Цели:
- Показать важность воздуха для жизни на Земле; познакомить с составом чистого воздуха; изменением состава воздуха в городе, в лесу, у водоёма, с источниками загрязнения воздуха.
- Развивать внимание, память, логическое мышление путем разрешения проблемной ситуации созданной на уроке.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- учебник,
- карточки для работы в группах;
- воздушные шары;
- свеча,
- стеклянный сосуд,
- спички для проведения опыта;
- картинки с изображением природы.
- условные знаки (состав воздуха)
1. Орг. момент.
2. АОЗ.
Какие изменения произошли с погодой во время ваших наблюдений? (небо, осадки, ветер, температура воздуха.
3. Сообщение темы цели урока.
- Сегодня утром к нам в класс залетели воздушный шарики. я думала, что они ошиблись и хотели попасть к первоклассникам, но они попросились к нам на урок.
Воздушные шарики прилетели к нам, чтобы помочь мне провести урок т. к тема нашего урока касается и их: Красный шарик будет давать вам задания, а остальные следить за вашей работой на уроке.
Сейчас он загадает вам загадку, а вы скажете о чем пойдёт речь на нашем уроке.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый: и всё же
Без него мы жить не можем. (воздух)
- Слово воздух происходит от слов “вдохнуть”, “вдыхать”
4. Работа по теме урока.
- Так что такое воздух? Это вопрос нашего урока.
(ответы детей)
- Воздух – это то, чем мы дышим.
- Без воздуха человек может жить несколько минут.
-Вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем. Воздух заполняет все промежутки, все трещинки, и щелки в предметах. Воздух растворен в воде.
Куда бы не пошли, куда бы не поехали, по морю или по суше, как бы высоко ни поднялись на самолёте, как бы низко ни спустились в шахту, - повсюду есть воздух.
Воздушный океан разлился над Землёй. Мы с вами живём на дне этой воздушной оболочки. Её называют атмосфера. Атмосфера – воздушная оболочка земли.
5. Работа в тетрадях на печатной основе с.3 № 2
Работа проходит в группах. (дети ищут ответы на вопрос)
Для чего нужен воздух?
Каждая группа работает над вопросом для обсуждения.
1 группа: Чем важен воздух всем обитателям земли?
2 группа: Для чего в воду аквариумов закачивают воздух? (обогащение воды воздухом, кислородом)
3 группа: Почему космонавтам на луне нужны скафандры и специальные устройства для переговоров? (на луне нет воздуха и переговариваться можно только через специальные устройства или знаками, которые показывают руками)
4 группа: Попробуйте объяснить, как мы говорим и слышим. (говоря, мы заставляем воздух колебаться, и эти колебания достигают ушей наших и слушателей).
Следующий вопрос, который задаёт вам “Воздушный шарик”
- Из чего состоит столь важный для нашей жизни воздух?
6. Самостоятельная работа с текстом с.4.
- Кислород – занимает 1?5 часть объёма воздуха, поддерживает горение.
- Азот – занимает 4?5 части объёма воздуха, не поддерживает горение.
- Углекислый газ – не поддерживает горение, не пригоден для дыхания.
А теперь вы сможете ответить на вопрос: Почему надо проветривать жилые помещения, классные комнаты?
Учитель моделирует ситуацию: “Когда человек находится в закрытом помещении.”
Для этого потребуется стеклянная банка, спички и свеча.
Почему горит свеча? (В воздухе много кислорода, а кислород поддерживает горение.)
- Накройте, свечу стеклянной банкой через некоторое время свеча погаснет.
- Почему погасла свеча? (Кончился кислород)
Представьте: свеча- человек, который дышит в помещении, банка – комната с закрытыми плотно окнами и дверями.
Вывод: когда в закрытом помещении дышит много людей, комнату необходимо проветривать, пополнять запас кислорода.
7. Работа в группах. Нарисуйте с помощью условных знаков, как вы представляете воздух в своей комнате:
1-2 группа. Вы находитесь в комнате, где очень много людей, закрыты все окна и двери.
3- 4 группа. Вы находитесь в классной комнате с широко открытыми окнами.
Чтобы ученики представили степень условности модели, можно сообщить им, что в чистом воздухе на одну молекулу углекислого газа приходится примерно 900 молекул кислорода и 5000молекул азота. Ученикам важно знать, что больше всего в воздухе азота и кислорода, но даже маленькие количества ядовитых газов или болезнетворных бактерий могут делать воздух опасным для здоровья.
Проверка работ.
- Везде ли состав воздуха одинаков?
8. Охрана воздуха.
На доске вывешиваются три картинки. “Воздушный шарик” приглашает вас на прогулку.
- В каком месте вы бы хотели оказаться в летний жаркий день? Почему?
Давайте, с помощью условных знаков сравним, состав воздуха над заводом, озером, лесом.
(3 человека работают у доски, с помощью условных знаков обозначают состав воздуха над каждой картинкой)
- В каком воздухе больше кислорода, пыльцы растений (над лесом),углекислого газа, пили и ядовитых газов(над заводом), водяных паров (над озером),
- Чем отличается по составу воздух “влажный”, “целебный”, “застойный”
“Воздушный шарик” спрашивает:
- Какое влияние оказывает на человека большое количество заводов, фабрик, асфальтированных дорог.
С/ р Тетрадь с.5 №5.
Ответы на вопросы
9. Работа в группах
- Давайте составим знаки, которые объяснят людям, отчего загрязняется воздух.
- Какие живые организмы помогают очищать воздух?
- Можете ли вы участвовать в решении проблемы очистки воздуха?
Вывод: Необходимо бережное отношение к зеленым насаждениям, в частности вдоль автомобильных дорог. Более активно “спасает” нас от вредных веществ трава, поэтому газоны не надо затаптывать, обязательно ухаживать за ними, каждую весну подсевать, не бросать на них бумажки и другой мусор – всё это мешает траве делать свою важную работу.
10. Это интересно. (делает сообщение ученик)
Взрослый человек потребляет 20 литров кислорода в час. Растения легко восполняют эту потерю. Например, один дуб вырабатывает за год столько кислорода, что его достаточно для поддержания жизни 10 людей.
Но с развитием техники восполнять потери кислорода всё труднее. Средний автомобиль сжигает за час работы (20 000) двадцать тысяч литров кислорода. А один реактивный самолёт только на старте “съедает” 120 миллионов литров кислорода – столько, сколько вырабатывает за год небольшая роща.
11. Итог урока.
- Что интересного и нового вы узнали на уроке?
- Почему “Воздушный шарик” говорит, что без воздуха он “ничто”
- Какие газы входят в состав воздуха?
- Какие примеси бывают в воздухе?
- Что загрязняет и что очищает воздух?
Составьте предложение из слов. (у каждой группы лежит по слову)
Берегите лес – наше богатство!
“Воздушные шарики” благодарят вас за работу и хотят остаться с вами. (каждой группе вручается воздушный шарик)
12. Д?з с.4 № 3, № 4