Цели урока:
- закрепить знания детей о мягкости-твёрдости, звонкости-глухости согласных звуков;
- сформировать представление о букве как значке для обозначения звука; развивать навыки парной работы; развивать творческие способности учащихся через осуществление ими исследовательских действий: постановку учебной задачи, открытие новых знаний
Оборудование: для работы в парах – лист со звуковыми моделями, фломастеры, лист бумаги, рисунки старинного письма, магниты, учебник В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, В. А. Левин “Букварь” 1 часть.
Тип урока: постановка учебной задачи.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Ситуация успеха (работа в парах)
“Найти потерявшуюся пару”
- Назовите предметы, изображённые на листе
(груша, тюльпан, щука, чайник, розы, ёлка, ослик)
- Что ещё видите?
(звуковые модели слов)
- Какое задание можно сформулировать по этому листу?
(Соединить предмет с моделью)
Проверка
1-3
2-4
3-1
4-2
5-6
6-7
7-5
- Физминутка “Поймай слово” (по первому звуку)
Мягкий звук – ловим (хлопаем)
Твёрдый звук – гоним (топаем)
Батон, белка, гвоздь, зебра, цирк, чашка, жизнь, щука, лицо, киска, молоко, книга.
(В это время помощник составляет модель слова “горы” в тайне от всех учеников)
3. Ситуация “разрыва”
- Пока мы ловили слова, мой помощник записал слово на доске. Отгадайте наше слово.
мама | ваза | норы | зубы |
роза | рана | рама | Рома и другие |
4. Постановка учебной задачи
- Мой помощник обозначил в схеме каждый звук, но вы так и не сумели прочитать загаданное слово. Почему?
(Согласных и гласных звуков много, а мы использовали для них одинаковые значки, поэтому нельзя сказать, какой звук обозначен каждым из этих значков)
- Какие звуки могут стоять на первом месте?
(Любой согласный звонкий твёрдый звук)
- Какие звуки могут стоять на втором месте?
(Любой гласный звук)
5. Решение учебной задачи
- Давайте придумаем для каждого звука свой знак, тогда этот звук не спутаешь с другими – побудем изобретателями. Я предлагаю модели оживить и добавить цвета. Например,
[а] - красный
[о] - синий
[у] – фиолетовый и так далее, пока цветов не станет хватать или пока не запутаемся.
Вывод – способ неудобный
- Кто может предложить ещё способы обозначения звуков?
(Геометрические фигуры, палочки, стрелочки и другие)
Каждый способ обрабатывается и выясняется его несостоятельность или неудобство.
- Как вы думаете, будут ли понятны другим людям наши значки? Смогут ли те, кто не придумывал их вместе с нами, прочитать наши слова, которые мы запишем нашими значками?
- Если наши значки не всем понятны, можем ли мы ими пользоваться, поймут ли их ваши родители?
- Значит, надо договориться…
- Физминутка “Ветер подул” (кто согласен должны присесть)
Ветер подул на того, кто считает, что звук
[з] - звонкий | [а] - гласный | [р] - мягкий |
[о] - согласный | [т] - глухой | [ф] - звонкий |
[м’] - мягкий | [й’] - твёрдый | [б’] - мягкий |
- Давным-давно, когда люди жили в пещерах, вместо одежды носили шкуры с убитых зверей, они не умели ни писать, ни читать.
С течением времени у людей появилась необходимость поддерживать связи с другими племенами, чтобы узнать, в какой реке больше рыбы, в каком лесу больше грибов. Племена жили вдали друг от друга и с помощью устной речи люди не могли передавать свои мысли на большие расстояния. Ведь даже если они жили на разных берегах большой реки, то с помощью голоса не могли общаться друг с другом. Вот тогда-то и возникла у людей необходимость в письменной речи. Они начали рисовать свои письма. Каждый рисунок имел своё значение. Например,
Читать такие письма было очень трудно. Каждый человек мог по-своему нарисовать солнце, гору, лес, то есть изображения, понятные только ему. Иногда человек, получивший такое письмо, не мог правильно прочитать, что в нём написано, понять его смысл, содержание. Чтобы в этом убедиться я предлагаю вам прочитать вот это письмо:
(Мальчик пошёл в лес за грибами. Мальчик сходил в лес и нашёл много грибов.)
Или вот это письмо:
(В классе идёт урок. Дети сидят на уроке за партами. Учитель объясняет новый материал.)
Со временем рисунки становились такими сложными, запутанными, что разобраться в них было очень трудно. И вот, чтобы упростить письма, сделать их понятными для всех, они придумали значки, которыми мы пользуемся и сейчас.
Эти значки ……. Буквы.
Буквенная запись – это тоже условная запись. И надо остановиться на этой записи только потому, что она понятна всем окружающим.
- Теперь я напишу буквами русского языка слово, которое мы с помощником вам загадали.
Г О Р Ы
-Какую запись легче прочитают ваши родители? Почему?
6. Моделирование задачи.
- Что же нам нужно на следующих уроках изучить, чтобы нас понимали окружающие? В чём состоит наша главная задача? (изучить значки-буквы)
-Какими буквами обозначаются гласные на письме? А какими буквами - согласные?
7. Закрепление. Домашнее задание
- Что вам поможет рассказать дома родителям о том, что узнали сегодня на уроке? (“Букварь” с. 48-49). По “букварю” разобрать, что рассказать дома.