произведение искусства выразить душу целого народа, воссоздать основные художественные идеи, неповторимый образ своей социо – культурной эпохи? Задумайтесь над этим вопросом и постарайтесь ответить на него к концу занятия.
3. Работа с иллюстрациями.
Учитель. Первые письменные упоминания о резьбе по кости у якутов относится к XVIII веку. В середине XVIII в. большими партиями стали вывозить из Якутии бивни мамонтов, сохранившихся в толще вечной мерзлоты. Одновременно купцы привозили для продажи в качестве подарков изделия холмогорских косторезов. Местные умельцы, прекрасные резчики по дереву и граверы – серебрянщики, быстро освоили русскую технику, используя мамонтовый бивень.
Добыча и обработка бивня не требует больших трудовых затрат, он великолепен для работы – легко режется и шлифуется, имеет красивый вид и замечательную текстуру. Оттенки цвета: от безупречно-белого до почти кремового. Поверхность бивня мамонта имеет едва заметные слойки, схожие с текстурой древесины, которые обогащают декоративные возможности и выразительность материала. Особо ценится мамонтовая кость с Новосибирских и Ляховских островов и с острова Котельного: белого или нежно-желтоватого цвета. Вес отдельных бивней мамонта доходит до 200 кг, и длины - до 3м.
Косторезы в своих работах виртуозно комбинируют различные способы резьбы: рельефную, плоскую, ажурную, объемную. Стилистическая особенность якутской резьбы по кости заключается в гармоничном сочетании орнаментальных и сюжетных изображений.
4. Работа с иллюстративным и фактическим материалом.
Учитель. В настоящее время в нашей республике растет число народных мастеров, стремящихся возродить самобытные традиции в косторезном искусстве. Одним из них считается Федор Иванович Марков. Косторезным делом увлек его школьный учитель (учитель физики) Михаил Васильевич Шергин, учителем которого был признанный мастер косторезного искусства Семен Николаевич Пестерев, лауреат государственной премии им. И. Репина.
Если говорить о народных мастерах косторезах – лауреатах Государственной премии им. И.Репина, в Республике Саха их трое, это Терентий Васильевич Аммосов, Степан Никифорович Петров и Семен Николаевич Пестерев. В нашем музее экспонируются работы мастеров Федора Маркова, Михаила Шергина, Семена Пестерева.
Игра “Экскурсия”.
Ученики рассказывают о мастерах косторезах и их произведениях.
1. “Радостная весть” (Рис 2). Работа Михаила Васильевича Шергина, страстного пропагандиста резьбы по кости, который руководит школьным Музейным комплексом духовности, и учит школьников началам косторезного искусства. В скульптуре изображена оленья упряжка, которая несет радостную весть Победы. Великая радость Победы выражена не только в динамике скульптурной группы, но и в мимике лица оленевода.
2. Федор Марков (Рис 5) первым предпринял попытку выйти из жестких рамок скульптурной пластики, придавая своим изделиям больше декоративности, изначально присущей якутскому народному искусству. А в начале своего творческого пути Марков с неуемной жаждой изучал все, что касается косторезных промыслов. Так он исколесил всю Якутию, побывал на Чукотке, работал с знаменитым уэленскими мастерами Г. Тынатваль, Е Янку, во многих городах России и за рубежом. Знакомился с искусством американских индейцев. В это время Марков научился оригинальной технике монотипии, овладел секретами традиционного ювелирного искусства, увлекся резьбой по дереву, создавая коновязи с искусным орнаментом.
3. С первых шагов своей творческой деятельности Марков выступил с новыми идеями: “Дети Севера” (Рис 12), “Мои предки” (Рис 1, справа) (1980) были первыми серийными композициями в косторезном искусстве. До этого серийность была характерным приемом графики, и Марков смело перенимает средства профессионального искусства. Изделия его разнообразны по форме. Он создает жанровые композиции на фольклорную и современную тему, анималистические миниатюры, шкатулки и украшения. Художественно безукоризненно владеет всеми тонкостями приемом объемной, ажурной и плоскорельефной резьбы. Он разрабатывает различные вариации мотивов якутского орнамента. Орнаментальность прослеживается и в его объемных композициях (“Родной алас”, “Танец любви”, “Стерхи”), в рельефах (“На земле предков”, “Срединный мир”), благодаря точно найденному ритму движений, ракурсу фигур. Динамика линий, экспрессия и эмоциональность в сочетании монументальной декоративностью составляют своеобразие почерка художника костореза. Его творчество отличают многообразие выразительных средств и образной интонации, цельность и внутренняя органичность.
