Содержание
Введение.
1. Теоретические основы проектирования модели “портфолио – процесса” как механизма повышения качества образования.
1.1. Краткая история идеи портфолио.
1.2. Зарубежный опыт использования портфолио в обучении.
1.3. Портфолио в российской школе.
1.4. Модель “портфолио – процесса” как механизм повышения качества образования.
2. Проект модели “портфолио-процесса”.
2.1. Паспорт проекта.
2.2. Цели и задачи проекта.
2.3. Условия реализации проекта
2.3.1. Кадровое обеспечение проекта
2.3.2. Программно-методическое обеспечение проекта
2.3.3. Ресурсное обеспечение проекта
2.3.4. Информационное обеспечение проекта
2.4. Этапы и мероприятия по реализации проекта.
2.5. Механизм реализации проекта.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы одним из основных направлений реализации программных мероприятий по решению стратегических задач развития системы обеспечения качества образования называется создание общероссийской системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования, что в итоге позволит обеспечить его качество и доступность. Основная цель стратегического проекта “Городская школа- стандарт “пять звезд” определяется как повышение качества образования, степени его практической направленности как условия адаптации выпускников системы общего образования к жизни в обществе, гарантии их жизненного успеха.
В этой связи значительной становится оценочная функции учителя. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим развития вновь обращают внимание ученых и педагогов-практиков на эту проблему. Становится необходимым создание форм оценивания, соответствующих современным технологиям обучения и образовательным ценностям. Одной из альтернативных форм оценивания, отвечающей этим требованиям, является портфолио.
Актуальность проектирования обусловлена существенными недостатками традиционной системы оценивания: неполнота, ограниченность, игнорирование учета психофизиологических возможностей различных групп обучающихся. Вместе с тем в оценивании все большее значение уделяется продуктивным методам, рассчитанным на самостоятельную поисковую деятельность. При этом используются критерии анализа, самоанализа, развиваются творческие способности учащихся. Одной из форм такого оценивания, способствующего повышению качества образования, является портфолио.
Таким образом, в теории и практике организации работы по повышению качества образования сложилась ситуация, характеризующаяся ведущим противоречием: между необходимостью построения личностно ориентированных моделей образовательного процесса, обеспечивающих качественное образование, и отсутствием адекватной системы оценивания результатов обучения.
На основании выделенного противоречия, а также в результате изучения опыта других образовательных учреждений, анализа научно-методической, психолого-педагогической литературы, была выявлена и сформулирована актуальная проблема проектирования, которая заключается в невозможности создать системную оценку качества образования без проектирования адекватной модели в ОУ, обеспечивающей этот процесс.
Выше изложенное обусловило выбор темы проекта: Модель “портфолио-процесса” как системная оценка качества образования.
Цель исследования – теоретически обосновать и спроектировать модель “портфолио – процесса” как системной оценки качества образования в ОУ №11.
Объект исследования – качество образования.
Предмет исследования – “портфолио-процесс” как системная оценка качества образования.
Гипотеза исследования заключается в том, что если теоретически обосновать, спроектировать и реализовать модель “портфолио-процесса”, то у педагогов ОУ №11 появится системная оценка качества образования в условиях массового обучения.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы создания модели “портфолио- процесса”;
- изучить теоретические основы и технологию моделирования образовательного процесса, направленного на повышение качества образования через создание системного оценивания данного процесса;
- проанализировать состояние качества образования в МОУ СОШ №11;
- спроектировать модель “портфолио-процесса” как системной оценки качества образования;
- организовать реализацию проекта модели “портфолио-процесса” в ОУ №11;
- разработать методические рекомендации педагогам и учащимся, работающим в режиме “портфолио – процесса”.
В значительной степени исследование опирается на теоретические разработки систем оценивания результатов обучения в контексте приоритетных направлений обеспечения качества образования (Т.И. Шамова, В.А. Кальней, С.Е. Шишов), теоретические основы и методы управления школой (В. Лазарев, П. Третьяков, Ю. Конаржевский, Ю. Бродский, М. Поташник); методологию исследовательской деятельности (Ю. Бродский, Т. Шамова, В. Загвязинский); технологию моделирования образовательного процесса (П. Пидкасистый, Г. Селевко); системный и деятельностный подходы в педагогике (В. Афанасьев, В. Давыдов); исследования в области личностно-ориентированного обучения (И. Якиманская); исследования, посвященные актуальным проблемам образования (А. Белкин, М. Поташник, Н.Вербицкая); теорию развивающего обучения (Л. Выготский, Ю. Бабанский).
Практическими источниками данного исследования послужили материалы из опыта работы ОУ№№ 141, 177, 35 г. Екатеринбурга, школы №184 г. Москвы, школ Калининградской, Кемеровской областей, Республики Саха (Якутия), членов рабочей группы Министерства образования и науки РФ по введению профильного обучения, зарубежных школ (США, Дании и др.).
