Цели урока:
- развивать умение определять падеж имён существительных;
- познакомить с видами словарей русского языка;
- развивать умение работать со словарём по памятке;
- обогатить словарный запас детей;
- воспитывать уважение к родному языку, любовь к родному краю, к северному писателю Б. Шергину;
- развивать умение работать в парах и в группах.
Подготовка к уроку.
За неделю до урока класс делится на четыре группы. В каждой группе определяется руководитель, который готовит сообщение о выбранном виде словаря; координирует работу группы во время урока. С помощью школьного библиотекаря оформляется выставка видов словарей.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Каллиграфическая минутка.
3. Словарно-орфографическая работа.
На доске: Впрд, взд, хрш, здлк, кл,днжд. Записать слова, вставив пропущенные буквы. С помощью чего мы проверяем написание этих слов? Проверяем в парах, оценка друг друга.
4. Повторение изученного.
Списать с доски словосочетания, определить падеж имён существительных. Как определить падеж? Проверка.
На доске: Ждать у моря погоды, кровь с молоком, водой не разольёшь, от земли не видать.
5. Работа над темой урока.
А что ещё интересного вы видите в этих словосочетаниях? Это фразеологизмы- устойчивые сочетания встречающиеся в жизни. Служат они чаще всего для оценки чего-либо. Попробуем объяснить их значение. (ответы детей) Возникли трудности, а ведь для более точного усвоения и осмысления значения фразеологизма есть специальный словарь. “Школьный фразеологический словарь русского языка” о нём нам расскажут ребята 1 группы. (Выступление детей).
А давайте, сравним наши объяснения и объяснения словаря.
А сейчас мы окунёмся в мир наших северных сказок. На уроках литературного чтения мы читали сказки северного сказочника Бориса Шергина, послушайте отрывок из сказки “Волшебное кольцо”. И ответьте на вопрос, что непонятного услышали в языке сказки? (Чтение сказки учеником класса) Есть слова непонятные для вас?
А ведь это диалект наших северных предков. И кто хочет, лучше понять язык поморов я предлагаю вам “Словарь- справочник Архангельской области”. Что это за словарь нам расскажут ребята из 2 группы (выступление детей).
Есть ещё один словарь, на котором я бы хотела сегодня остановить ваше внимание. Для объяснения слов, их толкования есть “Школьный толковый словарь русского языка”. Я попрошу помощников из 3 группы немного рассказать об этом словаре. (Выступление детей).
Итак, сегодня мы познакомились лишь с тремя видами словарей. А ведь их существует очень много - обратите внимание на выставку, я приготовила вам словари, которые есть у нас в школьной библиотеке. Они пригодятся вам в старших классах при написании сочинений, составлении рефератов и докладов.
Мы уже работали со словарем. Давайте вспомним этапы работы. Прочитаем Памятку работы со словарём.
Памятка работы со словарём.
- Прочитай слово.
- Определи, на какую букву оно начинается.
- Найди в оглавлении на какой странице эта буква.
- ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.
6. Объявление темы и целей урока.
А сейчас я попрошу вас сформулировать тему урока. (Виды словарей и работа с ними.)
Теперь мы окажемся в научных лабораториях – мы будем с вами исследователями. В конвертах на столах у вас лежат задания, их надо выполнить и озвучить результат исследования слов. А затем вас ждут сюрпризы.
1 группа (“Толковый словарь русского языка”) исследуют слова: лаборатория, представлять, исследовать, профессор.
2 группа (“Словарь-справочник Архангельской области”) исследуют слова: кокошник, коротёна, кичка, сарафан.
3 группа (“Словарь-справочник Архангельской области”) исследуют слова: балясина, охлупень, венец, причелина.
4 группа (“Школьный фразеологический словарь русского языка”) исследуют фразеологизмы: белая ворона, в двух шагах, зимой снега не выпросишь, иголке негде упасть.
7. Проверка работы групп.
Прослушивание толкований слов 1 группы, наглядная демонстрация предметов одежды 2 группы. Показ элементов русской избы на иллюстрации, чтение и объяснение фразеологизмов 4 группы.
8. Итог урока.
У детей на столе полоска белой бумаги и липкая лента (можно использовать ценники). Учитель просит определить уровень (ниже среднего, средний, высокий) усвоения полученных знаний и умений на уроке. Показ полосок, запись домашнего задания: подобрать объяснение слов в словарях наиболее интересных для каждого.
Оформление урока
- Плакат “Строение русской избы”. На плакате изображены все части дома, объяснение который дети искали в словаре.
- Кукла в северном женском костюме, демонстрация моделью- девочкой северного костюма девицы.
- Портрет Б. Шергина.