Знакомство школьников с ООПТ ТОмской области. Программа рассчитана на работу с детьми 11–14 лет (5–8-е классы)

Разделы: Внеклассная работа


“ На сегодняшний момент роль и место
экологического воспитания в обществе
можно определить в виде моста между
сознанием человека и реальным состоянием
природы, пути к ее сохранению на
планетарном уровне”
Д.Л. Теплов

Программа рассчитана на работу с детьми 10-14 лет(5 – 8 классы),

Призвана формировать у учащихся ответственное отношение к природе, умение чутко видеть вечное , прекрасное в окружающей реальности.

Процесс организации экологического воспитания в учреждениях дополнительного образования предполагает использование современных методов и форм работы. Экскурсии, создание электронных презентаций популярны у детей и молодежи сегодня. Именно эти формы предлагаются как основные для организации образовательного процесса в ходе реализации программы.

“Необходимость вовлечения местного населения в поддержку деятельности особо охраняемых природных территорий (ООПТ) является, как было отмечено на IVВсемирном конгрессе охраняемых территорий в 1992 г.( г. Каракас), одной из задач для всех ООПТ мира.

Использование охраняемых территорий в качестве образовательных площадок дает возможность знакомиться как с самыми обычными для Сибири, так и с редко встречающимися видами растений и животных, изучать их.

Несомненно, что одно из самых значимых и перспективных направлений эколого – просветительской работы на ООПТ – это работа со школьниками. Обогатить свое восприятие природы, получить новый взгляд на привычные объекты может помочь детям практика “ погружения в природу”( Е.В. Репетунова, О.А. Антошкина ).

В результате обучения по данной программе предполагается достаточно полное знакомство воспитанников с растениями и животными Красной книги, Особо охраняемыми территориями Томской области, в том числе с Памятниками Природы города Томска.

Будет продолжено:

- воспитание бережного отношения к природным объектам;
- развитие интереса к изучению природы, решению экологических проблем в объемах и по содержанию, доступных возрасту и уровню развития ребят;
- формирование и развитие навыков психологической разгрузки путем органичного взаимодействия с прекрасным миром природы.

Цели программы

  • Формирование экологической культуры подрастающего поколения.
  • “Экологические ориентации – система устойчивых отношений личности к природе как ценности, которая выражается в экологических знаниях, реализованных в практической деятельности экологического характера.
  • Ценностный компонент является ведущим в содержании образования вообще, а экологического образования – в особенности, так как он призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов и явлений в жизни природы и человека”(В.Д. Повзун, О.В. Ярушина)

Задачи

  • Воспитывать осознанно бережное отношение к родной природе, чувство интереса и желания сохранить ее уникальные уголки.
  • Развивать у воспитанников эстетическое чувство и умение любоваться красотой различных объектов неживой природы, растениями, животными.
  • Сформировать у воспитанников понятия :Красная книга, Особо охраняемые территории, Заказники, Памятники Природы Томской области.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Что должны знать и уметь дети в результате реализации программы.

Знать:

  • определение понятия Особо охраняемые территории, с какой целью они создаются;
  • примеры Особо охраняемых территорий Томской области, в том числе Памятников Природы города Томска;
  • основные характеристики флоры и фауны Особо охраняемых территорий Томской области, в том числе представителей Красной книги Томской области;

Уметь:

  • анализировать общую экологическую обстановку в своем микрорайоне, выделять объекты природы, нуждающиеся в охранных мероприятиях;
  • создавать электронные презентации уникальных уголков природы Томской области.

Проверка степени усвоения детьми новых знаний будет осуществляться в ходе проведения интеллектуальных игр и презентаций авторских ученических слайдовых программ.

Образовательная программа состоит из двух циклов: образовательного и творческого.

Образовательный цикл представлен тремя блоками.

Первый блок – экскурсионный,

  • организуется и проводится специалистами ОГУ “Облкомприрода”(Вицман Светланой Николаевной и Купрессовой Екатериной Викторовной);
  • завершается выставкой фотоматериалов.

Второй блок посвящен изучению материалов об ООПТ Томской области, завершается Первой интеллектуальной игрой.

Третий блок посвящен изучению материалов о представителях Красной книги, встречающихся на территории ООПТ Томской области; завершается Второй интеллектуальной игрой и выставкой плакатов “Береги природу!” , “Бесценные соседи!”

Дидактический материал для проведения второго и третьего блоков создан на основе информации,, предоставленной ОГУ “Облкомприрода”, а именно:

  • электронной версии “Красной книги Томской области”;
  • фильма “Территория жизни”;Паспортам ООПТ; фотоматериалам охотоведа Скоробогатова Александра Романовича.

Творческий цикл посвящен созданию ученических электронных презентаций о Памятниках природы города Томска, завершается отбором лучших работ для включения в итоговую презентацию.

Информационная справка предоставлена Городским комитетом охраны природы (Ассоновым Дмитрий Юрьевичем)

Примерное планирование проведения мероприятий

 

№№ Тема Дата проведения Партнеры Предполагаемая форма проведения.

Ожидаемый результат

1. Установочный семинар во Дворце творчества детей и молодежи

г. Томска для старших вожатых и педагогов – участников программы.

Знакомство с темой года, заданием, экскурсионным блоком.

14.09.07 ОГУ “Облкомприрода”

Вицман С.Н.

Купрессова Е.

Презентация с обсуждением.

Составление графика проведения экскурсий.

2. Формирование команд.

Корректировка графика проведения экскурсий.