Поставленные задачи, выдвинутая гипотеза определили логику и этапы исследования:
1-й этап (подготовительный)
- изучение нормативно-правовых документов, философской и психолого-педагогической литературы по проблеме проекта;
- комплектование координационного Совета;
- анализ состояния качества образования в МОУ СОШ №11 на начало эксперимента;
- уточнение целей и задач, основных направлений деятельности по реализации проекта;
- составление программы по реализации проекта;
2-й этап (основной или внедренческий)
- разработка модели и внедрение портфолио ученика, портфолио учителя, портфолио ОУ как системной оценки качества образования;
- промежуточный контроль за реализацией проекта;
- проведение круглых столов, мастер – классов внутри школьного сообщества;
- проведение цикла семинаров по проблеме проекта на базе УрГПУ для педагогов, заместителей руководителя, руководителей ОУ.
- проведение семинара для зам. директоров и педагогов района и города.
3-й этап (заключительный или результатирующий)
- обобщение, распространение школьного педагогического опыта (публикации).
- обмен ценными методическими находками.
- проведение экспертно-аналитического семинара.
- подготовка и презентация аналитического доклада.
- распространение передового опыта, созданного внутри данного школьного коллектива (выпуск сборника статей по тематике проекта)
1. Теоретические основы проектирования модели “портфолио- процесса” как системной оценки качества образования.
1.1. Краткая история идеи “портфолио” в обучении.
Известно, что как само слово “портфолио”, так и основная идея собирания работ не является изобретением XX века. В прошлом веке итальянским словом “portfolio” называли альбом с фотографиями. В эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой портфолио чтобы заявить свои претензии на место в Академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было составить впечатление не только о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. В этом смысле как идея, так и термин “портфолио” применяются до сих пор художниками и фотографами. В области финансовой системы портфолио служит для выставления напоказ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев.
Идея применения портфолио в школе пришла из Соединенных Штатов, где она возникла в 80-х гг. Настоящий бум начался в конце 80-х – начале 90-х гг. С этого времени использование портфолио в школах носит лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвященных идее портфолио в обучении, за короткий срок резко возросло, достигло к 1995 г. своего пика и стало в настоящее время практически необозримым. Один из авторов говорит о настоящей “портфолиомании”, захватившей образовательный мир.Идея портфолио становится все более популярной в Европе и Японии, ее называют одним из трех трендов современного образования.
Однако обилие литературы не внесло ясности в саму идею. Скорее наоборот. На вопрос о том, что имеется в виду под “портфолио” в связи со школой, ответить не так легко по различным причинам. До сих пор ни в англо-американской, ни во франко-канадской, ни в немецкой литературе нет единого понимания школьного портфолио.
1.2. Зарубежный опыт использования портфолио.
В зарубежной школе портфолио рассматривают как вид так называемого “аутентичного оценивания”, которое выявляет уровни сформированности компетентностей.
В зарубежной педагогической практике разработан ряд моделей портфолио, из которых чаще всего используются:
Портфолио документации (“рабочий” портфолио)- представлен работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода обучения; показывает развитие и рост в обучении учащегося.
Портфолио процесса – показывает, как развивались умения и навыки школьника; полезен при изучении документации полного процесса обучения.
Портфолио показательный – используется для “суммирования” мастерства учащихся по определенным пунктам учебного плана; обязательно содержит письменный анализ.
Оценочный портфолио- непрерывный и продолжающийся; многомерный, т.е. отражает широкий спектр возможностей изучения процесса обучения.
В профильном обучении за рубежом используют следующие модели портфолио:
Индивидуальный портфолио на основе сочетания групповой и междисциплинарной проектной работы- представляет собой набор эссе, комплексное оценивание всех видов деятельности школьника.
Оформление паспорта карьеры на основе портфолио, где в упорядоченной форме показано, какие профессиональные и академические знания, умения и навыки приобрели учащиеся в процессе обучения, трудовой практике и внепрофессиональной деятельности.
Введение индивидуальных планов деятельности учащихся и персональных портфолио, которые разрабатываются с помощью школьного психолога – консультанта; документирует последовательность образовательных шагов, результаты обучения и включает индивидуальный план обучения.
Портфолио в форме проекта часто используется в школах США в форме выпускного проекта, который предусматривает исследовательский проект, конкретный продукт деятельности, устную презентацию; в Дании выполнение междисциплинарного проекта портфолио официально заменило выпускные экзамены.
Электронные варианты портфолио являются средством мобильности молодежи к изучению иностранных языков.
Портфолио совместной деятельности используется в школах, где принята концепция совместной деятельности учащихся и преподавателей, с особым акцентом на поликультурное образование.
1.3. Портфолио в российской школе.
