Урок литературного чтения по программе УМК "Гармония" в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные:

  1. познакомить учащихся с произведением и творчеством писателя С.А. Баруздина;
  2. формировать систему читательских умений;
  3. активизировать “вдумчивое чтение”;
  4. учить реагировать на поступки героев, давать им оценку.

Развивающие:

  1. формировать интерес к истории страны;
  2. развивать грамотную, связную речь учащихся, умение работать с текстом (делить его на смысловые части), умение ориентироваться во времени и пространстве;
  3. развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся (памяти, внимания).

Воспитательные:

  1. воспитание у учащихся культуры мышления;
  2. воспитание чувства патриотизма, уважения к старшему поколению, гордости за родное село, за своих предков.

Оборудование:

  • компьютер и медиапроектор, экран, доска;
  • Книга памяти
  • конверты с частями пословиц;
  • портрет С. Баруздина; “бегущая строка” с биографией поэта;
  • грамзапись песни Высоцкого;
  • выставка книг, сочинения, рисунки учащихся;
  • ребусы;
  • книжки-самоделки;
  • названия весенних месяцев.

Вид урока: комбинированный, с применением компьютерных технологий

Ход урока

I. Организационный момент

а) Настрой детей на учебный день, на урок литературного чтения: “Подарите улыбки друг другу… Улыбнитесь друг другу! Приятного вам учебного дня! Начинаем урок литературного чтения!”

б) Объявление темы урока. Сегодня мы продолжим работу по разделу “За доброе дело стой смело”. Повторим то, что изучили раньше и познакомимся с новым писателем Сергеем Алексеевичем Баруздиным и его произведением “Страшный клад”.

в) Сообщение целей урока.

II. Разминка

1. Речевая (чистоговорки).

На-на-на, на-на-на вот пришла весна,
Ло-ло-ло, ло-ло-ло принесла весна тепло,
Ко-ко-ко, ко-ко-ко солнце светит высоко,
Фа-фа-фа, ва-ва-ва во дворе растет трава,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля расцвела кругом земля.

У. Каждый из вас по-своему представляет весну. Сейчас в парах расскажите друг другу, какой вы видите весну в нашем селе (мини-рассказ).

2. На дыхание.

Весна – это чистый весенний воздух. Делаем глубокий вдох, затем выдох. (3 раза)

Ещё раз сделали глубокий вдох, на выдохе тихо весна, весна, весна. Ещё раз громче и быстрее.

3. На дикцию.

У. Повторяем: Весна? Весна! Весна? Весна! Весна? Весна! Весна-а-а. Весна.

Ух, ты…весна-а-а. Мы рады весне! Ура! Весна!

III. Логически-поисковое задание

Март, апрель, май (показ названий месяцев через медиапроектор )

Что общего в этих словах?

(Ответы учащихся)

- Название месяцев, все месяцы весенние, отвечают на вопрос “что?”

Чем отличаются?

(Ответы учащихся)

- Начинаются с согласной и гласной букв, количеством букв, количеством слогов, ударением, разное количество дней.

IV. Актуализация знаний учащихся

У. Какой знаменательный праздник будем отмечать 9 мая?

(Работа с иллюстрацией, показ через медиапроектор)

У. В 1941 году 22 июня фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. Чтобы защитить свою Родину от врага встала вся страна. Эта кровопролитная война длилась до 9 мая 1945 года. В честь окончания войны каждый год наша страна отмечает День Победы. Наша обязанность помнить о тех годах, тех героев.

V. Комплексное применение знаний

Прослушивание записи песни “Сыновья уходят в бой” в исполнении В. Высоцкого.

У. Закройте глаза и представьте себе картину, которую нарисует вам ваше воображение.

Какие чувства у вас возникли после прослушивания песни.

Песню, какого автора вы прослушали? Какое его стихотворение вы читали дома?

Д. Владимира Высоцкого “Он не вернулся из боя”.

VI. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение учащимися стихотворения В.Высоцкого “Он не вернулся из боя”

У. Что взволновало вас больше всего при чтении стихотворения? Почему?

Прочитайте, какие слова повторяет автор, чтобы подчеркнуть скорбь, грусть, негодование.

Прочитайте последнее четверостишие.

