Цели.
I.
- Обобщение и проверка знаний учащихся по курсу “Граждановедение” по теме “Права ребёнка”. (По курсу “Основы правовых знаний” по теме “Семейное право”.)
- Внеурочное мероприятие используется как игровая форма образования учащихся.
II.
- Развитие творческого потенциала учащихся. (Привлечение к оформлению эмблем, названий команд, инсценировке ситуаций по нарушению прав ребёнка).
- Использование различных форм проверки знаний учащихся – индивидуальных, групповых, игровых.
- Применение информационных технологий.
III.
- Внеурочное мероприятие проводится в соответствии с тематическим планированием.
- Групповые формы работы с учениками позволяют развивать коллективную ответственность, чувство сопереживания.
- Осуществляется сотрудничество учителя – предметника с КР, КВ, с педагогом дополнительного образования.
Оборудование.
- Столы для команд теоретиков, жюри.
- Мультимедийное оборудование.
Ход мероприятия.
I этап. Конкурсы для команд теоретиков.
II этап. Творческие группы показывают ситуации, в которых нарушены права ребёнка. Команда соперников должна назвать нарушенные права.
Участники.
- 2 команды теоретиков, 2 группы для выполнения творческого задания.
- Жюри – учащиеся из другого класса параллели.
- Ведущий – учитель истории Лячина И.А.
- Болельщики. Группа, проводящая социологический опрос.
Музыкальное оформление.
Используются песни: “Журавлиная песня”, “Куда уходит детство”, “Маленькая страна”.
Ход игры.
- Вступительное слово ведущего.
- Конкурсы для команд теоретиков.
- Выполнение творческого задания.
- Награждение.
(Звучит “Журавлиная песня”)
I
Вступительное слово ведущего.
Для многих из вас эта песня незнакома или вы её слышали 1 – 2 раза в своей жизни. Для меня эта песня дорога. Она будит воспоминания о школьных годах, о том возрасте, в котором вы сейчас находитесь. А это детство! Счастливая пора! Катание на лыжах в тайге с папой, на плотах по озёрам с друзьями, поездки к бабушке в Липецкую область. Да, много их было – счастливых мгновений, беззаботных дней!
(Опрос аудитории)
А что для вас значит детство? (1 – 2 взрослых, 1 ребёнок)
А всё ли так хорошо? Резко сократилась рождаемость, возросла смертность, образовался так называемый демографический крест на территории многих регионов России. Из 16 летних к пенсионному возрасту подойдёт только 50%. У 50% детей функциональные отклонения в организме, у 60% - психические, и только 1% - здоровые дети. Растёт количество преступлений, совершённых детьми. Каждое 4 - ое из которых в алкогольном или наркотическом опьянении. 2/3 преступлений носят имущественный характер.
Почему это происходит? Настоящая война против детей в нашей стране! Вспомните песни для детей и про детей, которые звучали бы по радио или по ТВ, современных авторов? А фильмы? “Один дома” или эти бесконечные боевики. А реклама? В результате свободы нравов растёт количество самоубийств среди детей. 78% из - за проблем общения, 47% детей не могут с “продвинутыми” общаться, 6 млн. беспризорников. Детей оставляют в роддомах. Каждую среду “Липецкая газета” печатает фотографии “Найди меня, мама”. А преступления взрослых против детей, изнасилования, убийства, втягивание в проституцию – обычное дело для больших городов.
И только 15 – 20 минут в день родители уделяют детям. И даже такой, на первый взгляд, незначительный факт - общение в семье построено на крике, родители мстят детям за то, что они им мешают. А ведь ещё в 19 веке Ф.М.Достоевский сказал: “Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка”.
Поэтому наша встреча называется “Азбука права: права ребенка”
Мы с вами на уроках граждановедения говорили о правах человека, правах ребёнка, рассматривали различные документы, посвящённые им. И сегодня мы обобщим наши знания.
Встречаются 2 команды.
(Представление команд, жюри, ведущего.)
II
Конкурсы
1. Конкурс “Документы”.
Перечислите документы, защищающие права ребёнка. Разделите их на 2 группы по направлениям.