Разработчики моделей создания портфолио (портфель достижений) ориентировались на три распространенных за рубежом его типа: показательный, рабочий и оценочный. По аналогии с ними предложили три раздела портфолио и рекомендации по их применению, которые можно использовать в любых комбинациях (представляя в этом случае различные модели портфолио). Эти модели позволяют отслеживать, оценивать и учитывать индивидуальные образовательные достижения учащихся и включают все разнообразие материалов, демонстрирующих эти достижения, – от официальных дипломов олимпиад и конкурсов до проектных работ и социальных практик.
Рабочая группа по введению профильного обучения при Министерстве образования и науки РФ, опираясь на сложившийся опыт, считает целесообразным ориентироваться на три основных его типа:
А) “Портфолио документов”
Преимущества: итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).
Ограничения: портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесс индивидуального развития ученика, разнообразие его творческой активности, его учебного стиля, интересов.
Таблица 1.
Примерная схема структуры “Портфолио документов” и оценки его материалов.
Позиции | Компоненты | Результаты(баллы) |
Блок А Олимпиады |
Городская:
Районная
Школьная (победитель) |
5
3 1 |
Блок Б Иные сертификаты |
Мероприятия и конкурсы, проводимые
учреждениями системы дополнительного
образования, ВУЗами, культурно-образовательными
фондами. Образовательные тестирования и курсы по предметам. Школьные и межшкольные научные общества. Конкурсы и мероприятия, организованные муниципальной образовательной сетью. |
От 1 до 5 |
Максимальный общий балл портфолио может соответствовать максимальному баллу за один экзамен – 5; за два экзамена – 10 либо 20 баллов.
Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом за один из его компонентов; она может быть интегральной, включающей максимальные баллы компонентов блока А и блока Б; по одному из каждого либо как-то иначе.
Б) “Портфолио работ”
Преимущества: портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.
Ограничения: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.
Примерный вариант записей в “портфолио работ”:
- Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Может быть приложена в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
- Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций.
- Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание.
- Работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках.
- Другие формы творческой активности: участие в школьно театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность этих занятий, участие в гастролях и концертах.
- Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия.
- Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируются вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность.
- Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.
- Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат.
- Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика.
- Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.
В) “Портфолио отзывов”
Преимущества: эта форма портфолио дает возможность “включить” механизмы самооценки ученика, что повышает осознанность процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.
Ограничения: сложность формализации и учета собранной информации.
Примерный перечень документов “портфолио отзывов”:
- заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников);
- рецензия на статью, опубликованную в СМИ;
- отзыв о работе на курсах, в учреждении дополнительного образования, о выступлении на научно- практической конференции старшеклассников;
- резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений;
- эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;
- рекомендательное письмо о прохождении социальной практики.
На основании предложенных вариантов портфолио предлагается конструировать и апробировать либо “комплексные” модели портфолио(включают названные типы в качестве своих разделов), либо “простые” (включают один из названных типов).
Специалисты Волгоградского государственного педагогического университета, кроме вышеперечисленных разновидностей портфолио, которые можно, по их мнению, объединить в “Портфолио внешних достижений”, разработали и апробировали в ряде образовательных учреждений Волгоградской области “Личностное портфолио старшеклассника”.
Личностное портфолио старшеклассника представлено в виде персональных дневников. С их помощью юноши и девушки совместно с психологом, учителем, классным руководителем проводят рефлексивный анализ происходящих с ними изменений, которые затрагивают укрепление индивидуальных ресурсов(“Портфолио успешной личности”), усиление лидерской позиции как основы будущей сферы профессиональной деятельности(“Портфолио лидера детских и молодежных групп”), фокусирование активности на обеспечение будущей жизненной успешности(“Портфолио развития” для учащихся интернатных учреждений, вечерних школ и классов педагогической поддержки).
Назначением портфолио в этом случае является познание личностных особенностей с целью их дальнейшего усовершенствования в определенном направлении. Портфолио развития- это фиксация шагов на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста. Это получение частных результатов, которые складываются в целостное свидетельство дееспособности человека, правомерности притязаний на признание его в новом возрастном и социальном статусе. В конечном счете, портфолио личностного развития служит цели подтверждения значимости человека и его неповторимого пути к достижению индивидуальных вершин.
1.4. Модель “портфолио-процесса” как системная оценка качества образования.
В соответствии со стратегическими направлениями развития системы образования в Российской Федерации и муниципальном образовании “город Екатеринбург” в частности мы выдвигаем предположение, что идея “портфолио-процесса”, как системная оценка может стать существенным элементом модернизации школы, при условии соответствующего психолого – педагогического и дидактико – методического обеспечения учебного процесса.
В последнее время идея портфолио становится в нашей стране популярной. Все больше школ применяют портфолио в своей практике. Однако зачастую понимают его как собирание учебных работ учащихся или как альтернативный способ оценивания учебных достижений.
