Использование малых фольклорных жанров в процессе ознакомления детей с родной природой и ее образами в народной культуре

Разделы: Работа с дошкольниками


В наше время, как и на протяжении многих веков, жизнь человека является неотъемлемой частью природы. Мир, который окружал наших праотцов, наполнялся определённым смыслом, не только практическим, но и мифологическим. Наши праотцы боготворили природу, приписывали ей человеческие действия и переживания, оживляли и одухотворяли её. Мне кажется, что современному ребёнку важно научиться осознавать, что природа-мать – это колыбель всего живого на земле, важно раскрыть новое в знакомом и знакомое в новом, выявляя простейшие закономерности и связи. В результате своими действиями необходимо поддерживать в ребёнке чувство общности и единения с природой, способствовать овладению в дошкольном возрасте гармоничными способами взаимодействия с нею.

Из множества демонологических образов народной культуры мною были отобраны образы Лешего, Водяного, Русалочки, Домового, Чёрта, Бабы-яги, которые, во-первых, чаще всего встречаются в устном народном творчестве, в том числе в детском фольклоре, и, во-вторых, близки восприятию, переживанию и опыту детей дошкольного возраста. Одна из особенностей состоит в том, что эти образы одухотворяют многие природные явления, им приписываются качества, поступки, свойственные человеку, что сближает восприятие природы ребёнком и древнейшие представления о природе.

Я считаю важным обратить внимание взрослых на эти образы. Одна из особенностей состоит в том, что эти образы одухотворяют многие природные явления: солнце, дождь, ветер, радугу, растения, животные. В детском фольклоре им приписываются качества, поступки, свойственные человеку, что сближает восприятие природы и древнейшие представления о природе.

В силу психических возрастных особенностей дошкольника это своеобразие народной культуры может по-разному восприниматься ребёнком, в том числе усиливая естественные возрастные страхи детей. Так, педагогам и родителям известны страхи, связанные с водой, огнём, темнотой, одиночеством, животными, когда ребёнок испытывает дискомфорт, не чувствует себя защищённым. И часто взрослые совершают ошибку, доказывая ребёнку бессмысленность и необоснованность его страхов. Детская логика – это скорее логика мифа, сказки, где невозможное возможно, несоединимое соединимо.

Я вас познакомлю с теми чудовищами, которые пугают детей. Они приходят к нам из двух миров, если можно так сказать: мира фольклора и мира сказок. Эти персонажи (Баба Яга, Кощей и др.) – плод человеческой фантазии, когда люди верили в сверхестественные явления и существование как божественных сил, так и нечистых сил вроде ведьм, чертей. Баба Яга – воплощение всех таинственных, необъяснимых сил природы в образе предка по женской линии: ведь когда-то этот культ тесно соприкасался с культом природы. Не лучше её и Кощей – коварный и жестокий губитель. В нём нет ничего человеческого, он – антипод всему. В Кощее виден далёкий предок по мужской линии: суровый и патриархальный властелин над сердцами и умами, прежде всего – женским, недаром в сказках именно он обычно оказывается похитителем героинь.

Страх – своеобразный тест, свидетельство глубины и остроты чувств ребёнка. Некоторые не в меру рациональные родители во что бы то ни стало стремятся как можно раньше разбить детскую веру в существование сказочных персонажей вообще, а уж страшных – в особенности. Подобными действиями мы мешаем развитию эмоциональности ребёнка, формированию чувства сострадания и сопереживания. Ведь жалость, сочувствие к униженным, обездоленным и попранным чудовищем героям сказок и являются для малышей начальной школой гуманизма. Знакомясь с различными перипетиями сказочных событий, ребёнок учится вовремя распознавать опасность и находить в себе силы для её преодоления. И в жизни ему, увы, неоднократно придётся сталкиваться с такими ситуациями, как недружелюбие, злость, подвохи и чёрная зависть ущербных в нравственном отношении людей, признающих только силу, подавление и унижение других. Так что сказки – это школа распознания нередко скрытых, глубинных отрицательных черт характера и поведения людей. Как считает психолог К.Юнг: “Отвержение же духовного наследства народа приводит к духовной нищете и растущему чувству страха”. Чтобы этого не произошло, считают психологи, важно сделать данные образы зримыми, чувственно воспринимаемыми, активно и многократно проживаемыми детьми в разных ситуациях и видах деятельности.

Цель моей работы заключалась в том, чтобы через народные демонологические образы, связанные с суевериями и отражающими низшую мифологию, развивать в ребёнке желание не навредить природе, научить жить в согласии, гармонии с нею, научить сопереживать ей, развивать в ребёнке желание сохранить своими силами то, что исчезает, погибает в природе.

Определила задачи работы с детьми:

  1. Расширять знания детей о природе, используя разные виды фольклора.
  2. Познакомить детей с образами народной мифологии, связанными с природой.
  3. Воспитание активной, деятельной любви к природе.