Выбор представителя команды для обучения программам Word, Power Point поиску информации в Интернете в компьютерном классе ДТДиМ.

Участие в пробных экскурсиях

15.09.07 - 02.10.07 ОГУ “Облкомприрода”

Компьютерный класс Дворца

(педагог Черноусова Татьяна Владимировна)

Проведение экскурсий по графику. Сбор фотоматериалов.
3. Старт Городской программы “Экополюс”.

Предоставление командам Приложения к образовательной программе: фильма “Территория жизни”, методического сопровождения, электронной презентации “ Особо охраняемые территории Томкой области”

03.10.07 ОГУ”Облкомприрода”

ДЮП

Обеспечение команд стартовой справочной информацией; методическими рекомендациями.
4. Экскурсии по Особо охраняемым территориям Томской области. Подготовка к выставке фотоматериалов. 16.09.07-

26.11.07

ОГУ “Облкомприрода” Выставка- конкурс фотоматериалов в школах, отбор лучших работ на

итоговую выставку во Дворце творчества детей и молодежи г. Томска.

5. Выставка победителей конкурса фотоматериалов “Обыкновенное чудо”. 26.11.07   Подведение итогов экскурсионного блока.
6. Занятия по материалам презентации “Особо охраняемые территории Томской области. Заказники и Памятники природы Томской области”.

Заказники Томской области

Ларинский заказник

Васюганский заказник

Кеть-Касский заказник

Иловский заказник

Памятники природы Томской области

Аникин камень

Каспаранский яр

Амбарцевские обнажения

Дальний яр

Таловские чаши

Дызвездный ключ

Озеро Песчаное

Синий Утес ( село Коларово и пос. Аникино )

Источник “Капитоновка”

Озеро Кирек

Озеро Окуневое (Круглое,Гудзеево)

Заварзинский радоновый источник

Кисловский муравьиный бор

26.09.07-

30.11.07

  Подготовка к Первой интеллектуальной игре, завершающей освоение материала первого блока образовательной программы
7. Первая Интеллектуальная игра “Что?Где?Когда?” по материалам стартовой электронной презентации “Особо охраняемые территории Томской области”, фильма “ Территория жизни” В дни осенних каникул

26.11.07 – 30.11.07

ОГУ “Облкомприрода”

ДЮП

ТЭСИ

Завершение первого блока образовательной программы “Особо охраняемые территории Томской области”
8. “Представители Красной книги, встречающиеся на территории ООПТ”.

Занятия по электронной версии Красной книги Томской области, по материалам фильма “Территория жизни” и стартовой электронной презентации “ Особо охраняемые территории Томской области”.

30.11.07-

28.01.07

  Подготовка ко Второй интеллектуальной игре, завершающей освоение второго блока образовательной программы

Оформление и подготовка к конкурсу плакатов “Берегите природу!”,

“ Бесценные соседи!”

9. Вторая интеллектуальная игра

“ Что?Где?Когда?”

“Представители Красной книги, встречающиеся на территории ООПТ”.

В дни зимних каникул

28.01.07-

01.02.08

  Завершение образовательного цикла, подготовки к творческому циклу.
10 Творческий цикл.

Выбор командами объектов - Памятников природы города Томска, для подготовки ученических электронных презентаций.

Предоставление командам Информационной справки Городского комитета охраны природы.

Работа команды над созданием авторской ученической электронной презентации:

-изучение материалов Краеведческого музея , освещающих историю возникновения данного Памятника природы;

- сбор рассказов – воспоминаний старожил края;

- подготовка фотоматериалов, иллюстрирующих Памятник природы в разное время года;

-создание электронной презентации.

01.02.08 – 10.03.08 Городской комитет охраны природы

Ассонов Д.Ю.

ДЮП

ТЭСИ

Авторская ученическая электронная презентация о Памятниках природы города Томска.
11 Проведение акции “Дети – детям!”, посещение детскими общественными

организациями детских домов, дошкольных учреждений с образовательной программой по Особо охраняемым территория Томской области и Памятникам природы города Томска, мастер – классами “Подкормим птиц зимой!”, “ Следопыт!”, “Красная книга” и т.д.

01.03.08-

01.04.08

   
12 Рабочая экспертиза.

Независимые педагоги информатики определяют навыки создания электронных презентаций у детей - авторов работ.

10.03.08-14.03.08 Педагоги компьютерного класса Дворца.  
13 Защита командами по графику своих авторских итоговых электронных презентаций.

Монтаж общей итоговой ученической презентации “ Особо охраняемые территории Томской области” с указанием Ф.И. авторов и педагогов представленных работ, фотоматериалов.

Подготовка итоговой ученической презентации к участию в региональных и всероссийских конкурсах; к предоставлению педагогам биологии, географии, экологии школ.

14.03.08-19.04.08 ОГУ

“Облкомприрода”

Городской комитет охраны природы

Итоговая авторская ученическая презентация “ Особо охраняемые территории Томской области”
14 Проведение акции “Чистый школьный дворик”

 

20.04.08-

30.04.08

   
15 Городской праздник - подведение итогов конкурса.

Презентация коллективной итоговой ученической авторской работы.

23.04.08    

Ссылки в тексте

  1. Д.Л. Теплов “Внешкольник ” № 4 , апрель 2006 г.,стр.26
  2. Е.В. Репетунова, О.А. Антошкина Учебно – методическое пособие “Путешествие в природу : заповедными тропами”, Томск, 2006

Приложение.