В ОУ №11 в классах естественнонаучного профиля проходит апробацию портфолио курса (тематические, предметные портфолио), основная цель которых – позитивно влиять на сам процесс обучения. Портфолио курса представляет собой документацию работ школьника в рамках определенных тем курса. Оно является инструментом процесса обучения и служит для оценивания шагов обучения.
В нашем понимании “портфолио-процесс” – это три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: портфолио ученика, портфолио учителя, портфолио образовательного учреждения.
Портфолио ученика – представляет собой портфолио внешних достижений и порфолио личностного развития. Портфолио внешних достижений состоит из трех блоков – портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов. Основное назначение данной группы портфолио заключается в накоплении документальных свидетельств успешности школьника, обеспечивая ему рейтинговое место в группе одноклассников либо соискателей конкурсного места в высшее учебное заведение. Портфолио личностного развития – это изучение старшеклассником особенностей своей личности в системе ее социальных отношений и спланированная работа по их усовершенствованию для достижения новых качеств субъекта.
Портфолио учителя рассматривается сегодня не только как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории, но и как механизм самообразования, самопознания, самоактуализации личности педагога. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой учитель.
Портфолио образовательного учреждения в нашем понимании представляет собой набор документации по видам деятельности ОУ, на основе которого может быть дана комплексная оценка образовательного учреждения в процессе экспертизы его деятельности.
Взаимосвязь между составляющими “портфолио – процесса” можно показать в виде следующей схемы:
Схема 1.
Поскольку понятие “образование” не идентично понятию “обучение” и рассматривается в широком смысле как обучение, воспитание и развитие, то в этой связи идея “портфолио-процесса” предполагает выстраивание вокруг себя учебного процесса таким образом, что существенно меняется суть взаимодействия учителя и ученика, отношение ученика к изучаемому материалу и самому процессу обучения.
2. Проект модели “портфолио-процесса”.
2.1. Паспорт проекта.
Наименование проекта | “Модель “портфолио-процесса” как системная оценка качества образования” (далее по тексту Проект) |
Основания для разработки | - Закон Российской федерации “Об
образовании”. - Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. - Федеральная целевая Программа развития образования на 2006-2010 годы. - Стратегический проект “Городская школа – стандарт “Пять звёзд”. - Городская целевая программа развития общего образования города Екатеринбурга на 2007-2010 годы. - Программа развития школы на 2006-2010 годы. - Типовое положение об образовательном учреждении. - Лицензия № (с приложением) на право ведения образовательной деятельности, выданная Министерством общего и профессионального образования Свердловской области. - Устав МОУ СОШ №11. |
Координаторы проекта | Антюфьева Екатерина Львовна – директор
школы, высшая квалификационная категория. Матвеева Ирина Альбертовна – заместитель директора по НМР, первая квалификационная категория. Координационный совет по реализации Проекта |
Исполнители проекта | Администрация, педагогический коллектив ОУ, психологическая служба школы, ученический коллектив, родительская общественность. |
Цель проекта | Разработать модель “портфолио-процесса” как механизма повышения качества образования. |
Задачи проекта | Теоретические задачи: - анализ понятийного аппарата, используемого практиками в качестве опорных: образование, качество образования, оценка качества образования, портфолио, критерии, диагностика. - анализ проблемы использования портфолио с точки зрения оценивания процесса обучения и его результатов в современных научно-педагогических исследованиях; - проблемная экспертиза качества образования в школе: анализ результатов, условий, ресурсного обеспечения процесса; ранжирование проблем по степени значимости. Практические задачи: - выделение критериев оценки результативности образовательного процесса с точки зрения качества образования и условий его формирования; - разработка и внедрение “портфолио- процесса” как системной оценки качества образования в ОУ. Проектировочные задачи: - конструирование и развитие модели “портфолио-процесса”; - планирование “портфолио-процесса” на основе анализа и диагностирования результатов качества образования в ОУ; - создание условий реализации модели “портфолио – процесса”: кадровые, программно-методические, информационные, материально-технические, кадровые, финансовые ресурсы; наличие нормативно-правовой базы, социальное партнерство. - составление программы реализации проекта. |
Структура проекта | - Содержание проблемы. - Цели и задачи проекта. - Основные направления работы. - Обеспечение проекта: кадровое, программно-методическое, ресурсное, информационное. - Этапы и мероприятия по реализации проекта. - Механизм реализации проекта. - Приложения:
|
Сроки и этапы реализации | 1 этап (январь 2007г. – декабрь 2007г.) –
подготовительный 2 этап (январь2008г. – май 2009г.) – основной 3 этап (июнь 2009г.– ноябрь 2009г.) – результатирующий |
Назначение проекта | Проект является целеполагающим документом, определяющим образовательную деятельность МОУ СОШ № 11 на 2007-2009 г.г. по созданию системной оценки качества образования и переводу ОУ в качественно новое состояние. |
Ожидаемый конечный результат реализации проекта | Единая педагогическая стратегия и тактика организации работы по использованию системной оценки качества образования через модель “портфолио-процесса”. |
Система организации контроля за исполнением проекта | Контроль в рамках проекта осуществляет
заместитель директора по научно-методической
работе. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях научно – методического совета, административных совещаниях и заседаниях методических объединений. Координаторы проекта составляют отчеты по завершению каждого этапа реализации проекта в Управление образования г. Екатеринбурга. |
Источники финансирования | Бюджетное финансирование. Внебюджетное финансирование (в том числе добровольные пожертвования родителей). |
2.2. Цели и задачи проекта.
