Урок химии в 9-м классе по теме "Соли азотной и азотистой кислот"

Разделы: Химия


Тема урока: Соли азотной и азотистой кислот.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

  • Образовательная: сформировать знания об особенных свойствах азотной и азотистой кислот, способах получения их солей и областях применения.
  • Развивающая: продолжить развивать навыки и умения: выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, проводить эксперимент и применять полученные знания на практике.
  • Воспитательная: развивать коммуникативные навыки общения: уметь слушать слышать.

Методы и методические приёмы: самостоятельная работа детей с дополнительной литературой для подготовки сообщений, выполнение лабораторных опытов, текущий контроль знаний с помощью теста.

Оборудование и реактивы:

  • Плакат по технике безопасности.
  • Таблицы: «Разложение нитратов при нагревании».
  • Классификация азотных удобрений.
  • Тест.
  • Для демонстрации опыта:
    • медная проволока,
    • азотная кислота (конц.),
    • нитрат серебра,
    • цинк,
    • нитрат меди-2,
    • гидроксид натрия,
    • хлорид бария,
    • оксид кальция.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы и целей урока.
  3. Проверка домашнего задания
  4. Изложение нового материала – беседа с опорой на эксперимент.
  5. Текущий контроль знаний.
  6. Сообщение домашнего задания.
  7. Рефлексия.

ХОД УРОКА

Учебно-воспитательный момент (этапы) урока

Цель

Методы работы и формы организации познавательной деятельности учащихся.

I. Объявление темы и целей урока

Инструктаж по технике безопасности.
«Все соли азотной  кислоты – нитраты, относят к огневзрывчатым веществам. Хранить их  необходимо отдельно от органических и неорганических веществ. Все лабораторные опыты с образованием оксида азота NO2 необходимо проводить в больших пробирках, закрытых ватными тампонами, которые необходимо смочить раствором щёлочи. Азотную кислоту следует хранить  в тёмных склянках. Запомните! Нитраты особенно токсичны».

II. Проверка домашнего задания

У доски работают два учащихся:

1. Получение аммиака, его химические свойства.
2. Химические свойства солей аммония, качественная реакция.

Класс в это  время разбирает домашнее задание упр.4.Стр.155.

III. Изложение нового материала

Учитель: Азот образует пять оксидов:

N2O3 – образует азотистую кислоту H NO2и её соли – нитриты.
N2O5 – образует азотную кислоту H NO3 и её соли – нитраты.
NO2 – образует обе кислоты и их соли Далее учитель объясняет, что H NO3 – очень сильный окислитель, поэтому с металлами реагирует по особому.

Учитель демонстрирует взаимодействие азотной кислоты с медью и запись уравнения реакции:

Учитель: Ни один из металлов не вытесняет из азотной кислоты водород,  независимо от концентрации. Это и объясняет тем,  что азотная кислота сильный окислитель,  и азот имеет максимальную степень окисления +5.
С оксидами, гидросксидами металлов, солями –  кислота проявляет типичные свойства.  Учитель демонстрирует реакции, учащиеся записывают в тетрадях.

Учитель: Какой продукт мы получили в ходе демонстрационного эксперимента.   

Учитель: Какая связь существует  между строением вещества и его свойством, мы узнаем из лабораторного опыта. (Соли нитраты)

Физические свойства нитратов

В две пробирки положили кристаллические нитраты:нитрат бария и нитрат алюминия. В пробирки прилили  два миллилитра дистиллированной воды, помешали стеклянной палочкой. Учащиеся обнаружили, что соли растворяются.

Учитель: Что называют солями?
Ученик:  Соли это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и ионов остатка.
Учитель: Необходимо построить логическую цепочку:  Вид химической связи ––> тип кристаллической решётки ––> силы взаимодействия между частицами в узлах решётки ––> физические свойства
Ученик: Нитраты это соли, ионная связь, следовательно ионная кристаллическая решётка. ионы в узлах удерживаются электростатическими силами.  Нитраты – твёрдые кристаллические вещества, растворимые в воде,  тугоплавки, сильные электролиты.

Химические свойства нитратов

Учащиеся выполняют лабораторную работу.

1. Взаимодействие с металлами, кислотами, солями, щелочами.

Cu (No3)2 +Zn ––>
Ag No3 + HCl  ––>
Cu (No3)2 + NaOH ––>
Ag No3 + BaCl2 ––>

2. Гидролиз  нитратов:

Определить реакцию среды растворов: Al(No3)3 и  Ba(No3)2
Записать молекулярные и ионные уравнения возможных реакций с указанием среды.

Специфические свойства нитратов и нитритов

Учитель: Все нитраты при нагревании разлагаются при образовании кислорода. Характер других продуктов реакции зависит от положения металла. которые образует нитрат,  в электрохимическом ряду напряжений.  Учитель обращает внимание учащихся на  электрохимический ряд напряжения металла.  Учитель демонстрирует опыт.
Разложение нитрата серебра.
Накалить в пробирке,  закрытую тампоном ваты,  смоченным концентрированным раствором щелочи, кристаллики  нитрата серебра.

Учитель: Какие выделились газы? Что осталось в пробирке?
Учащиеся: NO2 и O2. Осталось серебро.
Учитель: Почему я пробирку закрыла ватным тампоном, который смочила концентрированным раствором щёлочи?
Ученик: Выделился оксид азота  No2. Это ядовитый газ, он взаимодействует со щёлочью и обезвреживается.

