Задачи:
- обобщить знания о глаголе, как о части речи;
- закрепить умение определять спряжение глаголов;
- работать над правописанием личных окончаний глаголов настоящего времени;
- работать над развитием речи учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- магнитофон;
- подписанные индивидуальные карточки;
- рисунок планеты (2 вида);
- чистописание + схемы предложений;
- словарные слова-карточки;
- глаголы с огоньками;
- “В мастерской дятла”;
- “Дворец глаголов”
- корни: -бег-, -зелен-, -рад-;
- веера с гласными.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Постановка задач урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке русского языка мы с вами повторим и обобщим наши знания о правописании глаголов настоящего времени.
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
Чтобы наш урок получился интересным, познавательным, вы должны быть очень внимательными, старательными и активными. Итак, сегодня мы отправляемся на планету Глаголиков.
Радиограмма
Магнитофон: Всем! Всем! Всем! SOS! Наша планета в беде. Космические пришельцы. Зубастики. Гибнет всё живое. Помогите!
Учитель: Что случилось? Это сигнал с планеты Глаголиков. Нужно помочь, иначе наш урок совсем не получится. Хотите участвовать в спасении жителей планеты Глаголиков? Да? Тогда быстрее в путь! (Доска: рисунок захваченной планеты)
2. Полёт на корабликах-облачках. Минутка чистописания.
Учитель: А вот и наши кораблики-облачка, на которых мы с вами отправимся. Для этого надо написать эти элементы в тетрадях. Лететь нам предстоит в космос, поэтому малейшая разгерметизация может привести к катастрофе. (Безотрывное письмо) (Тренировка в воздухе под счёт. Самостоятельная запись в тетрадях)
3. Повторение знаний о глаголе.
Учитель: Прежде чем мы приземлимся на планету Глаголиков, давайте успокоим жителей планеты. Для этого нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем о глаголе.
1) Дайте определение глагола.
2) Как изменяются глаголы?
Ответы детей:
1. Глагол – это часть речи, отвечающая на вопросы что делать? что сделать? Обозначает действие предмета. В предложении чаще всего является сказуемым.
2. Глаголы изменяются по временам. В настоящем и будущем времени – по лицам и числам; в прошедшем времени единственного числа – по родам.
Учитель: Спасибо, друзья! Теперь мы можем опуститься на планету.
4. На лексической полянке. Работа со словарными словами.
Учитель: Сейчас мы спустились на лексическую полянку, чтобы узнать, какие глаголы там живут. Нам нужно посмотреть на 1-й элемент чистописания. Что это? (Ти, ть – окончания глаголов неопределённой формы)
1) Для чего мы ставим глаголы в начальную форму?
2) Для чего определяем спряжение?
Ответы детей:
1. Для того чтобы определить спряжение.
2. Для того чтобы определить окончание.
Вывод:
Чтобы определить безударное окончание глагола, нужно, поставив глагол в неопределённую форму, определить его спряжение.
Учитель: Посмотрите вокруг, на полянке пустота, все обитатели попрятались, потому что напавшие Зубастики съедают почву и всё живое вокруг. Но что это? Это пакет, а в нём задание для вас, спасатели. Чтобы разыскать глаголы, живущие на этой полянке, нужно от данных существительных образовать глаголы в начальной форме и записать их в два столбика по спряжениям. (Доска: свобода, беседа, путешествие, интерес, смотр, дыхание)
Как определить спряжение?
(В тетради и на доске: рисунок 1)
Рисунок 1
От каких слов образовали глаголы? (От словарных)
Какие 2 глагола лишние? Почему? (Дышать, смотреть)
Индивидуальные задания.
Учитель: Прежде чем отправиться дальше, мы отправим несколько спасателей на разведку. Им предстоит выполнить особое задание. А потом они расскажут нам, что увидели, кого повстречали.
5. Выборочный диктант. Работа над орфограммами.
Учитель: Ожила полянка. Но некоторые глаголы уже захвачены Зубастиками. Чтобы их освободить из плена, мы должны узнать их, выбрать из текста и правильно записать.
