Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Склонность к творчеству присуща каждому ребенку. По утверждению психолога Л.С. Выготского “творчество- норма детского развития”. “Особенностью ребенка младшего школьного возраста являются чистота и непосредственность восприятия. Необычно богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять” Развитие речи с использованием творческих подходов начинается уже в 1 классе. Дети очень любят стихи. И учителю часто приходится сталкиваться с желанием ребенка рифмовать самостоятельно. Поэтому на уроках обучения грамоте мы учимся правильному выделению и произношению звуков, слогов- слияний, слов, усваиваем нормы литературного произношения и начинаем пробовать рифмовать. Играем в игры “Доскажи словечко”:

“Все мы – лучшие друзья:
Папа, мама, кот и …(я)”
“Пчелка – желтый поясок
Дала меда…(туесок)”

“За окном сидела птичка
В желтом чепчике… (синичка)”

Учимся сочинять “чистоговорки” с употреблением повторяющихся слогов:

“Ра-ра-ра – подниматься нам пора”

“Ру-ру-ру – я друзей с собой беру”

“Ре-ре-ре – солнце светит во дворе”

Дети с удовольствием сочиняют “чистоговорки” дома:

“Ши-ши-ши – когда шишешь, не спеши”

“Пет-пет-пет – сяду на велосипед”

“Аз-аз-аз – сочинили мы рассказ”

“Лу-лу-лу – беру в руки я метлу”

“Ан-ан-ан – положу мячик в карман”

Постепенно дети начинают чувствовать ритм стиха, а это уже хорошая основа для стихосложения. Задания постепенно усложняются. Мы учимся писать буриме (по заданному началу):

“Берегитесь все соседи -
Дрессирую я медведя”
“Мы подумали немножко –
И почистили картошку”
“Тренируй свою ты волю -
Пригодится это в школе”

Продолжая работу по сочинительству, используем игру “Кто больше подберет рифм к словам?”

Котенок-слоненок, тигренок, китенок, зайчонок, лисенок…

Снежок-дружок, кружок, лужок, прыжок, пирожок…

Лисичка- сестричка, птичка, певичка…

Затем пишем четверостишия в специально заведенных “Поэтических тетрадках” (по заданному началу):

“В зоопарке ходит слон,
Видно, спать не хочет он…
Надоело в клетке спать -
В цирке хочет выступать”.
“В зоопарке ходит слон,
Видно, спать не хочет он…
Голова его болит.
Где же доктор Айболит?”
“В зоопарке ходит слон,
Видно, спать не хочет он…
Потому, что видел сон,
Что он маленький, как гном”
“На Луне лунатики
Не знают математики…
Может, я их обучу,
Если только полечу”
“На Луне лунатики
Не знают математики…
Мы ее не знаем тоже,
Но учиться нужно все же”
“Пчелка – черный поясок
Села в поле на цветок …
На цветок пушистый,
Будет мед душистый!”
“Пчелка – черный поясок
Села в поле на цветок …
Пыльцу с тычинок собрала
И медку нам принесла”

Не менее увлекательное занятие-сочинение загадок. И что самое интересное – дети отдают предпочтение стихотворной форме:

“Рано утром он встает,
Песню звонкую поет,
Дню начало он дает” (петух)

“Голосистый, звонкий,
Заливистый и громкий.
Его длинный язычок
Зазывает на урок” (школьный звонок)

“Любят взрослые и дети.
От простуды он хорош.
Когда чистить начинаешь-
Сразу слезы проливаешь” (лук)

“Кто летает по цветам,
Собирает нам нектар?
Маленькая труженица.
Ах! Какая умница!” (пчела)

Никого не оставляет равнодушным мир сказок. Любят дети сказки сказывать. А уж собственные сказки сочинять они просто обожают. Мы стараемся увидеть необыкновенное в обыкновенном. Зачастую героями наших сказок становятся окружающие нас предметы. Пользуемся следующими видами творческих заданий:

А) Придумать к старой сказке новый конец.

Б) Сочинить сказку, героем которой будет не человек, а посуда, обувь, продукты.

В) Сочинить сказку, в которой герой противоречит своим привычкам:

- Заяц, который не ест морковку.

- Медведь, не любящий меда.

- Отличник без пятерок.

Г) Написать сочинения по темам:

“О чем думает падающий осенний лист”

“Думы спящего леса”

“О чем мечтает капелька росы”

“О чем разговаривают птицы, улетая на юг”

“У кого взяла краски бабочка для своего наряда”

Вот что у нас получается.

“История про зайца, который не любил морковку”

“В самом обыкновенном лесу на самой обыкновенной опушке жил самый обыкновенный заяц. Он ничем не отличался от своих собратьев. Кроме того, что он не любил морковку. Просто терпеть не мог. Его раздражал даже хруст моркови. Однажды мама Зайчиха отправилась на базар. Она всегда спрашивала Зайчат, какого угощения они хотят. Все в голос попросили морковки, лишь наш Заяц скромно промолчал. Но мамы-то все замечают! На базаре Зайчиха сделала покупки, купила и моркови. А самому младшему купила леденец, очень похожий на морковку и с морковным вкусом. Все остались довольны! И наш Зайчишка тоже. Он попробовал леденец – вкусно! Потом еще и еще. Так всю конфету и съел. Одного не заметил – в серединке был кусочек самой настоящей морковки. И показался он Зайцу вкуснее всей конфеты! С тех пор он так полюбил морковку, что мама всегда давала ему двойную порцию”.

“Путешествие мороженого по Африке”

“Надоело мороженому лежать в холодильнике.

- Только лед и снег меня окружают! Не хочу больше так жить!

И отправилось оно в путешествие.

- В Африку! Только туда я хочу!

Оказалось оно в пустыне. Вокруг никого нет, одни пески. Невзрачная картина. Да и страшно одному! Мороженое от страха даже в жар бросило. Оно шло еле-еле, каждый шаг давался с трудом.

- Как скучно! Только песок и жара. Интересно, а как сейчас в нашем холодильнике?- подумало мороженое. И это была его последняя мысль”.

Сказки дети сочиняют самые разные, порой с самой неожиданной концовкой. Но они на это имеют полное право. Ведь это их собственное произведение. В 1 и 2 классах – это сочинения-миниатюры. А в 3-4 классах произведения становятся более полными, объемными, насыщенными речевыми оборотами.

Составление загадок, кроссвордов, сказок и др. благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, учит любить и беречь ее, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. Развивая творческие способности младших школьников, учитель решает и такие проблемы, как развитие эстетического вкуса, формирование патриотических чувств, воспитание трепетного отношения к миру, в котором ребенок живет. Несомненно, идет расширение словарного запаса, самоутверждение ребенка как личности. Постоянная работа по развитию творческих способностей на уроках – использование упражнений, тренирующих память, внимание, воображение, чистоту речи – делают ребенка уверенным в собственных силах, развивают его многопланово, постепенно совершенствуя способность к творчеству.

А творчество ребенка никого не оставит равнодушным. В нем ясность и чистота, непосредственность и простота.

Использованная литература.

  1. А.В.Никитина “Развитие творческих способностей учащихся”. “Начальная школа” №10, 2001г.
  2. Н.К. Винокурова “Развитие творческих способностей учащихся”. Москва. Педагогический поиск. 1999г.