Тема урока: Описание природы.
Тип урока: Развитие связной речи.
Форма урока: Творческая мастерская.
Цели и задачи урока:
обучающая
учить постигать тайны слова при описании
природы, помочь ученикам понять общее настроение
зимнего пейзажа, активизировать употребление
лексики, характерной для художественного стиля;
развивающая
развивать речь и ассоциативное мышление,
способность к рефлексированию и речевому
прогнозированию;
воспитательная
воспитание художественной
речетворческой личности.
Формы работы на уроке:
Индивидуальная, групповая, парная.
Оборудование:
1. Доска.
2. Дидактический материал.
3. ТСО (магнитофон с записью фрагмента из балета С. Прокофьева “Золушка”.)
4. Учебник-хрестоматия. Литература 5 класс.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся 6-го класса и конструирование проектируемого урока
В классе 12 человек, 8 мальчиков и 4 девочки. Степень обученности – 46%. Класс работоспособный. Основная масса учеников обладает сильными темпераментами: флегматики – 2 человека, холерики – 10 человек.
Исследование функциональной асимметрии мозга проведено у 11 человек, из них 5 человек (45,5%) с преобладанием левых признаков, т. е. правополушарные.
Ведущий канал восприятия учащихся - визуальный (7 человек), смешанный (4 человека): визуал/кинестетик (2 человека), визуал/аудиал (1 человек), аудиал/визуал (1 человек).
У класса нет проблем с умениями первичной обработки текстов: читать и понимать, выделять главное, составлять план, пересказывать текст устно и излагать его письменно, создавать текст по образцу, использовать знания в стандартной ситуации. Вместе с тем класс как коллектив затрудняется создавать текст по заданному жанру, прогнозировать его речевое оформление, использовать знания в незнакомой и нестандартной ситуации.
Исходя из психолого-педагогической характеристики учащихся, одной из важных целей урока будет развитие речи и ассоциативного мышления, способности к речетворчеству в нестандартной для них ситуации.
Выбор формы урока – “Творческая мастерская” - соответствует темпераменту учащихся, а также преобладанию право – и левополушарной ассиметрии. Правополушарные дети склонны к описаниям, интуиции и поэтическому творчеству, для них предусмотрены соответствующие методы проективно-творческого характера. Наконец, ведущий канал восприятия учащихся – визуалу и кинестетику не годятся долгие эмоциональные повествования. Погружаясь в художественные миры писателей, музыкантов, они учатся сами искусству видеть, слышать, чувствовать живое поэтическое дыхание природы.
Речетворская деятельность учащихся организуется с учетом трехступенчатости данного процесса:
- Создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого ученика. В качестве индуктора выступают слово, текст, мелодия, рисунок – все, что может разбудить.
- Рождение замысла и начало его разработки.
- Создание текста.
Как автор предполагаемого открытого урока вижу свою собственную цель прежде всего в апробировании технологии “Педагогическая мастерская”.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Индукция (наведение)
- Ребята, вы любите постигать “тайны” волшебных превращений?
( … )
Тогда я вас приглашаю в нашу творческую мастерскую.
- Скажите, у вас дома есть копилки?
( … )
А что вы в них копите?
( … )
- Сегодня нашими копилками на уроке будут … ваши тетради и мы должны их … наполнить как вы думаете – чем? (Словами и мыслями) А в конце урока ,используя содержание своей копилки, вы напишите небольшие тексты.
- Итак, нам предстоит опустить в копилку первое слово, которое будет темой нашей мастерской. А чтобы найти его, ответьте на вопрос.
Запись на доске:
Ты слышал? Кто-то тихо к нам пришел,
Прокрался в сад и след … оставил,
В узор оград туманов свет оправил …
- Ваши ассоциации, предположения. Кто же это?
Возможно вам помогут иллюстрации ( они лежат на партах ).
Появляется запись на доске:
(Чародейка, волшебница, колдунья, искусница Зима, фея, Снежная королева)
- Какое из этих слов больше ассоциируется с волшебством? (…)
- Итак, тема нашей мастерской “Фея Зимы”.
Вспомните, кто такие феи?
Чем они занимаются?
Задание: Попробуйте написать определение слова “фея”.
Феи – это молодые волшебницы, которые творят сами добрые дела или мешают колдунам строить козни.
Академический словарь русского языка т. 4, с. 560, даёт такое определение: фея – в западноевропейской мифологии, волшебница.
Задание: Распространите слова – ассоциации определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания. (искусная чародейка, добрая волшебница, искусница льда, очаровательная колдунья, злая фея)
3. Деконструкция (работа с текстом).
Со злой феей мы уже встречались на страницах… Какой сказки? (сказки Г. Х. Андерсена “Снежная королева”).