4. Неторопливый ритм шествия могучих мамонтов сменяется стремительным бегом резвых коней в триптихе “Срединный мир”. Прекрасный знаток фольклора и мифологии, Марков иногда придает своим персонажам скрытый смысл: в рельефе, изображающем бой быка с конем, он “рассказывает” о борьбе Нижнего мира с Верхним. Согласно якутской мифологии, бык является жертвенным животным для духов обитающих в Нижнем Мире, конь – для божеств Верхнего Мира. Произведения Маркова отличают поэзия и фантазия, в них застыла вечность, идущая из глубин веков, когда по нашей земле ходили гиганты – мамонты.
5. В конце 80-х гг. Марков начинает серьезно изучать японское косторезное искусство. Его внимание привлекли небольшие статуэтки, выполненные в стиле окимоно из слоновой кости, нэцкэ, заменяющие пуговицы в кимоно. Мастера поразила выразительность и эмоциональность миниатюр, отражающих черты национального характера и в чем-то очень близких восприятию саха. Первая серия миниатюр в стиле, близком окимоно, была выполнена на тему пословиц и поговорок, собранных выдающимся якутским писателем и ученым А.Е. Кулаковским. Впечатляет меткая характеристика персонажей, исполненных юмора и сатиры, порой доходящих до гротеска. В отличие от тонкой разработки деталей японской миниатюры, Марков в своих произведениях применяет более характерные для традиций якутской резьбы- подчеркивание гладкой поверхности кости и обобщенность форм. В дальнейшем он постоянно обращается к миниатюрной скульптуре, воплощая в ней образы народных сказок (“Старушка Бэйбэрикэн”) (Рис 15), образов и верований (“Ритуальный танец в честь Байаная”).
6. “Девушки стерхи”. В якутской мифологии стерхи и журавли олицетворяют образы невинных девушек и юношей. Важно их количество, классический вариант: семь девушек и 9 юношей. Согласно преданию, семь стерхов, опускаясь с небес на землю, снимают свои перья и превращаются в семь красивых девушек. Это увидел юноша, украл перо одной птицы, заставив ее таким образом остаться на земле в девичьем облике. Юноша женился на ней и положил начало роду саха племени стерхов.
7. “Семейство мамонтов” (Рис 16). Неторопливый ритм шествия могучих мамонтов. В этих образах как бы противопоставляется прошлое и настоящее. На этой прекрасной земле, где сейчас живут люди айыы – народ Саха, когда –то хозяевами были гигантские древние мамонты. Сегодня они пленники вечной мерзлоты, вновь возвращаются к жизни, по воле резчика. Из бивня мамонта зарождается образ первобытного слона, сохранившего величие и свою дикую красоту.
8. “Старики”. Грустный рассказ о друзьях, состарившихся вместе – о человеке и его коне. С фольклором связана работа “Родные напевы”, в котором образно говорит якутская пословица “Взойдет якут на своего быка – начинается песня сказителя”.
“Дух земли”. В мифах основа всего сущего – Природа. Все предопределено природой, дарящей людям покровителей – духов, Байанай – дух леса, покровитель охотников – показан здесь как мудрое и одновременно хитрое существо.
О родной земле, мирном труде, спокойствии рассказывает работа “Родной алас”, где показаны мирно пасущиеся кони.
К 40-летью Победы в Великой Отечественной войне посвятил свои работы мастер: “Остались одни” (Рис 6), “Похоронка” (Рис 7), “Память”.
5. Обсуждение
Одной из последних работ Федора Маркова является монументальное творение “Река Сола” (Рис 4). Этот огромный бивень мамонта был найден ребятами летом на берегу речки Сола. Бивень освободился из толщи вечной мерзлоты в результате размывки береговой зоны во время весеннего паводка. Ребята находку сдали в музей школы- так бивень попал в руки мастера. Марков задумал работу таким образом, что оставил внешнюю оболочку бивня не тронутым, так что мы можем любоваться природной красотой когда-то части древнего гиганта. С верхней части бивня начинается рассказ о недавнем прошлом истории нашего села.
