Элективный курс для учащихся 9-х классов "Процентные вычисления в жизненных ситуациях"

Разделы: Математика


Цель: Показать широту применения в жизни такого простого и известного учащимся математического аппарата, как процентные вычисления.

На изучение данной темы отводится 9 часов, из них 1 час – на определение успешности усвоения материала.

1. На каком содержательном материале и через какие формы работы в данном курсе реализуется задача предпрофильной подготовки. Материал для занятий подобран таким образом, чтобы можно было проиллюстрировать применение математики на практике, показать связь математики с другими областями знаний.
2. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового уровня. Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом в основном курсе материале, а главное – порешать интересные задачи.
3. Какими учебными и вспомогательными материалами будет обеспечен данный курс. 1. В.С.Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. Москва. “Просвещение”. 1990. стр.22 – Справочный материал по теме “Проценты”.

2. Журнал “Математика в школе” №10. 2003. стр.2 “Курс по выбору для 9 класса”

3. Газета “Математика” №30. 2002. стр.29. А.Буслаев “Сложные проценты”.

4. Газета “Математика” №20. 2004. стр.22; №22. 2004. стр.29; №23. 2004. стр.28. М.Кац. “Проценты”.

5. Математика – подготовка к ЕГЭ. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания. Ч.2. Волгоград. Издательство “Учитель”. 2003. стр.63 “Задачи на проценты”.

6. А.Г.Мордкович. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. Москва. “Мнемозина” 2003. стр. 56-57.

4. Какие виды деятельности возможны с данным содержанием. Знакомство с формулами вычисления сложных процентов. Решение задач на проценты, взятых из различных жизненных ситуаций. Повышение тестологической культуры учащихся
5. Какие виды работ могут выполнить учащиеся. При решении задач предполагается использование калькулятора – всюду, где это целесообразно. Это снимает непринципиальные технические трудности, позволяет разобрать больше задач. Но в ряде случаев необходимо считать устно. Для этого полезно знать некоторые факты, например: чтобы увеличить величину на 50%, достаточно прибавить её половину; чтобы найти 20% величины, надо найти её пятую часть; что 40% некоторой величины в 4 раза больше, чем её 10%; что треть величины – это примерно 33%.
6. Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса. В чём он может проявить инициативу. Задачи часто могут быть решены разными способами. Важно, чтобы каждый ученик выбрал свой способ решения, наиболее ему удобный и понятный.
7. Какие критерии позволяют оценить успехи данного курса Правильность решения и оформления решения задач, правильная монологическая речь учащихся, обоснование своих действий.

Проверка усвоения материала курса не предполагается. Соответствующие задачи не должны включаться в контрольные работы и выноситься на экзамены. Поэтому проверка знаний по теме проводится путём самостоятельного решения задач учащимися.

8. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю. Интерес к курсу и будущему профилю поддерживается иллюстрацией применения математики на практике, показом связи математики с другими областями знаний.
9. Чем может завершится для ученика изучение данного курса. Какова форма отчётности. Умением правильно решать и грамотно оформлять, обосновывать решение задач на проценты. Данный курс необходим учащимся для углубленного математического образования. Он поможет также в выборе будущего профиля.

Учебно-тематический план. (9час)

Наименование темы Часы
1 Рефлексия знаний по теме “Проценты”. Проценты в стохастике 1
2 Распродажа 1
3 Тарифы 1
4 Штрафы 1
5 Банковские операции 2
6 Голосование 1
7 Задачи на сплавы и растворы 2

Содержание программы.

Тема 1. Рефлексия знаний по теме “Проценты”. Проценты в стохастике.

На первом занятии учащимся сообщается цель и значение элективного курса, систематизируются знания учащихся о процентах <Приложение 2>, развивая их на примере решения различных задач, в том числе и из стохастики. Лучшему осмыслению учебного материала послужит составление справочной таблицы. Предлагается система вопросов и упражнений. Предлагается просмотр презентации, с целью подчёркивания важности предлагаемого курса <Приложение 1>.

Тема 2. “Распродажа”. Решение задач на различные жизненные ситуации по распродаже товара, в т.ч. для самостоятельного решения <Приложение 3>.

Тема 3. “Тарифы”. Современный мир не устойчив относительно цен за различные услуги. Решение интересных задач, актуальных в настоящее время в т.ч. для самостоятельного решения <Приложение 3>.

Тема 4. “Штрафы”. Решение задач по теме “штрафы” в т.ч. для самостоятельного решения <Приложение 3>.

Тема 5. “Банковские проценты”. (2 ч). Изучение формул вычисления сложных процентов <Приложение 2>. Создание справочной таблицы на вычисление сложных процентов и процентного прироста. Решение задач, в т.ч. самостоятельно: <Приложение 3>.

Тема 6. “Голосование”. Злободневные задачи нашей действительности. Голосование в школьном самоуправлении, в гражданском обществе. Решение задач по теме в т.ч. для самостоятельного решения <Приложение 3>.

Тема 7. “Задачи на смеси (сплавы)”. (2 ч). Решение задач на смеси и сплавы, в т.ч самостоятельно: <Приложение 3>. Выполнение итоговой работы – теста <Приложение 4>.

Список литературы

  1. В.С.Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. Москва. “Просвещение”. 1990. стр.22 – Справочный материал по теме “Проценты”.
  2. Журнал “Математика в школе” №10. 2003. стр.2 “Курс по выбору для 9 класса”
  3. Газета “Математика” №30. 2002. стр.29. А.Буслаев “Сложные проценты”.
  4. Газета “Математика” №20. 2004. стр.22; №22. 2004. стр.29; №23. 2004. стр.28. М.Кац. “Проценты”.
  5. Математика – подготовка к ЕГЭ. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания. Ч.2. Волгоград. Издательство “Учитель”. 2003. стр.63 “Задачи на проценты”.
  6. А.Г.Мордкович. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. Москва. “Мнемозина” 2003. стр. 56-57.