- Откройте хрестоматии, найдите и зачитайте описание портрета злой феи.
(“За окном порхали снежинки…) Анализ текста.
Задание:
1) Обратите внимание на микротемы, характеризующие внешность королевы.
Происхождение: … женщина из снежинок. Вся изо льда.
Внешность: Необыкновенно прекрасна. Глаза сияют как звёзды, но нет в них ни тепла, ни мира.
Одежда: Закутанная в белый тюль, сотканный из снежных звёздочек.
2) Как доказать, что это образное описание?
В тексте используются художественно – выразительные средства языка:
Олицетворение – снежинка начала расти, глаза сияли.
Эпитеты – тончайший белый тюль, снежные звёздочки, ослепительно сверкающий лёд.
Сравнение – глаза как звёзды, вся изо льда.
Героиня Андерсена – воплощение зла, хотя внешне прекрасна, как фея.
- Наша гостья –Фея Зимы – героиня балета С. Прокофьева “Золушка”. В музыкальной сказке она не единственная, а одна из четверых, которые, по замыслу композитора, олицетворяют живое поэтическое дыхание природы (времена года: Фея Весны, Фея Лета, Фея Осени, Фея Зимы).
- Речевой тренинг:
Представьте крошечную комнату. Ветхая лестница ведёт наверх. Там у полуоткрытого окна стоит маленькая печальная фигурка. Это Золушка.
- Какую картину природы она могла наблюдать из окна.
Задание:
1) Вам предстоит восстановить текст этой картины. (Работа в парах)
2) К какому стилю мы отнесём данные тексты? (Художественное описание)
Стоит поразительная тишина. Сад словно ждёт чего-то. И вдруг… (звучит танец Феи Зимы)
- Вы прослушали фрагмент из балета С. Прокофьева “Золушка”. Какие мысли и чувства он у вас вызвал? Опишите своё состояние. Собирание лексического материала по плану:
(Запись на доске) 1. Музыка
2. Появление Феи Зимы
3. Портрет
4. Уход Феи Зимы.
4. Реконструкция (создание своего текста).
Запись в тетради:
Музыка
Музыка чарует, завораживает, погружает в необъяснимое восторженное состояние. Все звуки зимы использовал в танце Феи Зимы композитор: протяжной стон вьюг, шорох снежинок в морозном воздухе, свист ветров, жалобы заснеженных елей и пронзительную тишину в ожидании чудес. …
Появление Феи Зимы
В ночном небе вспыхнула звезда. Она плавно, словно кружась в вальсе, начала падать. Вокруг нее вспыхнули тысячи таких же ослепительно сверкающих огоньков. Звезды соединились в один переливающийся ковер, и из самого красивого узора возникла Фея Зимы.
Портрет Феи
Я представляю себе Фею Зимы высокой и очень стройной.
Платье из легкой серебристой ткани, сотканной белыми паучками-снежинками. Ожерелье и сережки из ледяных капелек. В руках у нее шкатулка с мелодиями вьюг и ветров.
Уход Феи Зимы
Отзвенела последняя нотка, повисла в воздухе, как капелька застывшей воды, и нет больше волшебницы Зимы.
5. Афиширование (представление собственных текстов).
6. Д/з:
1. Оформить работу для альбома “Фея Зимы”.
2. Нарисовать Фею Зимы (по желанию ).
3. Написать (словесно) музыку к тексту Упр. 278.
7. Рефлексия (обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской).
Карта отслеживания эффективности урока.
1.Твоё отношение к уроку (подчеркнуть).
1) Отличный, интересный, захватывающий
2) Хороший, содержательный, заставляющий работать
3) Нормальный, обычный
4) Скучный, работа без интереса
5) Бесполезный совсем не интересный
2. Вспомни (как можно точнее) название темы урока:
______________________________________________
Какая цель стояла перед тобой на уроке:
Чему новому ты научился на уроке:
______________________________________________
Какие раннее полученные знания ты использовал на уроке:
________________________________________________
При проектировании урока опиралась на алгоритм технологии педагогической мастерской как средства создания комфортных условий для успешного взаимодействия учителя и ученика на учебном занятии, методические статьи в журнале “Русский язык в школе”:
- Речетворчество учащихся… Л. Д. Пономарева - РЯШ, №6, 2002, с. 3.
- Речетворческие тренинги. Л. Д. Пономарева – РЯШ, №3, 2004, с. 62.
- Творческие мастерские.Л. А. Музиянова – РЯШ, №6, 2003, с. 19,
- а также книгу “ Детское слово о музыке” Г. Б. Вершининой (Теория и практика обучения на уроке развития речи) – Новокузнецк, 1995.