Урок по физике с использованием информационных технологий по теме "Сила трения"

Разделы: Физика


Цель урока: познакомить учащихся с силой трения, сформулировать понятие силы трения, установить, от чего зависит сила трения, продолжить формирование умений анализировать и сравнивать результаты опытов, формировать умения применять знания на практике, объяснять физические явления в природе, технике и быту, дать представление о “полезном” и “вредном” трении.

Ход урока.

1. Продолжаем изучение видов взаимодействия тел. Понаблюдаем за движением бруска, если толкнуть его, по столу, по деревянной линейке. Предложите ребятам ответить на вопросы: Как меняется скорость движения бруска? Почему это происходит? Какие тела действуют на брусок? Где ещё мы встречаемся с подобным явлением?

2. Даётся определение силы трения: сила, возникающая при соприкосновении поверхностей тел и препятствующая их перемещению относительно друг друга, называется силой трения.

3. Выясним причины возникновения трения. Их две:
1). Шероховатость соприкасающихся поверхностей;
2). Взаимное притяжение частиц соприкасающихся тел.

4. Трение бывает разных видов: трение покоя, трение скольжения, трение качения. Рассмотрим на примерах каждый вид.

5. Каждый ученик проводит самостоятельно опыт, предлагаемый на экране в презентации. После каждого опыта делаются выводы.

6. Силу трения можно измерить с помощью динамометра. При равномерном движении бруска по столу(тянем брусок, скреплённый с динамометром, за динамометр), сила трения равна силе тяги, т.е. показанию динамометра.

7. Выясним, от чего зависит сила трения. Для этого рассмотрим следующие опыты: возьмём брусок и динамометр, скрепим их. Начнём равномерно двигать брусок, переворачивая его на разные грани и следя за показаниями динамометра. Вывод: сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей. Теперь будем класть грузы разной массы на брусок, опять следя за показанием динамометра. Вывод: сила трения зависит от силы давления на брусок. Затем будем двигать брусок по гладкой и шероховатой поверхности, следя за показанием динамометра. Вывод: сила трения зависит от шероховатости поверхности.

8. Предложите учащимся рассказать о примерах “полезного” и “вредного” трения. Затем показываем слайды с примерами из презентации, комментируя их.

9. Предлагаем учащимся посмотреть видеоролик о трении в природе, технике и быту.

10. Делаем выводы:

  • Сила трения возникает между соприкасающимися поверхностями.
  • Сила трения зависит от рода соприкасающихся поверхностей.
  • Сила трения не зависит от площади трущихся поверхностей.
  • Сила трения уменьшается при замене трения скольжения трением качения, при смазывании трущихся поверхностей.

Презентация