Что хотел автор показать этими строчками?

У. О каком историческом времени говорится в стихотворении?

Во время Великой Отечественной войны многие люди были готовы в любую минуту встать на защиту Родины. И это уже можно назвать героизмом.

Так и в нашем стихотворении. Друзей уже можно назвать героями.

Минутка поэзии.

У. Ребята, кто приготовил на минутку поэзии стихотворение?

(Чтение учащимися стихотворений о войне)

У. Что прославляют поэты в ваших стихотворениях?

VII. Физминутка

Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места.
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два! Раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два! Раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два! Раз и два!

VIII. Работа над содержанием нового произведения

1. Психологическая подготовка.

У. Мы говорим с вами сейчас о Великой Отечественной войне. Это трудная тема. Война была огромным горем. И не было по всей стране ни одной семьи, ни одного дома, которого бы не коснулась война. Она оставила свой след в душе каждого и пережившего войну, и родившегося после. Прошло уже столько лет, как война кончилась, а писатели, поэты продолжают о ней писать, переживать все заново.

2. Знакомство с творчеством писателя.

У.Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя Сергея Алексеевича Баруздина. Посмотрите на портрет писателя. (Показ портрета с помощью медиапроектора).

Д. (читают “бегущую строку”) Сергей Алексеевич Баруздин родился в 1926 г. С десятилетнего возраста начал писать стихи, которые печатались в детских газетах и журналах.

У. Сергей Баруздин участник Великой Отечественной войны. Он написал много книг о воинском подвиге в годы войны.

Д. (читают “бегущую строку”) Он написал около ста книг для детей и взрослых.

У. Этой теме посвящено много повестей и романов, с которыми вы познакомитесь в старших классах.

IX. Работа с текстом до чтения. Вызов.

Прогноз.

У.Ребята, а какие книги С. Баруздина вы читали? Сегодня мы будем читать один из его рассказов. Прочитаем его название.

Д. “Страшный клад”.

У. Какие бывают клады? Как вы думаете, о чем может поведать нам этот рассказ с таким названием? Проверим, кто из вас прав. Может быть будет совсем другое содержание? (Все предположения выписываются на доске).

Чтение текста учителем.

У. Я буду читать, а вы подумайте, когда происходят события рассказа: во время войны или после неё?

Словарная работа. (Проводится параллельно с чтением.)

У. Возьмите карандаш и отметьте, какие слова вам непонятны.

Непонятные слова записываются на доске:

  • траншея – длинный глубокий ров;
  • минёры – специалист по минному делу;
  • мины – особый взрывной снаряд.

X. Работа с текстом во время чтения. Осмысление на уровне содержания.

У. Когда происходят события в рассказе: во время войны или после неё? Где?

Д. После войны. В городе.

У. Что вас особенно взволновало при чтении рассказа?

Д. Город может взорваться.

У. Почему рассказ так называется?

а) Чтение рассказа учащимися с остановками,

У. Ребята, давайте разделить рассказ на части.

б) Чтение первой части по “ цепочке” (первая остановка)

У. Что увидел солдат, когда шел по улице? Скажи своими словами.

Назовите машины, о которых упоминается в прочитанном отрывке.

О чём мы прочитаем дальше? (Предположения детей о дальнейшем развитии сюжета).

в) Чтение второй части про себя (от слов “В годы войны” и до слов “Много мин и снарядов”), вторая остановка.

У. Почему город строился заново?

Что сказано о городе? (Найдите в тексте слова и прочитайте).

Что испугало экскаваторщика?

Почему он обратился за помощью именно к солдату?

Как будут дальше развиваться события? (Предположения выписываются)

г) Чтение третьей части, жужжащее чтение (от слов “Это фашисты…” и до слов “Позвал он своих товарищей…”, третья остановка.

У. Для чего фашисты оставили страшный клад под землей?

Какие меры принял солдат?

Что произойдет дальше? (Предположения выписываются)

д) Чтение четвертой части, бинарное чтение (от слов “Чтоб не случилось беды” и до слов “Миновала беда”), четвёртая остановка.

У. Зачем жителей города переселили? Как работали минеры? Где взрывали мины и снаряды?

Что можно сказать о профессии минеров? Почему говорят, что минеры ошибаются один раз?

