Коррекционно-развивающие задачи.
- Учить решать логические задачи. Развивать слуховое внимание логическое мышление.
- Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Ж] и [Ш].
- Учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки звуко-слогого анализа.
- Упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры.
- Повтор в правилах Жи и Ши.
Задание 1. Взрослый предлагает внимательно послушать, подумать, и решить логические задачи:
- На Машином платье были нарисованы три груши и
два яблока. Одну грушу и одно яблоко съели.
Сколько осталось?
- Стоит в поле береза. На березе четыре ветки. На
каждой ветке два яблока. Сколько всего яблок?
- По озеру плыли три курицы и два петуха. Сколько
птиц плыло по озеру?
Задание 2. Работа со звуком и буквой Ш.
- Взрослый просит детей отгадать загадку и выполнить задания:
- Живет в воде, когти на спине, щука не проглотит, колюч да не ёж. (ёрш). Назовите всё слово и последний звук в нем.
- - Артикуляция звука [Ш] :
- губки округлены и слегка вытянуты вперед;
- широкий язык наверху, образует “чашечку” ;
- теплая воздушная струя идет по центру языка;
- горлышко “молчит” .
Символы звука : змея шипит: ш-ш… Характеристика звука (согласный, всегда твердый, глухой)
Дидактическое упражнение “Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Ш]:
ж , ш, з, с; шо, жу, аз ; шуба, кожа, стол…
- Выучить скороговорку:
Шли шесть мышей, нашли шестнадцать грошей.
- Повтор буквы Ш.
Буква Ш с тремя шипами – не хватать её руками.
Взрослый предлагает ребенку обвести знакомую букву по контуру, заштриховать или закрасить
(вылепить из пластилина, изготовить из проволоки).
Задание 3. Работа со звуком и буквой Ж.
- Взрослый просит детей отгадать загадку и выполнить задания:
- Он ходит, голову задрав, не потому что, важный граф, не потому что, гордый нрав, а потому что, он …(жираф) Назовите всё слово и первый звук в нем.
- - Артикуляция звука [Ж] :
- губки округлены и слегка вытянуты вперед;
- широкий язык наверху, образует “чашечку”;
- теплая воздушная струя идет по центру языка;
- горлышко “работает” .
Символы звука : жук жужжит : ж-ж-ж… Характеристика звука (согласный, всегда твердый, звонкий)
- Дидактическое упражнение “Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Ж]:
ж , ш, з, б; шо, жу, аз ; заяц , рожь, крыша…
- Выучить скороговорку:
Ёжику на ужин жук жужжащий нужен.
- Повтор буквы Ж.
Ж похожа на жука, только не жужжит пока.
Взрослый предлагает ребенку обвести знакомую букву по контуру, заштриховать или закрасить
(вылепить из пластилина, изготовить из проволоки).
Задание 4.
Сравнить артикуляцию звуков [Ж] и [Ш] (найти общее и различие , обратив внимание на “на работу горлышка”).
Задание 5. Сравнить слова:
жар – шар , уши – ужи , жить – шить.
Физминутка.
Задание 6. Взрослый называет слово целиком, а дети по слогам ( упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры; оъяснить значение незнакомых слов, составить с каждым словом предложение):
дирижабль, штукатур, дирижер , путешествие, шлагбаум, кораблекрушение.
Задание 7. Отгадать загадки, заполнить таблицу, ответить на дополнительные вопросы.
1. Позову – и подойдет, на колени ляжет, если очень попрошу, сказку мне расскажет, мягонькая шерстка, круглые глазищи, и расходятся от щек длинные усищи (кошка).
- Звуко-буквенный разбор слова “кошка”
- Мама- кошка, папа- ..? (кот), детки-..? (котята).
- Назовите со словом “нет” : кошка- нет кошки, кот – нет кота…
- Опиши внешний вид и характер кошки ( пушистая, ласковая, усатая…)
2. Ползун – ползет, иголки везет (ёжик)
- Звуко-буквенный разбор слова “ёжик”
- Мама-ежиха, папа- ..? (ёж), детки-..? (ежата).
- Посчитай от двух до десяти парами:
два ежа, четыре ежа, шесть ежей… - опиши внешний вид и характер ежей (колючий, круглый, маленький…)
3. В этом стойле за оградкой спит и ест моя … , причешу её , и грива ляжет волнами красиво(лошадка).
- Звуко-буквенный разбор слова “лошадь”
- Мама-лошадь, папа- ..? (конь), детки-..? (жеребята).
- “Дом” для лошадей (конюшня).
- Составить небольшой рассказик про лошадей.
4. Скажите, ребята, из вас кто не знает моржа, что живет у холодной воды? Красная книга его охраняет, дом его там, где господствуют льды.
- Звуко-буквенный разбор слова “морж”
- Мама-моржиха, папа- ..? (морж), детки-..? (моржата).
- Опиши внешний вид и характер моржа.
- Найти лишнее слово ( морж – животное холодных стран).
Задание 8. Повтор правила “Жи и Ши пиши с буквой И”. Самостоятельная работа по карточкам “Вставь пропущенные буквы” :
Лыж…, мыш.. , ш…ло, ж..раф, ж…знь, ерш…
Итог занятия.