Цели:
1) продолжить развивать познавательную
деятельность учащихся по данной теме;
2) развивать мышление, внимание, навыки
конструирования предложений, навыки постановки
знаков препинания в сложных предложениях, в
предложениях с прямой речью и обращениями, в
предложениях с однородными членами;
вырабатывать умения строить схемы предложений,
производить их разбор, делать выводы;
3) воспитывать интерес к русскому языку на основе
сказок, используя различные формы и методы
работы; воспитывать самостоятельность мышления.
Знать:
1) простое предложение и сложное;
2) однородные члены;
3) обобщающее слово;
4) обращение;
5) прямая речь.
Уметь: расставлять знаки препинания:
1) в сложных предложениях;
2) при однородных членах и обобщающих словах;
3) при обращении;
4) в предложении с прямой речью.
План урока:
2 мин. 1. Организационный момент (цели урока, домашнее задание).
7-8мин. 2. Проверка знаний учащимися теории (кроссворд).
20 мин. 3. Закрепление изученного по разделу.
4-5 мин. 4. Тестовое задание.
3 мин. 5. Вывод по уроку.
2 мин. 6. Выставление оценок.
Ход урока:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
1. Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Мы начинаем урок, который называется “Повторение изученного по теме “Синтаксис.
Пунктуация”. На этом уроке мы должны повторить все, что изучали в этом разделе.
Итак, к концу урока мы должны
Знать:
1) что собой представляют простое и сложное
предложение;
2) что такое однородные члены предложения;
3) обобщающее слово при однородных членах;
4) что такое обращение;
5) что такое прямая речь,
уметь: расставлять знаки препинания:
1) в сложных предложениях;
2) при однородных членах и обобщающих словах;
3) при обращении;
4) в предложении с прямой речью,
5) чертить схемы предложений.
2. Проверка знаний учащимися теории (кроссворд).
Учитель: запишите в тетрадях число и тему урока.
Ребята, чтобы вы смогли сегодня хорошо поработать, вы должны знать термины и грамотно использовать их в течение урока. Давайте же их повторим.
Кроссворд. У доски работает ученик. Остальные в тетрадях записали заголовок “Терминологический диктант”.
По горизонтали:
1. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что такое предмет? (Сказуемое)
2. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия и отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? (обстоятельство)
3. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, отвечает на вопросы: кто? что? (Подлежащее)
4. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения. (Синтаксис)
5. Знак препинания, который ставится между однородными членами или между частями сложного предложения. (Запятая)
По вертикали:
6. Разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)
7. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. (Дополнение)
8. раздел науки о языке, изучающий правильную постановку знаков препинания. (Пунктуация)
Оценка.
3. Закрепление изученного материала.
-Хорошо! Молодцы, ребята! Повторили основные термины. Знания их вам сегодня пригодятся в работе.
А сейчас мы должны закрепить полученные знания. Помогать вам в работе будут консультанты, назначенные мною на этот урок (3 консультанта).
1. Ну, что ж, приступаем к работе.
1 консультант: а) что собой представляет сложное предложение;
б) дать определение сложному предложению;
в) что такое однородные члены предложения?
Оценка.
Закрепление:
1) Войско в горы царь приводит - У доски 1 ученик.
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
2)
Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы.
Дополнительный вопрос: почему во втором предложении перед и стоит “,” , а в первом нет?
Оценка.
Остальные: ребята, у вас у каждого есть карточки с предложениями. Вы производите разбор предложений в этих карточках. Задание:1) расставить где нужно знаки препинания;2) объяснить их постановку;3) начертить схемы предложений. Приложение 1.
Вывод: мы повторили сложное предложение и предложение с однородными членами(их отличие)
2. Рассмотрим предложения с однородными членами и обобщающим словом при однородных членах.
2 консультант: а) какое слово мы называем обобщающим?
У доски работает ученик. Все записывают предложения в тетрадь.
3) Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно.
Дополнительный вопрос: почему между первым и вторым однородными членами стоит “,” , а между вторым и третьим – нет?
5)
Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
Оценка.
Вывод: повторили знаки препинания при однородных членах предложения и обобщающем слове.
3. –А сейчас немного отдохнем от письменной работы и поработаем устно.
Посмотрим, как хорошо на слух вы можете определить количество однородных членов в предложении. Приготовьте сигнальные карточки.
1)
Коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет.
2)
Живет Балда в поповом доме,
Спит на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.
3)
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит.
4)
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит, и поит,
И ответ держать велит.
5)
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
Молодцы!
4. К сегодняшнему уроку несколько ребят получили индивидуальное задание: написать сказку “Об однородных членах и их добрососедских отношениях”. Работу всех ребят я оценю позже, а одну сказку мы все-таки послушаем.
Оценка.
5. Дифференцированная работа.
1 группа - по схемам составить и записать сказочные предложения. Приложение 2.
2 группа - у доски работает 1 ученик, остальные в тетрадях:
Василиса все переносила безропотно и с каждым днем все хорошела, а мачеха худела и дурнела от злости.
Дополнительно всем:
Царь дал ему припасов, напитков и палатку с золой маковкой.
Оценка.
Слушаем предложения, составленные первой группой.
Оценка.
6. Следующий этап – повторяем обращение.
3 консультант:
а) что такое обращение?
б) знаки препинания при обращениях.
Оценка.
Задание: схематический диктант. На обратной стороне доски работает один ученик.
- Свет мой, зеркальце, скажи…
- Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…
- Здравствуй, сестрица Аленушка!
Оценка.
4. Тестовое задание.
Работа в парах - взаимопроверка.
Задание: начертить на слух схемы предложений.
А) Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице.
Б) Видит девица, что тут люди добрые живут.
Учитель:
-Скажите, ребята, вам нравятся сказки А.С.Пушкина? А народные?
- А чему нас учат эти сказки?
(Вернулись к эпиграфу урока: Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.)
5. Вывод по уроку.
Итак, ребята, урок наш подходит к концу, давайте подведем итог.
Возвращаемся к тому, с чего начали. Глядя на доску, скажем, все ли мы повторили, что было запланировано.
Вывод делает ученик.
Оценка.
6. Выставление оценок.
-Спасибо, ребята, вы хорошо потрудились. Но еще не все ученики знают свои оценки (за карту королевства, за сказки).