Коррекционно-развивающее занятие в 5-м классе

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель:

  1. Помочь учащимся осознать различия в их отношении к тем, кого они считают своими и чужими людьми.
  2. Предложить модель конструктивного общения с людьми разного возраста, своими и чужими.

Задачи:

  1. Снятие психоэмоционального напряжения.
  2. Формирование дружеских взаимоотношений в коллективе.

Участники: Учащиеся 5-го класса.

Оборудование: цветные облака, цветные карандаши или фломастеры,, плакат “Чемодан качеств”, релаксационная музыка “Звуки моря”, песня “Облака”, сердечки на каждого ученика, словарь Ожегова, шкатулка с камнем, колпачки разного цвета, ватман с надписью “Хочу вам пожелать”. Названия групп: зеленые, синие, желтые, красные., рулон факсовой бумаги.

Ход занятия.

Все стоят в кругу.

Здравствуйте, я рада снова встретиться с вами. Предлагаем сейчас поздороваться с соседом справа и сообщить о чем-то приятном (ученики по кругу выполняют это упражнение). Спасибо! По команде “Хлопок” сейчас меняются местами те, кто:

- пришел в школу в хорошем настроении;
- имеет много друзей;
- рад, что он ученик 5-го класса;
- любит путешествовать.

(Дети меняются местами по команде психолога).

Хорошо! Так как многие из вас любят путешествовать, то давайте отправимся в сказку.

Но для этого пройдите на свои места и посмотрим, что лежит у вас на парте.(разложить предварительно облака разных цветов(желтого, синего, зеленого, красного)

(Звучит песня “0блака”)

Под музыку (психолог показывает движения, а дети повторяют) начинается погружение в сказку.

Сегодня мы поговорим о тех людях, которые окружают нас, и о нашем отношении к ним. Среди тех, кто живет рядом с нами, есть люди более близкие и те, с которыми мы почти не общаемся, кого не замечаем. А если и замечаем, то не понимаем.

Как мы называем людей, которые нам дороги? (близкие, родные, свои)

Как мы называем людей, которых не знаем? (чужой, посторонний)

Ребята находят своих (группы определяются по цвету облака), и получают задание

- Дайте определение из словаря Ожегова (чужой, свой, чужая вещь, своя вещь)

Могут ли все люди своими? Почему?

Вокруг нас всегда есть люди. Мы сегодня поговорим о том, как нужно себя вести с теми, кого мы считаем своими и кого мы считаем не похожими на нас.

Звучит сказочная мелодия.

Закройте глаза и представьте себе,……… в одном селе появились ……гномы.

1, 2, 3, откройте глаза. Можно сказать, что вы тоже стали гномами. Но вам предстоит доказать, что вы стали необыкновенными гномами. У вас сейчас экзамен – я вам даю маленький колпачок –

Покажите чем он может быть (нос, головной убор, рожок мороженного и т. д.)

Дети показывают.

Погружение в игровой тренинг:

Мы стали гномами красными, синими. Зелеными. Желтыми.

Назовите качество, которое начинается на вашу первую букву цвета. Обратите внимание, что это качество всей вашей группы плакат “Чемодан качеств”

Красные – красивые и т. д.
Желтые - жадные, жалостливые, жуткие и т. д.
Синие – смелые, сильные и т. д.
Зеленые – злые, завистливые и т. д.

Звучит музыка.

И так начинается наша сказка. В некотором царстве, некотором государстве, жили были семейства гномов. Но был у них самый главный гном – я.(одевает колпак)

Каждое семейство живет само по себе. а вот как они живут мы сейчас узнаем каждая группа получает рассказ, который необходимо прочитать, но и показать всем остальным гномам).

Каждая группа показывает.

В нашем царстве хранилось уникальное сокровище – радужный камень. По просьбе гномов этот камень мог излучать удивительное радужное свечение. Как будто миллионы разноцветных, перламутровых шаров начинали светить в воздухе, создавая атмосферу радости и праздника. Все очень любили это камень. Правда была у него одна особенность, он не мог долго жить без тепла человеческих рук. Стоило оставить его на 5-6 минут без тепла, как он засыпал навеки. Когда – то было их много, но из-за забывчивости все они уснули. Остался только один такой камень. Гномы его хранили и берегли. Они установили дежурство по – очереди Нужно было, раз в месяц дежурить в комнате не выходить из неё, и держать камень в руках. И вот наступило мое дежурство. Я шел очень довольный, ведь я знал. что нужно делать. Но мне захотелось посмотреть, как далеко он может светить. Я вышел на порог И тут произошло ужасное. Он выпал и закатился под порог. Рядом не было ни одной палки. И пока я искал чем достать камень, он …………. Умер. Плохая весть разносится быстро.

Как вы думаете, что они стали говорить гному? (ответы детей)

Можно предложить детям обыграть эту ситуацию.

Подробный разбор каждой ситуации. предложенной детьми.(от драки до оскорблений)

1. Что чувствовал этот гном?

2. Как стали, к нему относится гномы? Свои и чужие? Объясните почему.

3. Это гном стал для них чужим или всё - таки остался своим?

4. В жизни так у нас с вами бывает?

5. Хотел ли кто-нибудь из вас пережить то, что пережил этот гном?

6. Есть ли у вас в классе “свои” и “чужие”?

7. В чем особенность поведения “чужих” и “своих”?

Правила конструктивного поведения (школьный психолог № 2,2004 г. )

(На полу раскатать рулон факсовой бумаги по диагонали кабинета)

Вот это дорога своих и чужих. Посередине пусть встанут те, кто считает себя в классе своим. По левую сторону от них те, кто считает себя другим (ни своим, но и не чужим)По правую сторону от них те, кто считает себя в классе чужим.

Наглядная ситуация покажет отверженных и предпочитаемых

Сформируются 3 группы (свои, чужие, другие).

Каждой группе предложите написать правила или законы, чтобы им стало уютно в классе жить всем вместе.

Итог:

Написать на сердечке пожелание своим и чужим гномам и прикрепить его на ватман.

Рефлексия. (Общение с радужным камнем)

Обязательно выход из ролей: “Я не гном, я – человек!”

Список литературы:

    1. В. А. Великодная “Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию”.
    2. О. Е. Жиренко “Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию”.
    3. Т. М. Кулицкая “Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию”.

Приложение