Задачи урока:
- Развитие фантазии детей, умение передать обобщенный образ зимы, основываясь на ее поэтической характеристике и на детской наблюдательности.
- Развивать творчество ребят.
- Воспитание любви к природе, к родному краю.
- Дальнейшее развитие творческих способностей в композиции, усвоение правил и законов перспективы и цветоведения.
Материалы к уроку.
Для учителя: репродукции картин художников, зарисовки различных пород деревьев.
Технические средства: запись музыки П.И. Чайковского “Времена года”, стихи о зиме, о красоте зимней природы.
Для учащихся: лист цветной бумаги, акварель, гуашь, кисть, белые мелки.
ПЛАН УРОКА.
- Проверка Организации рабочих мест.
- Вступительная беседа о красоте зимнего пейзажа.
- Рассказ о живописцах, поэтах, композиторах, которые умеют не только увидеть прекрасное в жизни, но и выразить свои чувства в художественно-образной форме.
- Тренировочное упражнение в составлении композиции у доски в форме аппликации.
- Объяснение работы в цвете.
- Самостоятельная работа детей над рисунком в цвете.
- подведение итогов урока. Коллективное обсуждение детских рисунков.
а) Беседа по картинам К. Юона “Русская зима”,
И.Грабаря “Февральская лазурь”.
б) чтение стихов о зиме, о красоте зимнего
пейзажа, лучшие строки о зиме из сочинений.
ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА.
- Стенды “Волшебница – зима” (глазами художника
– живописца)
“Зимняя сказка” (Глазами художника – фотографа) - Выставка детских рисунков по теме “Зима”.
- Репродукции, фотографии по теме “Волшебница – зима”.
ОПИСАНИЕ УРОКА,
Добрый день, друзья мои пятиклассники!
Мне сегодня хочется провести урок, посвященный зиме.
Зиме – волшебнице. Я с удовольствием готовилась к этому уроку. Не только потому, что я люблю зиму с ее таинственностью, тишиной, инеем, морозами, снегом, веселыми зимними праздниками. А потому, что зимний пейзаж мне очень по душе своими мягкими, неброскими красками, чистотой снега, заиндевелым лесом, морозной дымкой. Не зря зиму – волшебницу, зиму – красавицу любили и воспевали поэты и композиторы Чайковский “Времена года” (январь, февраль, декабрь).
Включается музыка 1-2мин. Через 1-2 музыка приглушается, и на фоне звучащей музыки читаются стихи А.С. Пушкина.
Пришла, рассыпалась клоаками,
Повисла на суках дубов;
Легла волшебными коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.
и, конечно же, художники.
Беседа по картине К. Юона “Русская зима”.
Какие краски использует художник в зимнем пейзаже? Белую, голубую, черную, синюю, фиолетовую и их полутона…
- Посмотрите…
- Как красив неказистый домик зимой.
- Как красива береза зимой!
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках белою каймой
Распустились ветки белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине.
И горят снежинки в золотом огне.
(С. Есенин)
А как загадочна и таинственна картина художника И.И. Шишкина “На севере диком”.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М.Ю. Лермонтов)
Морозная лунная ночь. Замерз огромный камень – утес. Стоит на нем сосна. Красивая, вся в снежном уборе.
Подбором приглушенных темных красок передает художник ночь, пустынность, одиночество. Сочетание близких, родственных тонов говорят о тишине и покое. Синевато-зеленые и желтоватые цвета кажутся холодными, что хочется, когда глядишь на картину:
- Как красива ветка рябины зимой!
Нарядилась и рябинка
В белый, праздничный наряд.
Только гроздья на вершине
Ярче прежнего горят.
- Как притягивают взор серенькие воробьишки, тем более красногрудые снегири!
Кто знает стихи о снегирях?
Ученик:
Где летом пели зяблики,
Сегодня посмотри!-
КАК РОЗОВЫЕ ЯБЛОКИ
На ветках снегири.
(Александрова).