Исходя из указанной цели, я поставила перед собой несколько задач подготовительного этапа работы:

  1. Проанализировав литературу по народной культуре, отобрать те явления природы и мифологические образы, с которыми буду знакомить детей в разных возрастных группах.
  2. Составила перспективный план, рассчитанный на ознакомление детей с образами природы, в том числе мифологическими.
  3. Подобрала фольклорный материал (сказки, приговорки, считалки и т.д.), а также иллюстрации и видеоматериалы.
  4. Изготовила специальный наглядный дидактический материал для работы с детьми (дидактические игры, маски к подвижным играм, куклы-образы, обереги и т.д.)
  5. Разработала конспекты проведения разных видов детской деятельности, способствующих переживанию и отображению этих образов в детской деятельности. (см. приложение №1)

Этапы ознакомления с образами.

Вот как происходила работа с детьми. Детей младшего возраста я впервые познакомила с такими явлениями, как солнце, дождь, радуга, вода, растения, животные, привлекая малые фольклорные жанры (пестушки, заклички, потешки). Я предполагаю, что такое знакомство младших дошкольников с одушевлёнными образами природы послужит подготовительным этапом к более серьёзному и сложному восприятию мифологических образов (в дальнейшем это могут быть образы Царицы-водицы, Матери-сырой земли и т.д.)

Скажу несколько слов о своеобразии методики, используемой мной в работе с младшими дошкольниками. Я вижу эту особенность в том, что, во-первых, в основе ознакомления с природой лежат иные тексты – это “материнская поэзия”, игровой и потешный фольклор. Во-вторых, ведущим методом ознакомления с природными явлениями в младшем возрасте служит наблюдение, которое позволяет ребёнку формировать истинный образ, сравнивая фольклорный образ с реальным объектом. При этом дети совершают маленькие “открытия” в природе, начинают пристально, с ещё большим вниманием всматриваться в окружающий мир природы, узнают новое в знакомом и знакомое в новом.

В старшей и подготовительной группах я включала мифологические образы Лешего, Водяного, Домового и др. в работу с детьми. Подобранные книги и иллюстрации дети рассматривали самостоятельно и обращали внимание на изображённые мифологические существа.

После чтения сказок, просмотров мультфильмов, кинофильмов мы беседовали, обсуждали особенности этих образов. Вопросы этих бесед способствовали выявлению отношений детей к этим персонажам, к их поступкам, побуждали дать оценку и объяснение, дети разгадывали кроссворды на эту тему.

Я использовала следующую структуру деятельности:

Во-первых, обращала внимание на тёмную сторону образа:

А) беседа о персонаже – что он делает, когда он злой.
Б) разминка, т.е. этюд – побудь таким же, как персонаж:

  • -мимическая разминка (поулыбаться, посердиться, как…);

  • телесная (посидеть, подвигаться, как…);

  • голосовая (пошипеть, поговорить, попеть, покричать, как…);

  • дыхательная (подышать как…);

  • глазная (посмотреть как…);

  • ручная (подвигать рукой как…).

В) конкурс на самого страшного персонажа.
Г) игровое взаимодействие с персонажем.

Во-вторых, рассмотреть светлую сторону образа:

А) беседа – полезные свойства персонажа, положительные черты характера, что делает , когда добрый;
Б) рисование персонажа.

В-третьих, организация подвижной игры, упражнений.

Для усиления восприятия, для формирования положительных чувств ребёнка использовала отрывки из музыкальных произведений Р.Шумана “Дед Мороз”, П.Чайковского “Баба Яга”, Г.Свиридова “Колдун”, М.Мусоргского “Избушка на курьих ножках”, песенку Водяного из мультфильма “Летучий корабль”. Наиболее интересные отрывки из сказок старались обыграть, например, “Два мороза”, “Терёшечка”, “Гуси-лебеди”.

Представления об образах Домового, Водяного, Куклы-оберега, Лешего, Русалки, Чёрта закрепляли в разных видах деятельности детей. Народная культура даёт тесное взаимодействие человека и роли, прежде всего, через ряжение. Исходя из этого, проигрывание роли в процессе ряжения требует не только проигрывание внешнего подобия, а проигрывание её мифологического содержания. Народные праздники “Колядки”, “Масленица” дали детям возможность увидеть демонологические образы, поиграть с ними, пообщаться.

Если соединить все этапы проведённой работы, от младшего возраста к среднему и от него к старшему, то получится законченный цикл знакомства с мифологическими образами, связанными с природой, что поможет мне в воспитании активной, деятельной любви к природе. Я надеюсь, что в результате ознакомления с явлениями природы через одухотворённые, мифологические образы удастся сформировать основы экологического сознания детей.

Приложение