Учащиеся записывают уравнения в тетрадях, один ученик  у доски

Учитель: Что является качественной реакцией на нитрат – ион HNO3?  Оказывается, чтобы распознать ион HNO3   необходимо осуществить  следующее, взаимодействие нитратов с металлической медью в присутствии  концентрированной серной кислоты.

Демонстрация опыта: Качественная реакция на ион HNO3. В большую сухую пробирку поместить медную пластинку предварительно её,  зачистив, несколько кристалликов KNo3, прилить  концентрированную серную кислоту.  Пробирку закрыть ватным тампоном, смоченным раствором щёлочи и нагреть.

Учитель просит назвать признаки реакции. 

Ученик: В пробирке  бурый пар это –  NO3, появляются зеленоватые кристаллики  нитрата  меди – II.

Ученик записывает уравнения у доски

KNo3 + H2SO4 = KHSO4 + HNO3

Cu0 + 4HN+5O3 =  Cu ( No3)2 + 2N+4O2 + 2H2O

Затем учитель демонстрирует схему уменьшения силы кислот

   H NO3

H2SO4  HCl      H2SO3      H2CO3      H2S    H2SiO3     ––>

   H3PO4

В соответствии с рядом кислот каждая предыдущая кислота может вытеснить из соли последующую.

Затем выступают учащиеся  с сообщениями.

1. Влияние нитратов на окружающую среду на организм человека.

Азот основной  питательный элемент, который влияет на рост вегетативных органов –  стеблей и листьев. Азотные удобрения рекомендуются вносить поздней осенью или ранней весной, так как талые воды смывают половину удобрений. Важно соблюдать нормы и сроки внесения,   вносить  в несколько приёмов. Избыточное употребление азотных удобрений не только ведёт к аккумуляции нитратов в растениях,  но и приводит к загрязнению окружающей среды.  Один из признаков загрязнения водоёма, цветение воды, вызванная буйным размножением водорослей.
Для самих растений нитраты безвредны, а для человека и животных опасны.  Смертельная доза для человека 8–15 гр. Многие  растения способны накапливать большое количество нитратов,  например: капуста, кабачки, петрушка, укроп, свекла  во время роста и развития стеблей и листьев А при созревании семян потребление азота практически прекращается Плоды , достигшие полной зрелости, не содержат нитратов.  Попадая в организм человека, часть нитратов всасывается в желудочно-кишечном тракте в неизмененном виде, а другая часть может превращаться в ядовитые нитриты,  аммиак. Признаки небольшого отравления – слабость, головокружение, тошнота.  Первая помощь при отравлении нитратами – обильное промывание желудка, приём активированного угля. Уменьшить вредное влияние нитратов – употребление витамина С: ввести в рацион питания чёрную и красную смородину, другие ягоды и фрукты, в висячих плодах нитратов нет И конечно же зелёный чай.

2. Где применяются нитраты и нитриты.

Нитрат  серебра,  который чернит ткать,  бумагу (ляпис) применяют как противомикробное средство для лечения кожных язв,  прижигания бородавок,  основный  нитрит висмута  назначают внутрь при язвенной болезни желудка и  двенадцатиперстной кишки.  Наружно – в мазях, присыпках при воспалительных заболеваниях кожи. Нитрит натрия  применяют в медицине как спазмолитическое средство. Нитриты применяют в колбасном производстве 7 г на 100 кг. фарша. Нитриты придают колбасе розовый цвет. К тому же присутствие нитритов  необходимо ещё  и по другой причине: они предотвращают развитие микроорганизмов, выделяющих токсические вещества.

IV. Текущий контроль знаний

1. Наиболее прочная молекула:

а) Н2 
б) F2
в) О2
г) N2

2. Степень окисления +3 у азота:

а) NH4NO3;
б) Na NO3;
в) NO2
г) К NO2.

3. Сильные электролиты:

а) азотная кислота
б) азотистая кислота
в) водный раствор аммиака
г) нитрат аммония

4. Водород выделяется при взаимодействии:

а) Zn + H NO3 =
б) Сu + HCI =
в) AI + Na OH =
г) Zn + H2SO4 =
д) Fe + HNO3 =

5. Укажите число ионов в сокращённом ионном уравнении взаимодействии сульфата натрия и нитрата серебра:

а) 1
б) 2
в) 3
г) 4

Ответы: 1 – г, 2 – г, 3 – а, 4 – в, г, 5 – в.

V. Сообщение домашнего задания:

Учебник: Габриеляна – Химия – 9 класс.
Параграф – 27. Упр.7. Стр. 155.( Решить задачу ).
Сильным ученикам дополнительно: выполнить цепочку превращений:

VI. Рефлексия

– Что нового вы узнали на уроке?
– А можно эти знания применить в повседневной жизни?




Подготовить учащихся к активной деятельности на уроке.


Проверка усвоения темы «Соли аммония»









Сформировать знания об особенных свойствах азотной кислоты
















Продолжить развивать навыки и умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

























Продолжить развивать навыки и умения проводить эксперименты и применять полученные знания в практике.





















Выяснить качественную реакцию на ион



































Выяснить: как влияют нитраты и нитриты на окружающую среду и организм человека. и их применение.



















Текущий контроль знаний.



Слово учителя.





Индивидуальная и фронтальная работы











Фронтальная работа.


















Фронтальная работа. Индивидуальная работа.





























Работа в парах



























Фронтальная работа и индивидуальная




































Фронтальная и индивидуальная работа





















Индивидуальная работа
















































Фронтальная работа