По своему замыслу проект поможет разрешить выше обозначенную проблему, так как целью его является разработка модели “портфолио – процесса” как системной оценки качества образования в условиях массовой школы.
Задачи проекта:
Теоретические
- анализ понятийного аппарата, используемого практиками в качестве опорных: образование, качество образования, оценка качества образования, портфолио, критерии, диагностика.
- анализ проблемы использования портфолио с точки зрения оценивания процесса обучения и его результатов в современных научно-педагогических исследованиях;
- проблемная экспертиза качества образования в школе: анализ результатов, условий, ресурсного обеспечения процесса; ранжирование проблем по степени значимости.
Практические
- выделение критериев оценки результативности образовательного процесса с точки зрения качества образования и условий его формирования;
- разработка и внедрение “портфолио- процесса” как системной оценки качества образования в ОУ.
Проектировочные
- конструирование и развитие модели “портфолио- процесса”;
- планирование “портфолио-процесса” на основе анализа и диагностирования результатов качества образования в ОУ;
- создание условий реализации модели “портфолио-процесса”: кадровые, программно-методические, информационные, материально-технические, кадровые, финансовые ресурсы; наличие нормативно-правовой базы, социальное партнерство.
- составление программы реализации проекта.
2.3. Условия, обеспечивающие реализацию проекта.
2.3.1. Кадровое обеспечение проекта.
Работа по повышению качества образования не является инновационной деятельностью для многих педагогов ОУ №11, так как основной акцент в Образовательной программе школы делается на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся, являющийся базовым для достижения выше обозначенного результата. Но вместе с тем требуется повышение квалификации педагогов в соответствии с планируемой спецификой деятельности и дополнительное привлечение к сотрудничеству работников высшего образования и научно-исследовательских организаций.
ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ с педагогами, работающими в режиме “портфолио-процесса”
- Оценка и эффективность обучения.
- Оценочная деятельность учителя.
- Портфолио или папка личных достижений ученика.
- Методические рекомендации по сопровождению работы с портфолио учащихся старшей школы.
- Роль портфолио в учебном процессе: психолого-педагогический аспект.
- Портфель индивидуальных учебных достижений: нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки.
- Папка индивидуальных учебных достижений “портфолио”: федеральные рекомендации и местный опыт.
- Портфолио: типичные ошибки и затруднения.
- Личностное портфолио старшеклассника.
- Презентация портфолио как альтернативная форма аттестации учителя.
2.3.2. Программно-методическое обеспечение проекта.
- Закон Российской федерации “Об образовании”.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
- Федеральная целевая Программа развития образования на 2006-2010 годы.
- Стратегический проект “Городская школа – стандарт “Пять звёзд”.
- Городская целевая программа развития общего образования города Екатеринбурга на 2007-2010 годы.
- Программа развития школы на 2006-2010 годы.
- Типовое положение об образовательном учреждении.
- Лицензия № (с приложением) на право ведения образовательной деятельности, выданная Министерством общего и профессионального образования Свердловской области.
- Устав МОУ СОШ №11.
- Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения. Методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003.
- Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
2.3.3. Ресурсное обеспечение проекта.
Анализ издержек традиционно включает в себя условно-постоянные (коммунальные услуги, накладные издержки и др.) и условно-переменные затраты. При организации экспериментальной площадки в ОУ №11 условно-постоянные затраты, во-первых, находятся в прямой взаимосвязи с основными затратами, связанными с основной деятельностью образовательного учреждения, а во-вторых, не зависят от объема деятельности экспериментальной площадки. Условно-переменные затраты изменяются прямо пропорционально изменению объема деятельности экспериментальной площадки. Поэтому от различий в динамике условно-постоянных и условно-переменных затрат в деятельности экспериментальной площадки зависит себестоимость образовательных услуг в целом.
Эффективность стратегии маркетинга обеспечена особенностями месторасположения экспериментальной площадки, в микрорайоне которой функционируют:
- 6 муниципальных общеобразовательных учреждений (одна из них повышенного статуса относительно близко к ОУ № 11- №116);
- Уральская Государственная Медицинская Академия;
- Уральская Государственная Горная Академия;
- Институт связи;
- Дворец молодежи;
- Музей ВДВ;
- Радиотехникум;
- Школа олимпийского резерва;
- Техникум физической культуры;
- Медицинский колледж.
