Виды словарей и работа с ними

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • развивать умение определять падеж имён существительных;
  • познакомить с видами словарей русского языка;
  • развивать умение работать со словарём по памятке;
  • обогатить словарный запас детей;
  • воспитывать уважение к родному языку, любовь к родному краю, к северному писателю Б. Шергину;
  • развивать умение работать в парах и в группах.

Подготовка к уроку.

За неделю до урока класс делится на четыре группы. В каждой группе определяется руководитель, который готовит сообщение о выбранном виде словаря; координирует работу группы во время урока. С помощью школьного библиотекаря оформляется выставка видов словарей.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Каллиграфическая минутка.

3. Словарно-орфографическая работа.

На доске: Впрд, взд, хрш, здлк, кл,днжд. Записать слова, вставив пропущенные буквы. С помощью чего мы проверяем написание этих слов? Проверяем в парах, оценка друг друга.

4. Повторение изученного.

Списать с доски словосочетания, определить падеж имён существительных. Как определить падеж? Проверка.

На доске: Ждать у моря погоды, кровь с молоком, водой не разольёшь, от земли не видать.

5. Работа над темой урока.

А что ещё интересного вы видите в этих словосочетаниях? Это фразеологизмы- устойчивые сочетания встречающиеся в жизни. Служат они чаще всего для оценки чего-либо. Попробуем объяснить их значение. (ответы детей) Возникли трудности, а ведь для более точного усвоения и осмысления значения фразеологизма есть специальный словарь. “Школьный фразеологический словарь русского языка” о нём нам расскажут ребята 1 группы. (Выступление детей).

А давайте, сравним наши объяснения и объяснения словаря.

А сейчас мы окунёмся в мир наших северных сказок. На уроках литературного чтения мы читали сказки северного сказочника Бориса Шергина, послушайте отрывок из сказки “Волшебное кольцо”. И ответьте на вопрос, что непонятного услышали в языке сказки? (Чтение сказки учеником класса) Есть слова непонятные для вас?

А ведь это диалект наших северных предков. И кто хочет, лучше понять язык поморов я предлагаю вам “Словарь- справочник Архангельской области”. Что это за словарь нам расскажут ребята из 2 группы (выступление детей).

Есть ещё один словарь, на котором я бы хотела сегодня остановить ваше внимание. Для объяснения слов, их толкования есть “Школьный толковый словарь русского языка”. Я попрошу помощников из 3 группы немного рассказать об этом словаре. (Выступление детей).

Итак, сегодня мы познакомились лишь с тремя видами словарей. А ведь их существует очень много - обратите внимание на выставку, я приготовила вам словари, которые есть у нас в школьной библиотеке. Они пригодятся вам в старших классах при написании сочинений, составлении рефератов и докладов.

Мы уже работали со словарем. Давайте вспомним этапы работы. Прочитаем Памятку работы со словарём.

Памятка работы со словарём.

  1. Прочитай слово.
  2. Определи, на какую букву оно начинается.
  3. Найди в оглавлении на какой странице эта буква.
  4. ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.

6. Объявление темы и целей урока.

А сейчас я попрошу вас сформулировать тему урока. (Виды словарей и работа с ними.)

Теперь мы окажемся в научных лабораториях – мы будем с вами исследователями. В конвертах на столах у вас лежат задания, их надо выполнить и озвучить результат исследования слов. А затем вас ждут сюрпризы.

1 группа (“Толковый словарь русского языка”) исследуют слова: лаборатория, представлять, исследовать, профессор.

2 группа (“Словарь-справочник Архангельской области”) исследуют слова: кокошник, коротёна, кичка, сарафан.

3 группа (“Словарь-справочник Архангельской области”) исследуют слова: балясина, охлупень, венец, причелина.

4 группа (“Школьный фразеологический словарь русского языка”) исследуют фразеологизмы: белая ворона, в двух шагах, зимой снега не выпросишь, иголке негде упасть.

7. Проверка работы групп.

Прослушивание толкований слов 1 группы, наглядная демонстрация предметов одежды 2 группы. Показ элементов русской избы на иллюстрации, чтение и объяснение фразеологизмов 4 группы.

8. Итог урока.

У детей на столе полоска белой бумаги и липкая лента (можно использовать ценники). Учитель просит определить уровень (ниже среднего, средний, высокий) усвоения полученных знаний и умений на уроке. Показ полосок, запись домашнего задания: подобрать объяснение слов в словарях наиболее интересных для каждого.

Оформление урока

  1. Плакат “Строение русской избы”. На плакате изображены все части дома, объяснение который дети искали в словаре.
  2. Кукла в северном женском костюме, демонстрация моделью- девочкой северного костюма девицы.
  3. Портрет Б. Шергина.