А яблоки на снегу! Или ранетки! У кого есть сад! Видели как после первого раннего снега еще остаются висеть на яблонях поздние яблоки. Это чудесно! Вы пробовали такие яблоки – хрустящие, с первым морозцем?
- Как красива пушистая ветка сосны или ели! –
(стихи о еле на стенде). Зачитать.
- А как красивы морозные щеки моих
пятиклассников, красные с мороза!
ЗИМНИЕ КРАСКИ.
Заготовила зима | А на улице - ребят |
Краски все для всех сама. | Разукрасила подряд. |
Полю - лучшие белила, | Как художник – красит разным: |
Зорям - алые чернила, | Кто играет, красит красным, |
Всем деревьям - чистые | Кто боится шевелиться - |
Блестки серебристые | Краска синяя годится. |
Ни за что не выспросить | |
По-другому выкрасить! |
В. Фетисов
- А можно ли увидеть радугу красок в зимнем
пейзаже?
- Да, конечно, можно! Когда зимнее солнце
превращает все кругом в сверкающий,
переливающийся всеми красками радуги, фейерверк.
- Сверкает каждая снежинка, каждая иголочка инея,
каждая льдинка. А кто знает стихи про снег, про
иней?
Ученик: “Синий вечер”
Вечер зимний
В небе синем - продолжите, пожалуйста
Звезды синие зажег.
Ветви сыплют
Синий иней
На подсиненный снежок.
(В. Фетисов)
У зимы есть еще и музыка.
Музыка Зимы – это скрип снега под ногой, лыжами, коньками или треск деревьев в морозную лунную ночь, или шуршание поземки по укатанной дороге, или монотонное завывание ветра в проводах и ветках…
- Пройдет взрослый по тропинке – слышно
тяжелое: хрум-хрум.
- Пробежит школьник в школу – слышно легкое: хрум,
хрум, хрум.
- Пробежит собачка по снегу – слышим едва
слышимое – хрум, хрум, хрум…
- А пробежит мышка…только цепочка следов
останется, ничего не слышно.
А запах зимы какой, ребята?
Свежий, ядреный, холодный, чистый, бодрящий, веселящий, вкусный. Не зря же рука так и тянется к сосульке или льдинке, чтобы их попробовать.
- Зимой все становится красивее.
- И земля, весь мусор, который прикрыт чистым
снегом.
- И лес, запорошенный вьюгами или украшенный
инеем.
- И лужицы и болота, закованные в голубой лед:
Снежок порхает, кружится, на улице бело,
И превратились лужицы в холодное стекло.
- И стекла окон, расписанные морозом.
Красит синькою мороз,
В окнах незабудки - (ученик).
- И даже дым над трубой в морозный день поднимается красивым столбом – зигзагом. (рисунки детей на стенд).
У зимы много синего цвета. (Как поется в песне).
Потолок ледяной, дверь скрипучая,
За шершавой стеной тьма колючая,
Как пойдешь за порог – всюду иней…
А из окон порог – синий, синий…
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УРОКА,
А теперь, из всего сказанного и увиденного о прекрасной русской зиме, вы должны на тонированной бумаге создать несложную композицию на тему: “Волшебница – Зима”.
А для этого вы сейчас сами становитесь “по моему велению и хотению” волшебниками и художниками – фантазерами и начинаете творить чудеса на голубой бумаге, чудесными красками. А без фантазии здесь никак нельзя:
Учитель:
Фантазия художника щедра.
Она нам дарит столько неожиданного.
Представь, насколько б жизнь была бедна,
Коль не было бы в ней чудес невиданных.
ИТОГИ УРОКА.
Анализ нескольких законченных работ.
Подчеркиваю, в каких рисунках видны образы стихотворений, а в каких своя фантазия и выдумка.
- На этом рисунке – настоящая зима-волшебница.
- А здесь зима-красавица.
- Ребята, я думаю, на этом уроке у вас, как и у меня,
от встречи с волшебницей-зимой поднялось
настроение.
Спасибо, ребята!