Территориально здание ОУ №11 – экспериментальной площадки – расположено в непосредственной близости к основным транспортным развязкам (ул. Посадская, ул. Белореченская, ул. Московская, ул.П.Тольятти) и связано всеми видами общественного транспорта, включая трамвайные, троллейбусные и автобусные маршруты. Подъезд к зданию имеет высокую степень доступности (включая возможность парковки).
2.3.4. Информационное обеспечение.
Информационное обеспечение проекта осуществляется посредством:
- деятельности научно-методического совета и методических объединений педагогов ОУ №11;
- информирования педагогов о существующих городских, российских и международных информационных ресурсах в области использования портфолио;
- собственной издательской деятельности в ОУ №11;
- создания и пополнения банка данных о портфолио учащихся ОУ №11;
- информирования общественности района и города о деятельности ОУ №11 как Городской сетевой экспериментальной площадки “Управление качеством образования”;
- рекламы; осуществление рекламной деятельности планируется традиционно через средства массовой информации: телевидение (СГТРК, 41 канал, 4 канал), радио (“Студия “Город”), печать (“Наша газета”, “В каждый дом”, “Ва-банк” и др.) и собственную рекламную деятельность (дни открытых дверей, презентации проектов).
- формирования общественного мнения о реализации проекта; для этого необходимо:
- организовать тесное взаимодействие с руководителями других базовых площадок;
- создать систему взаимодействия с представителями образовательных учреждений, работающими в данном направлении.
2.4. Этапы и мероприятия по реализации проекта.
Реализация проекта состоит из 3 этапов. На каждом этапе прописаны основные задачи и ключевые мероприятия.
1 этап. Подготовительный
(январь 2007г. – декабрь 2007 г.)
Цель: научно-теоретическое обоснование проекта
Задачи:
- изучение нормативно-правовых документов, философской и психолого-педагогической литературы по проблеме проекта;
- комплектование координационного Совета;
- анализ состояния качества образования в МОУ СОШ №11 на начало эксперимента;
- уточнение целей и задач, основных направлений деятельности по реализации проекта;
- составление программы по реализации проекта;
Планируемый результат: наличие проекта
“Ключевые” мероприятия 1 этапа:
Мероприятие | Сроки | Ответственные | Результат |
Создание творческой группы (лаборатории) | Январь 2007 | Директор ОУ | Положение о работе лаборатории |
Круглый стол по разработке темы проекта | Сентябрь 2007 | Руководитель ГЭП | Программа реализации проекта на 2007-2008 уч. год |
Анализ состояния качества образования в МОУ СОШ №11 | Ноябрь 2007 | Заместитель директора по УВР | Аналитическая справка |
Начало разработки модели “портфолио – процесса” | Декабрь 2007 | Руководитель ГЭП | Конкурс портфолиоученика, портфолио учителя |
Проведение семинара для зам. директоров ОУ, по проблеме проекта на базе МОУ СОШ №11 | Январь 2008 | Научный куратор, координаторы проекта |
Повышение квалификации |
Методический сборник “Научно-теоретическое обоснование проекта” (подготовка и макетирование) | Декабрь 2007 | Научный руководитель | Публикации |
Педсовет по итогам реализации 1 этапа проекта | Июнь 2008 г. | Руководитель ГЭП | Утверждение плана работы по 2 этапу реализации проекта |
2 этап. Основной (внедренческий)
(январь 2008 г.- май 2009 г)
Цель: реализация проекта в ходе экспериментальной деятельности
Задачи:
- внедрение портфолио ученика, портфолио учителя как системной оценки качества образования;
- промежуточный контроль за реализацией проекта;
- проведение круглых столов, мастер-классов внутри школьного сообщества;
- проведение цикла семинаров по проблеме проекта на базе УрГПУ для педагогов, заместителей руководителя, руководителей ОУ.
- проведение семинара для зам. директоров и педагогов района и города.
Планируемый результат:
- повышение квалификации педагогов по проблеме “портфолио – процесса” как системной оценки качества образования;
- обобщение опыта работы школы по теме проекта.
