“ На сегодняшний момент роль и место
экологического воспитания в обществе
можно определить в виде моста между
сознанием человека и реальным состоянием
природы, пути к ее сохранению на
планетарном уровне”
Д.Л. Теплов
Программа рассчитана на работу с детьми 10-14 лет(5 – 8 классы),
Призвана формировать у учащихся ответственное отношение к природе, умение чутко видеть вечное , прекрасное в окружающей реальности.
Процесс организации экологического воспитания в учреждениях дополнительного образования предполагает использование современных методов и форм работы. Экскурсии, создание электронных презентаций популярны у детей и молодежи сегодня. Именно эти формы предлагаются как основные для организации образовательного процесса в ходе реализации программы.
“Необходимость вовлечения местного населения в поддержку деятельности особо охраняемых природных территорий (ООПТ) является, как было отмечено на IVВсемирном конгрессе охраняемых территорий в 1992 г.( г. Каракас), одной из задач для всех ООПТ мира.
Использование охраняемых территорий в качестве образовательных площадок дает возможность знакомиться как с самыми обычными для Сибири, так и с редко встречающимися видами растений и животных, изучать их.
Несомненно, что одно из самых значимых и перспективных направлений эколого – просветительской работы на ООПТ – это работа со школьниками. Обогатить свое восприятие природы, получить новый взгляд на привычные объекты может помочь детям практика “ погружения в природу”( Е.В. Репетунова, О.А. Антошкина ).
В результате обучения по данной программе предполагается достаточно полное знакомство воспитанников с растениями и животными Красной книги, Особо охраняемыми территориями Томской области, в том числе с Памятниками Природы города Томска.
Будет продолжено:
- воспитание бережного отношения к природным
объектам;
- развитие интереса к изучению природы, решению
экологических проблем в объемах и по содержанию,
доступных возрасту и уровню развития ребят;
- формирование и развитие навыков
психологической разгрузки путем органичного
взаимодействия с прекрасным миром природы.
Цели программы
- Формирование экологической культуры подрастающего поколения.
- “Экологические ориентации – система устойчивых отношений личности к природе как ценности, которая выражается в экологических знаниях, реализованных в практической деятельности экологического характера.
- Ценностный компонент является ведущим в содержании образования вообще, а экологического образования – в особенности, так как он призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов и явлений в жизни природы и человека”(В.Д. Повзун, О.В. Ярушина)
Задачи
- Воспитывать осознанно бережное отношение к родной природе, чувство интереса и желания сохранить ее уникальные уголки.
- Развивать у воспитанников эстетическое чувство и умение любоваться красотой различных объектов неживой природы, растениями, животными.
- Сформировать у воспитанников понятия :Красная книга, Особо охраняемые территории, Заказники, Памятники Природы Томской области.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Что должны знать и уметь дети в результате реализации программы.
Знать:
- определение понятия Особо охраняемые территории, с какой целью они создаются;
- примеры Особо охраняемых территорий Томской области, в том числе Памятников Природы города Томска;
- основные характеристики флоры и фауны Особо охраняемых территорий Томской области, в том числе представителей Красной книги Томской области;
Уметь:
- анализировать общую экологическую обстановку в своем микрорайоне, выделять объекты природы, нуждающиеся в охранных мероприятиях;
- создавать электронные презентации уникальных уголков природы Томской области.
Проверка степени усвоения детьми новых знаний будет осуществляться в ходе проведения интеллектуальных игр и презентаций авторских ученических слайдовых программ.
Образовательная программа состоит из двух циклов: образовательного и творческого.
Образовательный цикл представлен тремя блоками.
Первый блок – экскурсионный,
- организуется и проводится специалистами ОГУ “Облкомприрода”(Вицман Светланой Николаевной и Купрессовой Екатериной Викторовной);
- завершается выставкой фотоматериалов.
Второй блок посвящен изучению материалов об ООПТ Томской области, завершается Первой интеллектуальной игрой.
Третий блок посвящен изучению материалов о представителях Красной книги, встречающихся на территории ООПТ Томской области; завершается Второй интеллектуальной игрой и выставкой плакатов “Береги природу!” , “Бесценные соседи!”
Дидактический материал для проведения второго и третьего блоков создан на основе информации,, предоставленной ОГУ “Облкомприрода”, а именно:
- электронной версии “Красной книги Томской области”;
- фильма “Территория жизни”;Паспортам ООПТ; фотоматериалам охотоведа Скоробогатова Александра Романовича.
Творческий цикл посвящен созданию ученических электронных презентаций о Памятниках природы города Томска, завершается отбором лучших работ для включения в итоговую презентацию.