ОТВЕТ
Международные |
Российские |
Всеобщая декларация прав ребёнка. |
Конституция РФ. |
Декларация прав ребёнка. |
Семейный кодекс. |
Конвенция о правах ребёнка. |
Гражданский кодекс. |
7 ответов – максимально, 1 ответ – 1 балл |
Уголовный кодекс. |
- Конкурс “Картинки”.
Какие права ребёнка изображены на рисунках?
Ответ.
- Право на защиту семьёй.
- Право на заработанные деньги (зарплату, стипендию).
Максимум 2 балла.1 ответ – 1 балл.
3. Конкурс “Личность”
Какое право ребёнка отражено в этих документах?
- Свидетельство о рождении.
- Свидетельство о браке родителей.
- Паспорт.
Ответ.
Право на установление происхождения ребёнка.
4. Конкурс капитанов.
Назвать даты принятия документов о правах ребёнка (капитаны вытягивают листки с документами у ведущего)
ОТВЕТ
Всеобщая декларация прав человека |
1948 |
Декларация прав ребёнка |
1959 |
Конвенция о правах ребёнка |
1989 |
Конституция РФ |
1993 |
Семейный кодекс |
1996 |
Уголовный кодекс |
1996 |
1 балл за названную дату |
5. Конкурс
Вам покажут сценки, в которых отражены права ребёнка. Каждая команда должна назвать нарушенные права.
7а |
7г |
Право на имущество |
Нарушается право иметь свою собственность |
Право на общение с родителями и родственниками |
Право общения с родственниками |
Право на жизнь |
Право общения с родственниками и право на своё мнение |
III
То, что мы с вами хорошо знаем права ребёнка, отразилось на данных социологического опроса. Послушаем девочек, которые провели его анализ.
Социологический опрос
1
Взрослые люди 55 – 70 лет, бабушки и дедушки.
Половина опрошенных в возрасте 55 – 70 лет ответила: “Затрудняюсь”. Для них не очень знакомы эти понятия: права человека, права ребёнка. Среди отрицательных ответов встречались и такие: “У каждого человека равные и одинаковые права и объединять права ребёнка в какую – нибудь группу бессмысленно”. Да, ответивших утвердительно мало. Но они говорят: “Мы должны дарить нашим детям тепло и ласку. Это же наши внуки, мы их любим”.
Я думаю, что затруднившиеся ответить на вопрос о правах ребёнка, ответили бы положительно на вопрос – любят ли они своих внуков.
2
Дети – учащиеся 7-ых классов, 12 – 13 лет.
Все ребята на вопрос: “Необходимо ли права ребёнка выделить в особую группу?” ответили “да”. Их аргументация: “Дети будут более защищёнными”, “дети – особый слой общества”, “мне хочется, как ребёнку, иметь свои права”, “ребёнок нуждается в помощи взрослого человека”.
Встречались мнения, что человек, он и есть человек, никаких ограничений между людьми не должно быть: “Права должны быть, что у взрослых, что и у детей – одинаковые”.
Мы считаем, что 100% учащихся ответили “да”.
3
Взрослые люди 30 – 40 лет, родители учащихся 7-х
классов.
Мы попросили ответить на этот вопрос наших родителей, возраст которых от 30 до 40 лет. 35% ответили отрицательно. Кто-то категоричное “нет” написал. Кто-то так: “Необходимо расширить круг их обязанностей и ограничить до минимума права”. Другой вариант отрицательного ответа: “Ребёнок имеет право на жизнь, на учёбу, работу, как и все взрослые. Зачем тогда их права выделять в особую группу?”.
65% ответили “Да”. Вот их аргументация: “С детства надо воспитать в ребёнке достойного члена нашего общества, уважать закон. Надо следить за тем, чтобы эти права ребёнка работали”. Один папа написал: “Дети – наше будущее”.
Ведущий. Этот социологический опрос показал, что ответы на вопрос “Необходимо ли права ребёнка выделить в особую группу?” зависят от уровня знаний людей. То есть, мы с вами на правильном пути и продолжим изучение прав человек, прав ребёнка, чтобы повышать свою правовую культуру.
Надо чтобы детство было защищено, только тогда оно будет счастливой порой.