Внеклассные занятия по математике "Веселые игрушки", "Плоские фигуры и объемные тела"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Внеклассное занятие №1 по математике.

Цель: подготовить учащихся к изучению геометрии в средней школе, привить интерес к предмету.

Задачи:

  1. Дать понятие о различии объёмных тел и плоских фигур и предметов, о преобразовании объёмных тел (натура) в плоскостные (аппликация, рисунок).
  2. Развить у учащихся понятия композиции, плоскостного воображения, художественной фантазии.

Оборудование:

  1. Для учителя: аппликации игрушек; игрушки; раздаточный материал; звукозапись детской песенки, геометрические фигуры.
  2. Для учащихся: цветная и белая бумага, раздаточный материал (плоские геометрические фигуры), ножницы, клей, кисточки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Постановка темы занятия:

- Сегодня у нас с вами необычное занятие, и называется оно необычно “Весёлые игрушки”. И мы с ними поиграем. Но вот откуда они у нас возьмутся??

Да, мы их сделаем своими руками.

К нам пожаловали гости из необычной страны, которая называется Геометрия.

– Кто это?

1 ученик:

Доктор сделал мне укол,
Братик капнул клей на пол,
Мишку, моего соседа,
Укусить оса успела.
Так на фоне пустоты
Все оставили следы.

- Что же это будет, дети?

- Точка! – хором мы ответим. (к доске прикрепляется изображение точки на листе бумаги).

2 ученик: Три вершины, три угла,

Три сторонки – вот и я! (к доске прикрепляется изображение треугольника на листе бумаги).

3 ученик: Четыре палочки сложил.

Какую фигуру я получил? (четырёхугольник)

4 ученик:

Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его (квадрат).

5 ученик:

Взять треугольник и верх удалить –
Можно трапецию так получить.

6 ученик:

Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг)

- Молодцы! Послушайте, какая однажды произошла история в стране Геометрии:

Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему: “Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре”.
Но квадрат ответил: “Брат!
Я же старше. Я – квадрат”.
И сказал ещё нежней:
“Неизвестно, кто важней”.
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: “Приятных я тебе желаю снов.
Спать ложился ты квадратным,
А проснёшься без углов”.
Но наутро младший брат
Страшной смерти был не рад.
Поглядел он – нет квадрата.
Онемел . . . Стоял без слов . . .
Вот так месть – теперь у брата
Восемь новеньких углов.

- Как видите, ребята, из одной фигуры очень легко сделать другую. Давайте поупражняемся (перед началом работы учитель напоминает правила техники безопасности при работе с ножницами).

- Если у восьмиугольника ещё срезать несколько раз углы, что мы получим? (круг).

- Если разрежем круг пополам, что получим? (два полукруга).

- Если квадрат разрежем пополам, что получим? (два прямоугольника).

- Если у прямоугольника будем срезать углы, что получим? (овал).

- Если четырёхугольник разрежем по диагонали, что получается? (два треуголь-ника).

- Как вы думаете, зачем пришли к нам сегодня эти фигуры в гости? (они помогут нам сделать игрушки).

- Ой, подождите, у нас же ещё есть гости! (поднимаются ребята с объёмными геометрическими телами).

- А вы зачем здесь появились?

Ребята отвечают: - Мы пришли сюда, чтобы найти своих друзей и родственников.

2. Работа над новым материалом.

Учитель: Все предметы бывают плоскими или объёмными. Объёмный предмет имеет величину в длину, высоту и ширину. А плоский предмет имеет только длину и ширину, он ровный и гладкий.

Если вы когда–нибудь видели как лепят пельмени, то знаете, что сначала месят тесто, из которого получается большой, тёплый ком, его можно обнять руками. А всё, что можно обнять, называется объёмным. Но стоит только этот ком раскатать скалкой в большой блин, он сразу становится плоским.

- Давайте разберёмся, кто с кем дружит (шар с кругом, куб с квадратом, треугольник с конусом). Но они могут дружить ещё и с другими предметами.

(Апельсин с шаром, морковь с конусом, лимон с овалом, коробка с прямоуголь-ником). Дома с родителями подумайте, какие у вас дома найдутся друзья у остальных наших фигур.

- Все эти наши семейки дружат с двумя мастерами – художником и скульптором.

(На доске – рисунки и объёмные игрушки животных).

- Так кто же с кем дружит? (объёмные тела с игрушками, плоские – с рисунками).

- А значит, объёмные работы – со скульптором, а плоские – с художником. На сегодняшнем занятии мы с вами – художники-аппликаторы. Значит, и работать будем с плоскими фигурами. Возьмите ваши волшебные конверты и загляните в них. Там вы увидите запчасти для ваших будущих игрушек. Подумайте, кого из Зверушек вы можете изобразить. Не забудьте, что сначала нужно всё разложить, подумать. И пусть ваша фантазия вам поможет. А для наших гостей из страны Геометрии мы споём песенку. На мотив песни “Наша школьная страна” дети поют: Не крутите пёстрый глобус, не найдёте вы на нём,

Той страны, страны чудесной, о которой мы поём.
В той стране живут фигуры: линии, точки и тела,
Треугольники, квадраты. Вот такие, брат, дела!
Пусть в эту страну не идут, не идут поезда,
Страна Геометрия рядом с нами в жизни всегда.

3. Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная помощь учителя.

4. Итог занятия. Анализ и показ работ учащихся.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Презентация