“Ключевые” мероприятия 2 этапа:
Название мероприятия | Сроки | Ответственные | Результат |
Промежуточный контроль по реализации 2 этапа проекта | Октябрь 2008 г. | Члены координационного совета, куратор УрГПУ | Экспертный лист анализа |
Проведение консультаций научным руководителем | Весь период | Руководитель ГЭП | Эффективная реализация проекта |
Выпуск школьной брошюры с разработанными методиками работы с портфолио учащихся и портфолио учителя как системной оценкой качества образования. | Март 2008 г. | Руководитель ГЭП | Семинар для педагогов по внедрению методик. |
Проведение семинара для зам. директоров и педагогов города -“Теория и технология “портфолио – процесса” как системная оценка качества образования”. | Февраль 2009 г. | Куратор, руководитель ГЭП | Познакомить пед. общественность с ходом реализации проекта |
Методический сборник “Теория и технология “портфолио – процесса” как системная оценка качества образования”. | Май 2009 | Куратор, руководитель ГЭП | Познакомить пед. общественность с ходом реализации проекта |
3 этап. Заключительный (результатирующий)
(Июнь 2009 г. – ноябрь 2009 г)
Цель: осуществление рефлексии деятельности участников проекта по результатам реализации экспериментальной деятельности.
Задачи:
- обобщение, распространение школьного педагогического опыта (публикации).
- обмен ценными методическими находками.
- проведение экспертно-аналитического семинара.
- подготовка и презентация аналитического доклада.
- распространение передового опыта, созданного внутри данного школьного коллектива (выпуск сборника статей по тематике проекта)
Планируемый результат:
- представление имеющегося опыта ОУ в районе и городе;
- презентация опыта ОУ по реализации проекта.
“Ключевые” мероприятия 3 этапа:
Название мероприятия | Сроки | Ответственные | Результат |
Проведение семинаров для зам. директоров и педагогов ОУ города по теме “Опыт реализации модели “портфолио-процесса” как системной оценки качества образования”. | Ноябрь 2009 | Куратор ГЭП | Представление опыта |
Методический сборник “Опыт реализации модели “портфолио – процесса” как системной оценки качества образования”. | Декабрь 2009 | Куратор ГЭП | Тиражирование опыта |
Экспертно-аналитический доклад | Ноябрь 2009 | Руководитель ГЭП | Ознакомление педагогической общественности с результатами реализации проекта |
Реализация данного проекта, может осуществляться по одному из 3 вариантов:
- оптимальному (А);
- расширенному (Б);
- антикризисному (В).
Оптимальный вариант (А) предусмотрен при прогнозе:
- отсутствие существенных изменений на рынке образовательных услуг;
- планомерный и пропорциональный рост контингента учащихся;
- стабильность финансового положения школы, обеспечиваемой за счет всех источников, действующих на момент начала реализации проекта;
Оптимальный вариант обеспечивает эффективное функционирование и развитие ОУ через поддержание средних качественных и количественных показателей работы.
Расширенный вариант (Б) может быть осуществлен при оптимистичном прогнозе развития ситуации и успешном ходе реализации проекта, что характеризуется следующим:
- стабильностью положения на рынке образовательных услуг района и города;
- существенным ростом контингента учащихся;
- улучшением материально-технического и ресурсного обеспечения;
- увеличением объемов финансирования школы, действующих на момент начала реализации проекта.
Расширенный вариант позволяет активно осуществлять развитие ОУ через достижение средневысоких и высоких качественных и количественных показателей деятельности.
Антикризисный вариант (В) предусмотрен в условиях неблагоприятного развития ситуации и появления проблем в ходе реализации проекта. Это может быть в результате:
- нестабильности или ухудшения положения на рынке образовательных услуг;
- сокращение размеров финансирования школы;
- стабилизации или оттока учащихся.
Антикризисный вариант способствует сохранению существующего ритма функционирования ОУ при поддержании средних и средне-низких качественных и количественных показателей его деятельности.
Разработан предполагаемый бюджет финансирования реализации проекта, отражающий статьи расхода, с описанием их содержания и стоимости (см. Приложение).
Формы предъявления результатов проекта:
- семинары для зам. директоров по УВР;
- круглые столы и мастер-классы для педагогов;
- выпуск методических рекомендаций, методических сборников;
- создание научно-методического раздела на школьном сайте;
- участие в районных и городских педагогических чтениях; Российских и Международных педагогических форумах.
После реализации проекта “тиражированию” подлежит:
- Модель “портфолио- процесса”;
- Портфолио ученика, портфолио учителя, портфолио ОУ как составляющие системной оценки качества образования;
- Опыт работы педагогического коллектива, администрации МОУ СОШ №11 по изучению и реализации темы проекта.
Реализация данного проекта позволит использовать новую систему оценивания качества образования.
2.5. Механизм реализации проекта
Координатор:
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации проекта;
- подготавливает доклады о ходе реализации проекта;
- подготавливает по мере надобности, в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий проекта на очередной финансовый этап, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации проекта;
- разрабатывает перечень целевых показателей контроля за ходом реализации проекта;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию проекта, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией проекта и контроля за ходом “ключевых” мероприятий;
- утверждает положение об управлении проектом.
В целях привлечения общественности к управлению проектом руководителем ГЭП создается научно-координационный совет. В его состав входят администрация школы, представители педагогического и родительского актива школы.
