Урок русского языка в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (1-й класс, II четверть) "Буква как знак звука"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • закрепить знания детей о мягкости-твёрдости, звонкости-глухости согласных звуков;
  • сформировать представление о букве как значке для обозначения звука; развивать навыки парной работы; развивать творческие способности учащихся через осуществление ими исследовательских действий: постановку учебной задачи, открытие новых знаний

Оборудование: для работы в парах – лист со звуковыми моделями, фломастеры, лист бумаги, рисунки старинного письма, магниты, учебник В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, В. А. Левин “Букварь” 1 часть.

Тип урока: постановка учебной задачи.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Ситуация успеха (работа в парах)

“Найти потерявшуюся пару”

- Назовите предметы, изображённые на листе

(груша, тюльпан, щука, чайник, розы, ёлка, ослик)

- Что ещё видите?

(звуковые модели слов)

- Какое задание можно сформулировать по этому листу?

(Соединить предмет с моделью)

  

Проверка

1-3
2-4
3-1
4-2
5-6
6-7
7-5

  • Физминутка “Поймай слово” (по первому звуку)

Мягкий звук – ловим (хлопаем)
Твёрдый звук – гоним (топаем)

Батон, белка, гвоздь, зебра, цирк, чашка, жизнь, щука, лицо, киска, молоко, книга.

(В это время помощник составляет модель слова “горы” в тайне от всех учеников)

3. Ситуация “разрыва”

- Пока мы ловили слова, мой помощник записал слово на доске. Отгадайте наше слово.

мама ваза норы зубы
роза рана рама Рома и другие

4. Постановка учебной задачи

- Мой помощник обозначил в схеме каждый звук, но вы так и не сумели прочитать загаданное слово. Почему?

(Согласных и гласных звуков много, а мы использовали для них одинаковые значки, поэтому нельзя сказать, какой звук обозначен каждым из этих значков)

- Какие звуки могут стоять на первом месте?

(Любой согласный звонкий твёрдый звук)

- Какие звуки могут стоять на втором месте?

(Любой гласный звук)

5. Решение учебной задачи

- Давайте придумаем для каждого звука свой знак, тогда этот звук не спутаешь с другими – побудем изобретателями. Я предлагаю модели оживить и добавить цвета. Например,

[а] - красный

[о] - синий

[у] – фиолетовый и так далее, пока цветов не станет хватать или пока не запутаемся.

Вывод – способ неудобный

- Кто может предложить ещё способы обозначения звуков?

(Геометрические фигуры, палочки, стрелочки и другие)

Каждый способ обрабатывается и выясняется его несостоятельность или неудобство.

- Как вы думаете, будут ли понятны другим людям наши значки? Смогут ли те, кто не придумывал их вместе с нами, прочитать наши слова, которые мы запишем нашими значками?

- Если наши значки не всем понятны, можем ли мы ими пользоваться, поймут ли их ваши родители?

- Значит, надо договориться…

  • Физминутка “Ветер подул” (кто согласен должны присесть)

Ветер подул на того, кто считает, что звук

[з] - звонкий [а] - гласный [р] - мягкий
[о] - согласный [т] - глухой [ф] - звонкий
[м’] - мягкий [й’] - твёрдый [б’] - мягкий

- Давным-давно, когда люди жили в пещерах, вместо одежды носили шкуры с убитых зверей, они не умели ни писать, ни читать.

С течением времени у людей появилась необходимость поддерживать связи с другими племенами, чтобы узнать, в какой реке больше рыбы, в каком лесу больше грибов. Племена жили вдали друг от друга и с помощью устной речи люди не могли передавать свои мысли на большие расстояния. Ведь даже если они жили на разных берегах большой реки, то с помощью голоса не могли общаться друг с другом. Вот тогда-то и возникла у людей необходимость в письменной речи. Они начали рисовать свои письма. Каждый рисунок имел своё значение. Например,

Читать такие письма было очень трудно. Каждый человек мог по-своему нарисовать солнце, гору, лес, то есть изображения, понятные только ему. Иногда человек, получивший такое письмо, не мог правильно прочитать, что в нём написано, понять его смысл, содержание. Чтобы в этом убедиться я предлагаю вам прочитать вот это письмо:

(Мальчик пошёл в лес за грибами. Мальчик сходил в лес и нашёл много грибов.)

Или вот это письмо:

(В классе идёт урок. Дети сидят на уроке за партами. Учитель объясняет новый материал.)

Со временем рисунки становились такими сложными, запутанными, что разобраться в них было очень трудно. И вот, чтобы упростить письма, сделать их понятными для всех, они придумали значки, которыми мы пользуемся и сейчас.

Эти значки ……. Буквы.

Буквенная запись – это тоже условная запись. И надо остановиться на этой записи только потому, что она понятна всем окружающим.

- Теперь я напишу буквами русского языка слово, которое мы с помощником вам загадали.

Г О Р Ы

-Какую запись легче прочитают ваши родители? Почему?

6. Моделирование задачи.

- Что же нам нужно на следующих уроках изучить, чтобы нас понимали окружающие? В чём состоит наша главная задача? (изучить значки-буквы)

-Какими буквами обозначаются гласные на письме? А какими буквами - согласные?

7. Закрепление. Домашнее задание

- Что вам поможет рассказать дома родителям о том, что узнали сегодня на уроке? (“Букварь” с. 48-49). По “букварю” разобрать, что рассказать дома.