Вопросы учащимся.
- Знакомы ли вам лица изображенные на этом бивне?
Ответы: ссыльные П. Подбельский, Десяткин, которые провели свое заключении в здешних местах;
- видный деятель становления якутской литературы, просветитель, организатор К.О.Гаврилов;
- герой Социалистического Труда – коневод А.Е.Степанове;
- герой Советского Союза в Великой Отечественной войне Ф.К.Попове;
- педагог А.Н.Анисимове.
Вопрос: Мастер, оставив большую часть бивня свободным от изображения, возможно, он хотел передать этим какую-то идею?
Ответы: Я думаю, что свободная часть символизирует наше будущее.
- История следующих веков также будет насыщена богатой историей, как история наших предков.
- Может, художник хотел сказать, что будущее народа за молодым поколением, и, что на этом чистом “листе” будут выгравированы дела поколения XXI века.
Обратимся к еще одной работе Федора Маркова - “Грядущее” (Рис 1). Вглядитесь в этот образ удивительного мифического животного, верхом на котором расположились люди. Животное напоминает гигантского мамонта, но в то же время с двумя головами с двух сторон. Давайте вглядимся в эту скульптуру и подумаем, какую идею она несет.
Ответы: - Две головы, смотрящие в разные стороны, мне кажется, обозначают разные пути развития общества людей.
- Каждый человек свободен выбирать свой путь развития.
- В жизни возникают такие ситуации, когда человек встает перед трудным решением выбора.
Каждый из вас выразил свою точку зрения на идею скульптуры, и каждый из вас прав. Так как каждый человек по-своему смотрит на мир. Это видно из ваших рассуждений.
Учитель. Бивень мамонта, пролежавшего тысячелетия в толще ледяных глыб, получают вторую жизнь в руках умелого мастера. В его желтоватом теплом нутре словно таятся фигурки людей, зверей и птиц, которых освобождает и выпускает на волю резчик. Косторезная миниатюра, обращено к глубинным истокам народной памяти, подпитываемая народным фольклором современными жизненными реалиями, прочно завоевывается позиции в якутском декоративно-прикладном искусстве.
В лице Федора Маркова появился новый тип мастера, творчески осваивающего древний опыт мировой культуры и сохраняющего менталитет народа саха.
Наша экскурсия, конечно, далеко не полно представила искусство резьбы по кости народов Саха. Мы намеренно не включили в нее творчество других мастеров. Но на следующих уроках нам предстоит это сделать.
6. Рефлексия.
Ученики: Работы Федора Маркова по-своему стилю очень разнообразны, не похожи друг на друга. Меня заинтересовало то, что он в некоторых работах перенял черты японского нэцкэ, но очень своеобразно, используя юмор и гротеск, применив традиции якутской резьбы.
- В резьбе художник передает не только черты образа, которое он запечатлевает, но и выражает глубокий смысл, связанный с историей и культурой народа, в таких реалистических работах как “Старики”, “Похоронка”, “Остались одни”. Что можно говорить, что работы Маркова имеют философский смысл.
- По работам Маркова, в которых изображены мифологические животные и существа, можно, мне кажется, изучать мифологию народа.
7. Рефлексия - 2.
Ответ на вопрос, поставленный в начале урока: может ли творчество одного художника, одно произведение искусства выразить душу целого народа, воссоздать основные художественные идеи, неповторимый образ своей социо–культурной эпохи?
Ученики:
- Да, художник, впитавший культуру своего народа, становится носителем культуры, национального характера. И его произведения выражают духовный мир, идеалы красоты, совершенства и добра воспитавшей его культуры.
- В работах Федора Маркова “Похоронка” и Михаила Шергина “Радостная весть” выражены всенародная скорбь и долгожданная радость Победы, которую испытала вся страна.
- Если множество людей воспринимают и восхищаются работой художника, то возможно творец затронул какую-то струну их души, значит этих людей объединяет общее – память культуры.