Информационная справка предоставлена Городским комитетом охраны природы (Ассоновым Дмитрий Юрьевичем)
Примерное планирование проведения мероприятий
№№ | Тема | Дата проведения | Партнеры | Предполагаемая форма
проведения. Ожидаемый результат |
1. | Установочный семинар во Дворце
творчества детей и молодежи г. Томска для старших вожатых и педагогов – участников программы. Знакомство с темой года, заданием, экскурсионным блоком. |
14.09.07 | ОГУ “Облкомприрода” Вицман С.Н. Купрессова Е. |
Презентация с обсуждением. Составление графика проведения экскурсий. |
2. | Формирование команд. Корректировка графика проведения экскурсий. Выбор представителя команды для обучения программам Word, Power Point поиску информации в Интернете в компьютерном классе ДТДиМ. Участие в пробных экскурсиях |
15.09.07 - 02.10.07 | ОГУ “Облкомприрода” Компьютерный класс Дворца (педагог Черноусова Татьяна Владимировна) |
Проведение экскурсий по графику. Сбор фотоматериалов. |
3. | Старт Городской программы “Экополюс”. Предоставление командам Приложения к образовательной программе: фильма “Территория жизни”, методического сопровождения, электронной презентации “ Особо охраняемые территории Томкой области” |
03.10.07 | ОГУ”Облкомприрода” ДЮП |
Обеспечение команд стартовой справочной информацией; методическими рекомендациями. |
4. | Экскурсии по Особо охраняемым территориям Томской области. Подготовка к выставке фотоматериалов. | 16.09.07- 26.11.07 |
ОГУ “Облкомприрода” | Выставка- конкурс фотоматериалов в
школах, отбор лучших работ на итоговую выставку во Дворце творчества детей и молодежи г. Томска. |
5. | Выставка победителей конкурса фотоматериалов “Обыкновенное чудо”. | 26.11.07 | Подведение итогов экскурсионного блока. | |
6. | Занятия по материалам презентации
“Особо охраняемые территории Томской области.
Заказники и Памятники природы Томской области”. Заказники Томской области Ларинский заказник Васюганский заказник Кеть-Касский заказник Иловский заказник Памятники природы Томской области Аникин камень Каспаранский яр Амбарцевские обнажения Дальний яр Таловские чаши Дызвездный ключ Озеро Песчаное Синий Утес ( село Коларово и пос. Аникино ) Источник “Капитоновка” Озеро Кирек Озеро Окуневое (Круглое,Гудзеево) Заварзинский радоновый источник Кисловский муравьиный бор |
26.09.07- 30.11.07 |
Подготовка к Первой интеллектуальной игре, завершающей освоение материала первого блока образовательной программы | |
7. | Первая Интеллектуальная игра “Что?Где?Когда?” по материалам стартовой электронной презентации “Особо охраняемые территории Томской области”, фильма “ Территория жизни” | В дни осенних каникул 26.11.07 – 30.11.07 |
ОГУ “Облкомприрода” ДЮП ТЭСИ |
Завершение первого блока образовательной программы “Особо охраняемые территории Томской области” |
8. | “Представители Красной книги,
встречающиеся на территории ООПТ”. Занятия по электронной версии Красной книги Томской области, по материалам фильма “Территория жизни” и стартовой электронной презентации “ Особо охраняемые территории Томской области”. |
30.11.07- 28.01.07 |
Подготовка ко Второй интеллектуальной
игре, завершающей освоение второго блока
образовательной программы Оформление и подготовка к конкурсу плакатов “Берегите природу!”, “ Бесценные соседи!” |
|
9. | Вторая интеллектуальная игра “ Что?Где?Когда?” “Представители Красной книги, встречающиеся на территории ООПТ”. |
В дни зимних каникул 28.01.07- 01.02.08 |
Завершение образовательного цикла, подготовки к творческому циклу. | |
10 | Творческий цикл. Выбор командами объектов - Памятников природы города Томска, для подготовки ученических электронных презентаций. Предоставление командам Информационной справки Городского комитета охраны природы. Работа команды над созданием авторской ученической электронной презентации: -изучение материалов Краеведческого музея , освещающих историю возникновения данного Памятника природы; - сбор рассказов – воспоминаний старожил края; - подготовка фотоматериалов, иллюстрирующих Памятник природы в разное время года; -создание электронной презентации. |
01.02.08 – 10.03.08 | Городской комитет охраны природы Ассонов Д.Ю. ДЮП ТЭСИ |
Авторская ученическая электронная презентация о Памятниках природы города Томска. |
11 | Проведение акции “Дети – детям!”,
посещение детскими общественными организациями детских домов, дошкольных учреждений с образовательной программой по Особо охраняемым территория Томской области и Памятникам природы города Томска, мастер – классами “Подкормим птиц зимой!”, “ Следопыт!”, “Красная книга” и т.д. |
01.03.08- 01.04.08 |
||
12 | Рабочая экспертиза. Независимые педагоги информатики определяют навыки создания электронных презентаций у детей - авторов работ. |
10.03.08-14.03.08 | Педагоги компьютерного класса Дворца. | |
13 | Защита командами по графику своих
авторских итоговых электронных презентаций. Монтаж общей итоговой ученической презентации “ Особо охраняемые территории Томской области” с указанием Ф.И. авторов и педагогов представленных работ, фотоматериалов. Подготовка итоговой ученической презентации к участию в региональных и всероссийских конкурсах; к предоставлению педагогам биологии, географии, экологии школ. |
14.03.08-19.04.08 | ОГУ “Облкомприрода” Городской комитет охраны природы |
Итоговая авторская ученическая презентация “ Особо охраняемые территории Томской области” |
14 | Проведение акции “Чистый школьный
дворик”
|
20.04.08- 30.04.08 |
||
15 | Городской праздник - подведение итогов
конкурса. Презентация коллективной итоговой ученической авторской работы. |
23.04.08 |
Ссылки в тексте
- Д.Л. Теплов “Внешкольник ” № 4 , апрель 2006 г.,стр.26
- Е.В. Репетунова, О.А. Антошкина Учебно – методическое пособие “Путешествие в природу : заповедными тропами”, Томск, 2006