Как вы себе представляете дальнейшие события?

(Предположения выписываются)

е) Чтение пятой части по ролям (от слов “Через несколько дней…” и до конца)

У. Почему теперь в городе можно жить спокойно? Выделите главную мысль.

Предполагали ли мы, что так развернуться события? Сверим с нашими предположениями, что подтвердилось, а что нет?

ё) Самостоятельное чтение учащимися “про себя”.

У. Выделить в каждой части главное, составить план рассказа.

План:

  1. Город строился.
  2. Обнаружен страшный клад.
  3. Жителей города переселили.
  4. Минёры помогают людям.
  5. Фашистский клад уничтожен.

ж) Работа с иллюстрацией в учебнике.

У. Какие строки из текста соответствую иллюстрации? Зачитайте.

Какие иллюстрации к рассказу можно еще выполнить? Опишите словами.

IX. Работа с выставкой книг

У. Сергей Алексеевич писал книги не только о войне, о труде, о животных.

На нашей выставке книги о войне и других авторов, например, нашего земляка

Романа Тимофеевича Тимофеева, который написал книги “День Победы”, “Помню, была война” и другие. Книга В.И Даля “Пословицы, сказки, поговорки” в которой собраны пословицы разной тематики, одна из них – военная. С книгами вы можете познакомиться на перемене и взять их почитать. На выставке ваши лучшие рисунки о войне, сочинения.

X. Игра “Эрудит”

Необходимо вспомнить как можно больше пословиц на тему: “Героизм, справедливость”.

Смелость города берёт.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берёт.

За бравое дело стой смело.

За совесть, за честь хоть голову снесть.

У. Зачитайте из ваших книжек-самоделок пословицы на данную тему.

XI. Творческая работа учащихся

У. Сейчас выполним коллективную работу. На столе лежат конверты с пословицами. Помогите правильно собрать пословицы.

за Родину, Тот герой, кто, горой

не страшна, смерть, Храброму

он вечно, в народе, никогда не, живёт, Герой, умрёт

У. Прочитайте пословицы. О ком эти пословицы?

Д. О герое.

У.Ребята, а кого можно назвать героем? Обратимся к словарю Ожегова.

Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью и самоотверженностью человек, тот, кто совершает подвиги.

В час великих испытаний героем мог стать любой крестьянин (Матвей Кузьмин). Из какого рассказа?.

Д. Из рассказа Бориса Полевого “Последний день Матвея Кузьмина”. Героем мог стать любой человек, если только он готов отдать свою жизнь – ради счастья и свободы других людей.

XII. Знакомство учащихся с Книгой памяти

У. Не остались в стороне и наши земляки. В годы Великой Отечественной войны из нашего села ушли на фронт более 400 человек, а не вернулось 196 воинов. Увековечены имена наших земляков, участников Великой Отечественной войны, в Книге Памяти. Наши земляки не жалели своей жизни ради Победы. В честь их в 1984 г. был поставлен памятник в центре села. К нему каждый год 9 мая мы приходим на митинг, чтобы почтить память погибших.

XIII. Отгадаем ребус

(показ ребусов с помощью медиапроектора)

Ответ:

Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет мир!

IX. Итог урока (рефлексия)

Продолжить фразу:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Сегодня на уроке я научился..

- Сегодня на уроке я познакомился…

- Сегодня на уроке я повторил…

- Сегодня на уроке я закрепил..

Вот и подошел к концу наш урок. Вы хорошо работали на уроке. Выразительно читали стихи, отвечали на вопросы, работали с пословицами. Спасибо вам за урок.

X. Домашнее задание

У. Подготовить пересказ на основе готового плана.

Дома вместе с мамой и папой попробуйте создать устный рассказ о дедушках и бабушках, а может даже о прадедушках и прабабушках, которые участвовали в войне или о том, как они жили в военные годы. Найдите самые добрые, самые ласковые слова в рассказе о своих близких. Можете сочинить стихи. На следующем уроке расскажем друг другу.

Литература:

  1. О.В. Кубасова. Любимые страницы. Учебник для 3 класса по литературному чтению. Част 3. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003. – 224 с.
  2. Толковый словарь С. Ожегова.