(Я читаю текст, дети выбирают глаголы. Они ранены – закрыты орфограммы. Дети объясняют орфограммы, вылечивают глаголы и записывают их в тетрадях)
Задание к карточкам:
вставить пропущенные буквы;
1. Чуть со.нце пр.грело откосы, И стало в л.су пот.плей. Б.рёзка з.лёные косы Развес.ла с тонких ветвей. |
2. Улыбнулись сонные б.рё.ки, Растр.пали ш.лковые косы. Ш.л.стят з.лёные с.рё.ки, И г.рят серебряные росы |
3. Уж ра.цвёл подснежн.к И бурлит ручей. Радуют д.рев.я Зел.нью св.ей. |
4. Люблю гр.зу в нач.ле мая, Когда в.сенний первый гром, Как бы р.звяся и играя, Гр.хоч.т в небе голубом. Гр.мят раскаты м.лодые, Вот дождик брызнул, пыль л.тит. П.висли перлы д.ждевые, И со.нце нити з.л.тит. |
П.смотр.ш., а кругом трава, цветы, ягоды. Б.ле.т
ромашки, с.не.т колокольчики, .ле.т спелая ягодка
земляники. А сколько звуков услыш.ш. в лесу! На
макушке берёзы громко куку.т кукушка. В глухой
еловой чаще тихо п.пискива.т рябчик. Без умолку
тр.щ.т кузнечики. Жу.ат шмели и пчёлы.
Докажите, что это глаголы.
Проверка индивидуальных заданий. Вернулись разведчики.
6. Физкультминутка.
Учитель: Обрадовались глаголы, что мы их из беды выручили. Заплясали от радости. Давайте и мы вместе с ними отдохнём, потанцуем.
7. В мастерской дятла. Лексико-словообразовательные упражнения.
Учитель: А теперь нам с вами дальше двигаться нужно, показали нам глаголы дорогу к Мастеру Дятлу. Он занят тем, что куёт одежду для глаголов. А солнышко ему их посылает. (Доска: картинка. Дети подбирают глаголы). Что оно делает? (Светит, сияет, греет, блестит)
Давайте определим, какой дятел выбрал глагол?
Рисунок 2
Проследим за забавами дятла и запишем, в какой форме является глагол после каждой игры. (В тетради и на доске: сверкают, засверкают, засверкали)
-
Дятел ударил по окончанию и заменил его
окончанием 3-го лице множественного числа.
(Сверкают)
- Добавил мастер приставку за-. (Сасверкают)
- Прибавил дятел суффикс л и заменил окончание на -и. (Засверкали)
Давайте запишем, в какую форму оделись глаголы (время, лицо, число).
8. Работа над предложением.
Учитель: Что это? Рассердились на нас Зубастики. Мы так хорошо Глаголикам помогаем. И решили нам отомстить. Заколдовали они наши кораблики-облачка, чтоб не смогли мы обратно на Землю вернуться.
- Что это значит? (Доска: рисунок 3)
- = – сказуемое. Значит, это предложение.
- Из скольки слов они состоят?
- Давайте попробуем их составить. (1. Солнце светит. 2. Мы освобождаем планету. Скоро закончится путешествие. 3. Наш урок получается интересным)
- Запись одного предложения и синтаксический разбор.
Рисунок 3
9. Работа над словообразованием.
Учитель: Прежде чем отправиться домой, мы должны побывать во дворце глаголов настоящего времени, где в нашу честь дают бал. Вот они, глаголы. (Доска: дворец. В трёх окнах: -бег-, -зелен-, -рад- (корни)). Но что это? Они очень пострадали в борьбе с Зубастиками. Остались от них одни кусочки.
-
Что это такое?
- При помощи каких частей слова можно образовать новые слова?
- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?
(Дети образовывают глаголы настоящего времени, записывают в тетрадь, выделяя окончания)
10. Работа над орфографической зоркостью. Правописание безударных окончаний глаголов.
Учитель: Вот и закончилась наша борьба с Зубастиками. Посмотрите, какой стала планета. (Доска: новый рисунок планеты) А Глаголики даже описали её в стихах.
Вот и речка голубая
Пробуждается от сна.
В поле травы расцветают,
Мчатся выше облака.
Веселится птичек стая,
Прославляет небеса.
Если солнце разрумянит (буд. вр.)
Наши щёки докрасна,
Нам ещё приятней станет, (буд. вр.)
Ведь планета спасена.
Найдём глаголы и покажем с помощью вееров правописание их окончаний. (У детей веера с гласными буквами. При повторном чтении стиха называют глагол, показывают гласную в его окончании.)
Разрумянит и станет. Время глаголов – будущее.
11. Мини-сочинения.
Учитель: А сейчас представьте , что мы во Дворцовом парке на балу. Парк полон солнечного света, аромата душистых трав и цветов. Составьте несколько предложений или текст о том, что увидели в парке. Все глаголы, над которыми мы сегодня работали, помогут вам. А также добавьте существительные и прилагательные, которые помогут вам описать красоту новой планеты.
12. Итоги урока.
Учитель: Вот мы и дома. Сегодня мы сделали не только доброе дело – помогли Глаголикам спасти планету, но и узнали много интересного.
Что узнали? Чему научились?
Отметки за урок.
Учитель: Я благодарю вас всех за проявленный героизм и мужество. Послушайте, какие оценки вы получили за свою работу.