Цель:
- Познакомить с основными свойствами куба как разновидностью призм.
- Закрепить умение находить периметр квадрата.
- Формировать чертежные навыки.
- Развивать внимание, наблюдательность, логику.
Оборудование: алфавит, плакат с пословицей, раздаточный материал (квадраты), куб, развёртки куба, игра “Танграм”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Графический диктант.
Поставьте начальную точку. Вправо 5 клеток, вниз 4 клетки, влево 2 клетки, вниз 7 клеток, влево 1 клетка, вверх 1 клетка, влево вниз по диагонали 1 клетка, влево вверх по диагонали 1 клетка, влево вниз по диагонали 1 клетка, вверх 1 клетка, вправо вверх по диагонали 1 клетка, вправо вниз по диагонали 1 клетка, вправо вверх по диагонали 1 клетка, вверх 5 клеток, влево 2 клетки, вверх 4 клетки.
В середине ключа нарисуйте прямоугольник.
Заштрихуйте, не используя линейку. Штрих должен быть равномерным.
- Я приглашаю всех в путешествие по стране Геометрии.
Этот ключ поможет нам приоткрыть дверь в её удивительный мир. А чтобы пройти сегодняшний путь, нам понадобится …(терпение).
У меня зашифровано какое-то мудрое изречение. Прочтите его, используя алфавит, и объясните смысл.
20 6 18 17 6 15 10 6 10 20 18 21 5 3 19 7 17 6 18 6 20 18 21 20
ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ (Если в работе ты терпелив, все сможешь одолеть)
2. Упражнения на развитие наблюдательности и внимания.
ГЛАЗА ВИДЯТ, А УМ РЕШАЕТ
Какая линия длиннее? Докажите. (Прямая, т.к. она бесконечна)
Где квадратов больше? Докажите. (А – 5, Б – 6)
3. Повторение. Нахождение периметра.
- У каждого на столе лежит 4 квадрата.
Периметр каждого квадрата – 16 см.
Составьте фигуры, используя все квадраты. Найдите периметр этих фигуры.
- Как вы находили периметр фигур? (Вначале нашли сторону квадрата, а потом сумму длин всех сторон)
4. Работа по теме занятия.
Сегодня на занятии мы будем сравнивать квадрат и куб. Вспомним основные свойства квадрата и познакомимся с основными свойствами куба. Научимся строить развёртку куба.
- Куб и квадрат – одинаковые геометрические фигуры? (Нет)
- Почему же мы будем рассматривать их вместе? (Имеют много общего)
- Какую из этих фигур мы называем плоской, а какую – объемной? (Квадрат – фигура плоская, куб – объёмная)
- Назовите основные свойства квадрата.
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КВАДРАТА
- 4 стороны, 4 угла, 4 вершины.
- Все стороны равны.
- Углы прямые.
- Рассмотрите куб.
- Назовите, если сможете, его основные свойства.
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КУБА
- Поверхность куба состоит из квадратов – граней.
- Два соседних квадрата имеют общую сторону – ребро.
- Концы ребер являются вершинами квадрата.
- Посчитайте, сколько у куба граней (6), ребер (12), вершин (8).
КУБ – ЭТО ТОЖЕ ПРИЗМА, ГРАНЯМИ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ КВАДРАТЫ
- Мы с вами знакомы с призмой, где грань – прямоугольник. Назовите её. (Спичечный коробок)
4. Практическая работа.
- Начертите куб, ребро которого 3 см.
- Почему на чертеже пунктирные линии? (Невидимые рёбра.)
РАЗВЕРТКА КУБА
Если куб развернуть, то мы получим вот такую развёртку.
- Начертите развертку куба, ребро, которого 3 см.
- Посмотрите на доску, выберите из разверток те, из которых можно сделать куб.
- Попробуйте сложить. Получилось? (1, 4 – нет, 2, 3, – да)
Покажите на модели рёбра, вершины, грани. Кто запомнил, сколько у куба вершин, рёбер, граней? (8, 12, 6)
- Что является гранью куба? (Квадрат)
- Сегодня квадрат поможет провести нам игру.
5. Игра Танграм.
Вы уже знакомы с древней игрой, которая называется “Танграм”.
Это квадрат, разрезанный на 7 частей – 7 плоских геометрических фигур:
2 больших треугольника;
2 маленьких треугольника;
1 средний треугольник;
1 квадрат;
1 параллелограмм.
Из фигур (обязательно всех) составляются различные фигурки людей и животных (птиц, зверей, рыб).
- Составьте сначала по клеткам:
- Догадайтесь и соберите такую фигуру:
6. Итог занятия.
- Чему научились на занятии?
- Где в жизни используются куб и квадрат?