Основными задачами научно-координационного совета являются:
- рассмотрение тематики “ключевых” мероприятий проекта;
- рассмотрение материалов о ходе реализации проекта и представление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации проекта;
- выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации проекта и разработка предложений по их решению.
Классный руководитель:
- информирует учащихся и их родителей о целях и задачах портфолио;
- оказывает помощь в консультировании и формировании индивидуальных образовательных планов;
- консультирует и помогает ученикам при формировании портфолио;
- поддерживает учащихся при проведении проектных и исследовательских работ, олимпиад, конкурсов.
Тьютор (педагог-предметник, психолог):
- развивает у обучаемых умения учиться самостоятельно;
- предоставляет консультационную помощь обучаемым по их инициативе;
- формирует у обучаемых умения оценивать свою деятельность;
- осуществляет индивидуальный контроль за обучением;
- развивает навыки самоконтроля;
- использует различные индивидуальные способы руководства познавательной деятельностью обучаемых;
- определяет совместно с обучаемым формы аттестации.
Ученик:
- формирует портфолио совместно с классным руководителем;
- дает самооценку своей образовательной деятельности;
- развивает и корректирует навыки самоконтроля, умения самостоятельной познавательной деятельности;
- предъявляет портфолио при зачислении в
профильные классы или в ходе промежуточной
аттестации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Основной целью данной работы было теоретическое обоснование и проектирование модели “портфолио- процесса” как системной оценки качества образования.
В теоретической части рассматривались вопросы использования идеи портфолио в обучении зарубежной и российской школ: представлены различные модели портфолио в образовании, охарактеризованы их составляющие, выделены преимущества и недостатки.
В практической части работы проведен анализ состояния качества образования в МОУ СОШ №11. Отмечено отсутствие системной оценки качества образования обучающихся и выявлена главная причина этого явления:
- нет единой модели, позволяющей осуществить этот процесс.
Предложен проект модели “портфолио- процесса” как системной оценки качества образования.
Литература.
- Абдуллина О.А. Высшее образование в России// Мониторинг и стандарты в образовании. – № 3, 1998.
- Белкин А.С., Жаворонков В.Д. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Вып. 1.// Екатеринбург, 1997.
- Белова С.Н., Шамова Т.И., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
- Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. – Спб.: Изд. “Каро”, 2007.
- Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Инновации и качество школьного образования. – Спб.: Изд-во “Каро, 2007.
- Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика. – Киев, 1986.
- Голубев Н.К., Битинас. Введение в диагностику воспитания. –М.: Педагогика, 1989.
- Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства//Народное образование. – №4, 2001
- Дик Н.Ф. Лицензирование, аттестация и аккредитация ОУ. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2006.
- Загвоздкин В.К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого – педагогические аспекты(на основе материалов зарубежной прессы).// Педагогическая психология. – №1, 2006
- Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности.// Педагогические технологии. – №5, 2002
- Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе “учитель-ученик”. Методическое пособие для учителя. Педагогическое общество России. М.:-1999.
- Ксензова Т.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно –методическое пособие. –М.: Педагогическое общество России,1999.
- Лях Т.И. Удовлетворение образовательным процессом как одно из направлений педагогического мониторинга.// Практический психолог. – № 4, 1998.
- Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. Кн.1,2.- Спб: Образоварние-культура, 1998.
- Макарова Т.Н., Макаров В.А. Презентация портфолио как альтернативная форма аттестации учителя.// Заместитель директора школы по воспитательной работе. – №3, 2005
- Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
- Молчанова З.М., Тимченко А.А., Черникова Т.В. Личностное портфолио старшеклассника. – М.: Глобус, 2006
- Морозова Т.В. Диагностика успешности учителя (Сборник методических материалов для директоров и заместителей директора учебных заведений). – М.: ОЦ “Педагогический поиск”, 1998.
- Новикова Т.., Прутченков А., Пинская М. Портфолио учащихся в профильном обучении: философия, структура, методика работы.// Народное образование. – №1, 2007
- Новикова Т., Прутченков А., Пинская М. Портфолио в российской школе.// Народное образование. – №1, 2005
- Новикова Т., Прутченков А., Пинская М. Методические рекомендации по сопровождению работы с портфолио учащихся старшей профильной школы.// Народное образование. – №2, 2007
- Подготовка педагогических кадров к введению профильного обучения. Методическое пособие. /Под ред. И.Д.Чечель. – М.: АПК и ПРО, 2003
- Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок(современная технология). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003
- Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе. Учебное пособие. – М.: Педагогическон общество России, 2004
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие. – М.: Школа-Пресс, 1997.
- Уилмс Д. Системы мониторинга и модель “вход-выход”// Директор школы. – № 1, 1995.
- Управление качеством образования: практикооринтированная монография и методическое пособие./ Под ред. М.М.Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2004
- Эверт Н. Критерии мастерства учителя.// Директор школы. – № 1(25), 1997.