Лучше один раз увидеть,
чем сто раз услышать.
Как известно, кроме уроков, обязательной формой учебных занятий по физике были экскурсии, но, к сожалению, в настоящее время из учебного плана они исключены.
Особое значение имеют производственные экскурсии, так как они позволяют показать явления физики в их взаимной связи, в том виде, в каком они встречаются человеку в жизни, на производстве. Это очень важно для профориентации учащихся.
Основным принципом организации экскурсий является их связь с учебным материалом, изучаемым в классе. Поэтому экскурсии по физике проводятся чаще всего как заключительные, когда физические принципы тех или иных технических объектов уже будут изучены учащимися. В некоторых случаях, однако, оправданы и предварительные экскурсии. Это возможно, когда объект экскурсии достаточно прост и доступен для понимания учащимися и когда ознакомительная экскурсия на современное предприятие может возбудить интерес к определенной теме предмета физики.
Экскурсии по физике имеют большое значение для развития наблюдательности учащихся, формирования у них научного мировоззрения, установления взаимосвязи между различными физическими явлениями. К сожалению, в последние годы экскурсии по физике проводят неоправданно редко и преимущественно как внеклассные мероприятия. Экскурсии надо восстановить в своих правах.
В связи с тем, что экскурсии в нашей школе проводятся и по другим предметам, приходится заботиться о том, чтобы учащиеся не были чрезмерно перегружены экскурсиями. Некоторые экскурсии проводятся мной совместно с учителями химии, биологии, географии. В ряде случаев такие экскурсии имеют некоторые преимущества перед обычными. Многие технологические процессы обусловливаются целым комплексом различных физико-химических и биологических явлений, поэтому взаимосвязь физических, химических, биологических явлений видна во время таких экскурсий очень ясно и полно.
При планировании экскурсии я прежде всего учитываю производственную базу, находящуюся в районе школы. В связи с тем, что основными предприятиями являются подразделения НГДУ ”ЛН” (нефтегазодобывающее управление Лянторнефть), необходимо бывает решить следующие организационные вопросы:
1.Разрешение на посещение объекта повышенной опасности.
2.Транспорт для доставки учащихся на объект экскурсии и обратно.
3.Сопровождение ГИБДД
4.Инструктаж по технике безопасности в пути следования и на объекте экскурсии.
5.Количество учащихся, которые могут посетить объект.
Предварительно экскурсионные объекты я осматриваю и составляю примерный план для “гида”, Как правило, в роли “гида” выступают ведущие специалисты предприятий.
Так же к экскурсии должны быть подготовлены учащиеся. На уроке перед экскурсией сообщается цель, общие сведения об объекте. Для целенаправленного восприятия определяется задание - составление отчета об экскурсии в произвольной форме. Как правило, это бывает доклад, реферат, сочинение, фотоотчёт, видеоролик.
В ходе экскурсии учащиеся ведут рабочие записи, зарисовки, делают фотографии. Экскурсионный материал используется в последующем учебном процессе как раздаточные материал для лабораторных работ и задач, изготовления стендов, таблиц, схем, плакатов.
За время работы мною были проведены экскурсии на следующие предприятия:
1.Речпорт по теме “Плавание судов”.
2.РТПС (радиотелевизионная передающая станция) по теме “Телевидение и радиовещание”
3.АТС (автоматическая телефонная станция) по теме “Связь”
4.УМР (управление механизированных работ) по теме “Двигатель внутреннего сгорания, простые механизмы”.
5.ГТЭС (газотурбинная электростанция) по теме “Производство, передача и использование электроэнергии”.
Подробнее остановимся на последнем примере.
Экскурсия для учащихся 11-х классов. После изучения темы “Производство, передача и использование электроэнергии” с целью ознакомления с системой электроснабжения предприятий НГДУ “ЛН” посетили ГТЭС-1, расположенную в 30-ти км от города Лянтор. В ходе экскурсии учащиеся должны были получить ответы на следующие вопросы:
- историческая справка о ГТЭС-1;
- назначение ГТЭС-1 и её место в системе энергообеспечения территории;
- технические параметры станции;
- экологические вопросы при работе ГТЭС-1;
- основные блоки станции;
- причины повышенной опасности объекта;
- уровень подготовки персонала ГТЭС-1;
- техника безопасности для обслуживающего персонала, условия труда.
Эти же вопросы были своеобразным планом для творческих работ учащихся по итогам экскурсии. Доклады, сочинения, фоторепортажи, видеоролики представляются на последующих уроках или на заключительных итоговых уроках четверти, полугодия.
Из творческих работ учащихся по результатам проведенных экскурсий:
-Если бы можно было проводить экскурсии по каждой изучаемой теме, то мы учились бы гораздо лучше.
-Я считаю, что когда мы выезжаем на экскурсии на предприятия, то гораздо лучше усваивается учебный материал.
-Для меня эта экскурсия явилась познавательной и интересной. Для лучшего понимания физики мне интересно посещать разные предприятия.
-Побывав на этой экскурсии, я очень много узнала и поняла. Мне понравилось, как инженер предприятия знакомил нас с оборудованием, устройствами и со всем предприятием, профессионально отвечал на все наши вопросы. Я поняла, что выработка электроэнергии – очень сложный и важный процесс, для изучения его нужно знать много из курса физики, химии и других наук. Теперь я знаю, что происходит на предприятиях нашего города. В общем, мне было очень интересно и полезно.
-Лянторскую ГТЭС, на мой взгляд, можно назвать достопримечательностью нашего города. Она существует всего два года, но имеет важное значение для нашей жизни. Экскурсия была очень полезной.
-Экскурсия позволила нам пронаблюдать явления и процессы, сопровождающие выработку электроэнергии, глубже понять значение науки в развитии техники.
-Я понял, какое значение имеет физика в жизни, у меня повысился интерес к изучению материала по физике.
-Перед экскурсией я многое себе представляла не так, но теперь я точно знаю, как выглядит двигатель грузового автомобиля.
-Оказывается, у легкового автомобиля двигатель меньше, чем у грузового! Почаще бы ходить на экскурсии!