Занятие кружка "Путешествие в страну Геометрию"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Познакомить с основными свойствами куба как разновидностью призм.
  2. Закрепить умение находить периметр квадрата.
  3. Формировать чертежные навыки.
  4. Развивать внимание, наблюдательность, логику.

Оборудование: алфавит, плакат с пословицей, раздаточный материал (квадраты), куб, развёртки куба, игра “Танграм”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Графический диктант.

Поставьте начальную точку. Вправо 5 клеток, вниз 4 клетки, влево 2 клетки, вниз 7 клеток, влево 1 клетка, вверх 1 клетка, влево вниз по диагонали 1 клетка, влево вверх по диагонали 1 клетка, влево вниз по диагонали 1 клетка, вверх 1 клетка, вправо вверх по диагонали 1 клетка, вправо вниз по диагонали 1 клетка, вправо вверх по диагонали 1 клетка, вверх 5 клеток, влево 2 клетки, вверх 4 клетки.

В середине ключа нарисуйте прямоугольник.

Заштрихуйте, не используя линейку. Штрих должен быть равномерным.

- Я приглашаю всех в путешествие по стране Геометрии.

Этот ключ поможет нам приоткрыть дверь в её удивительный мир. А чтобы пройти сегодняшний путь, нам понадобится …(терпение).

У меня зашифровано какое-то мудрое изречение. Прочтите его, используя алфавит, и объясните смысл.

20 6 18 17 6 15 10 6 10 20 18 21 5 3 19 7 17 6 18 6 20 18 21 20

ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ (Если в работе ты терпелив, все сможешь одолеть)

2. Упражнения на развитие наблюдательности и внимания.

ГЛАЗА ВИДЯТ, А УМ РЕШАЕТ

Какая линия длиннее? Докажите. (Прямая, т.к. она бесконечна)

Где квадратов больше? Докажите. (А – 5, Б – 6)

3. Повторение. Нахождение периметра.

- У каждого на столе лежит 4 квадрата.

Периметр каждого квадрата – 16 см.

Составьте фигуры, используя все квадраты. Найдите периметр этих фигуры.

- Как вы находили периметр фигур? (Вначале нашли сторону квадрата, а потом сумму длин всех сторон)

4. Работа по теме занятия.

Сегодня на занятии мы будем сравнивать квадрат и куб. Вспомним основные свойства квадрата и познакомимся с основными свойствами куба. Научимся строить развёртку куба.

  1. Куб и квадрат – одинаковые геометрические фигуры? (Нет)
  2. Почему же мы будем рассматривать их вместе? (Имеют много общего)
  3. Какую из этих фигур мы называем плоской, а какую – объемной? (Квадрат – фигура плоская, куб – объёмная)
  4. Назовите основные свойства квадрата.

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КВАДРАТА

  1. 4 стороны, 4 угла, 4 вершины.
  2. Все стороны равны.
  3. Углы прямые.

- Рассмотрите куб.

- Назовите, если сможете, его основные свойства.

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КУБА

  1. Поверхность куба состоит из квадратов – граней.
  2. Два соседних квадрата имеют общую сторону – ребро.
  3. Концы ребер являются вершинами квадрата.

- Посчитайте, сколько у куба граней (6), ребер (12), вершин (8).

КУБ – ЭТО ТОЖЕ ПРИЗМА, ГРАНЯМИ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ КВАДРАТЫ

- Мы с вами знакомы с призмой, где грань – прямоугольник. Назовите её. (Спичечный коробок)

4. Практическая работа.

- Начертите куб, ребро которого 3 см.

- Почему на чертеже пунктирные линии? (Невидимые рёбра.)

РАЗВЕРТКА КУБА

Если куб развернуть, то мы получим вот такую развёртку.

- Начертите развертку куба, ребро, которого 3 см.

- Посмотрите на доску, выберите из разверток те, из которых можно сделать куб.

  - Попробуйте сложить. Получилось? (1, 4 – нет, 2, 3, – да)

Покажите на модели рёбра, вершины, грани. Кто запомнил, сколько у куба вершин, рёбер, граней? (8, 12, 6)

- Что является гранью куба? (Квадрат)

- Сегодня квадрат поможет провести нам игру.

5. Игра Танграм.

Вы уже знакомы с древней игрой, которая называется “Танграм”.

Это квадрат, разрезанный на 7 частей – 7 плоских геометрических фигур:

2 больших треугольника;

2 маленьких треугольника;

1 средний треугольник;

1 квадрат;

1 параллелограмм.

Из фигур (обязательно всех) составляются различные фигурки людей и животных (птиц, зверей, рыб).

- Составьте сначала по клеткам:

- Догадайтесь и соберите такую фигуру:

6. Итог занятия.

- Чему научились на занятии?

- Где в жизни используются куб и квадрат?