Цели:
- Познакомить детей со сказкой Мамина-Сибиряка “Сказка про храброго зайца Длинные Уши – Косые Глаза – Короткий Хвост”.
- Развивать технику чтения учащихся через (беглость, сознательность и выразительность) различные приемы и упражнения.
- Воспитывать любовь к животным через чтение и анализ произведения.
ХОД УРОКА
1. Звуковая разминка.
1) Упражнение на развитие правильного дыхания (таблица согласных букв). Каждую строчку согласных читают на выдохе.
2) Упражнение на развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Скороговорка: Волки рыщут, птицу ищут.
- Почему так говорят о волке? (Чтобы волку найти пищу, особенно зимой, ему приходится пробегать много километров)
Чистоговорка: Га-ка-га-ка – убегай скорее…(зайка).
Олк-олк-олк-олк-уходи отсюда…(волк).
(Дети слушают запись голосов птиц в лесу)
- Что вы представили?
2. Новый материал.
- А сейчас прочитайте загадку, и вы узнаете о ком будет говориться в сказке, с которой мы сегодня познакомимся.
1. Упражнение на развитие зрительного восприятия. Инструкция.
Дети читают загадку с доски про себя. Кто прочитает, поднимает руку, ответ шепчет на ушко учителю. Кто быстрее прочитает и отгадает загадку.
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверек живет в тревоге,
От беды спасают ноги,
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка)
- Почему вы решили, что это зайка?
- Какие опасности подстерегают зверька в лесу?
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем читать сказку Мамина-Сибиряка (вывешиваю название на доску и дети читают хором “Сказка про храброго зайца Длинные Уши – Косые Глаза – Короткий Хвост).
- Прежде чем приступить к чтению сказки, послушайте рассказы детей о зайце и ответьте на вопрос: Что нового вы узнали?
1 ученик: У зайца много врагов: лиса, и волк, и рысь, да еще хищные птицы: совы и коршуны. Правда с взрослыми зайцами не всегда легко справиться – он и отбиться может. Да, это трусишка умеет сражаться за свою жизнь: опрокинется на спину и отбивается мощными лапами с длинными когтями. Зайчиха защищает своих зайчат не хуже других зверей, а ведь ей для этого нужно, пожалуй, больше храбрости, чем волчице или львице.
2 ученик: Зайца, конечно ноги спасают, но стоит посмотреть, как он убегает, например, от гончих собак. Несется, стелется по земле, заложив назад свои длинные уши, а собаки с диким лаем мчатся за ним. Выиграет заяц расстояние и начинает путать следы: то назад скакнет, то в сторону, а потом огромными прыжками уйдет и затаится. Сидит и спокойно смотрит, как свирепые псы разгадывают его лесную загадку.
3 ученик: А глаза у зайца не зря “косые” – он видит ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо головою вертеть. Вот сидит себе заяц спокойно, пока не увидит, что пора удирать. Не очень-то похоже на трусость.
4 ученик: Из всех наших животных, только борзая собака может догнать зайца. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью 65 км/ч.
- Что нового узнали о повадках зайцев?
3. Рассказ об авторе.
- Сказку, которую будем сегодня читать, написал известный писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк (показ портрета). Эта сказка входит в сборник сказок этого писателя, который называется “Аленушкины сказки” (показ книжки).
- Как вы думаете, почему автор дал такое поэтическое название своему сборнику? (Сказки для дочки)
- Что такое сказка? (Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях)
- Какие бывают сказки? (Народные и авторские)
У сказки, которую мы будем читать, есть автор, значит это сказка авторская или литературная.
- А чем сказки отличаются от произведений других жанров? (Есть присказка, зачин, концовка)
3. Работа над произведением.
а) Послушайте сказку и подумайте:
- Почему это произведение можно назвать сказкой?
- Объясните название сказки. Почему в названии все слова с большой буквы? (Cлушают сказку в записи)
б) Словарная работа (упражнение на развитие оперативной памяти, зрительного восприятия и периферического зрения).
- Какие слова лишние? (Слова написаны на доске и закрыты). Упражнение “Фотоглаз”.
Храбрый, волк, серый, глупый, смешной, несчастный, бесстрашный, заяц, косой, лиса, медведь. (Лишние: лиса, медведь)
в) Эту сказку мы будем читать по частям. Я ее разделила на 4 части (части даны не по порядку).
1. Надоело бояться.
2. Задал стрекача.
3. Волк тут как тут.
4. Ай, да косой!
- Согласны ли вы? Почему? (Восстанавливаем порядок и работаем по частям)
г) Чтение первой части: чтение 1 части вслух по цепочке.
- Как заяц описан в первой части? (Смешной, глупый)
- Почему? Какое название подойдет к первой части? (Надоело бояться)
- Упражнение на развитие зрительного восприятия. Восстановите предложение (найти его в тексте, а затем нужные слова у себя на парте, выйти к доске и составить предложение).
Собрались старые зайцы, (сбежались) маленькие зайчата, (приплелись) старые зайчихи.
- Почему, такие глаголы использует автор?
- Найдите в этой части слова, которыми можно заменить выражение: очень удивились тому, что услышали. (Выборочное чтение)
Зачитывают: Слушают и своим ушам не верят.
- Упражнение на развитие зрительного восприятия “Игра в прятки”. Начинаю читать со слов: Собрались старые зайцы…
Дети должны быстро найти это место и следить за мной, успевая все прочитывать про себя (в этих словах таится ответ на вопрос).
- Почему всем сделалось весело?
д) Чтение второй части.
- Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (жужжащее чтение).
- О чем говорится в этой части?
- Повторное чтение с заданием.
- Как волк вел себя, когда услышал зайцев?
(Волк остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.) Одновременно выполняют упражнения на развитие речевого аппарата. Начинают жужжащим чтением, затем учитель подает команды: “Губы” (читают про себя), “Молния” (30 секунд читают на максимальной скорости).
- Опишите волка. Какой он?
- Найдите слова в этой части, которыми можно заменить выражение: Появился, как только о нем вспомнили. (А волк – тут как тут)
- Можно ли назвать этими словами вторую часть? Почему?
4. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Что нового узнали?
- Объясните пословицу: Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
Рефлексия. “Древо творчества”.
В конце урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.
Плоды – урок прошёл полезно.
Цветок – довольно неплохо.
Листик – ни то ни сё.
5. Домашнее задание.
- Дочитать сказку до конца и восстановить план.