Правописание безударных окончаний глаголов настоящего времени

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • обобщить знания о глаголе, как о части речи;
  • закрепить умение определять спряжение глаголов;
  • работать над правописанием личных окончаний глаголов настоящего времени;
  • работать над развитием речи учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • магнитофон;
  • подписанные индивидуальные карточки;
  • рисунок планеты (2 вида);
  • чистописание + схемы предложений;
  • словарные слова-карточки;
  • глаголы с огоньками;
  • “В мастерской дятла”;
  • “Дворец глаголов”
  • корни: -бег-, -зелен-, -рад-;
  • веера с гласными.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Постановка задач урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке русского языка мы с вами повторим и обобщим наши знания о правописании глаголов настоящего времени.

Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

Чтобы наш урок получился интересным, познавательным, вы должны быть очень внимательными, старательными и активными. Итак, сегодня мы отправляемся на планету Глаголиков.

Радиограмма

Магнитофон: Всем! Всем! Всем! SOS! Наша планета в беде. Космические пришельцы. Зубастики. Гибнет всё живое. Помогите!

Учитель: Что случилось? Это сигнал с планеты Глаголиков. Нужно помочь, иначе наш урок совсем не получится. Хотите участвовать в спасении жителей планеты Глаголиков? Да? Тогда быстрее в путь! (Доска: рисунок захваченной планеты)

2. Полёт на корабликах-облачках. Минутка чистописания.

Учитель: А вот и наши кораблики-облачка, на которых мы с вами отправимся. Для этого надо написать эти элементы в тетрадях. Лететь нам предстоит в космос, поэтому малейшая разгерметизация может привести к катастрофе. (Безотрывное письмо) (Тренировка в воздухе под счёт. Самостоятельная запись в тетрадях)

3. Повторение знаний о глаголе.

Учитель: Прежде чем мы приземлимся на планету Глаголиков, давайте успокоим жителей планеты. Для этого нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем о глаголе.

1) Дайте определение глагола.

2) Как изменяются глаголы?

Ответы детей:

1. Глагол – это часть речи, отвечающая на вопросы что делать? что сделать? Обозначает действие предмета. В предложении чаще всего является сказуемым.

2. Глаголы изменяются по временам. В настоящем и будущем времени – по лицам и числам; в прошедшем времени единственного числа – по родам.

Учитель: Спасибо, друзья! Теперь мы можем опуститься на планету.

4. На лексической полянке. Работа со словарными словами.

Учитель: Сейчас мы спустились на лексическую полянку, чтобы узнать, какие глаголы там живут. Нам нужно посмотреть на 1-й элемент чистописания. Что это? (Ти, ть – окончания глаголов неопределённой формы)

1) Для чего мы ставим глаголы в начальную форму?

2) Для чего определяем спряжение?

Ответы детей:

1. Для того чтобы определить спряжение.

2. Для того чтобы определить окончание.

Вывод:

Чтобы определить безударное окончание глагола, нужно, поставив глагол в неопределённую форму, определить его спряжение.

Учитель: Посмотрите вокруг, на полянке пустота, все обитатели попрятались, потому что напавшие Зубастики съедают почву и всё живое вокруг. Но что это? Это пакет, а в нём задание для вас, спасатели. Чтобы разыскать глаголы, живущие на этой полянке, нужно от данных существительных образовать глаголы в начальной форме и записать их в два столбика по спряжениям. (Доска: свобода, беседа, путешествие, интерес, смотр, дыхание)

Как определить спряжение?

(В тетради и на доске: рисунок 1)

Рисунок 1

От каких слов образовали глаголы? (От словарных)

Какие 2 глагола лишние? Почему? (Дышать, смотреть)

Индивидуальные задания.

Учитель: Прежде чем отправиться дальше, мы отправим несколько спасателей на разведку. Им предстоит выполнить особое задание. А потом они расскажут нам, что увидели, кого повстречали.

5. Выборочный диктант. Работа над орфограммами.

Учитель: Ожила полянка. Но некоторые глаголы уже захвачены Зубастиками. Чтобы их освободить из плена, мы должны узнать их, выбрать из текста и правильно записать.

(Я читаю текст, дети выбирают глаголы. Они ранены – закрыты орфограммы. Дети объясняют орфограммы, вылечивают глаголы и записывают их в тетрадях)

Задание к карточкам:

  • вставить пропущенные буквы;
  • подчеркнуть глаголы;
  • определить времена глаголов.
1. Чуть со.нце пр.грело откосы,
И стало в л.су пот.плей.
Б.рёзка з.лёные косы
Развес.ла с тонких ветвей.
2. Улыбнулись сонные б.рё.ки,
Растр.пали ш.лковые косы.
Ш.л.стят з.лёные с.рё.ки,
И г.рят серебряные росы
3. Уж ра.цвёл подснежн.к
И бурлит ручей.
Радуют д.рев.я
Зел.нью св.ей.
4. Люблю гр.зу в нач.ле мая,
Когда в.сенний первый гром,
Как бы р.звяся и играя,
Гр.хоч.т в небе голубом.
Гр.мят раскаты м.лодые,
Вот дождик брызнул, пыль л.тит.
П.висли перлы д.ждевые,
И со.нце нити з.л.тит.

П.смотр.ш., а кругом трава, цветы, ягоды. Б.ле.т ромашки, с.не.т колокольчики, .ле.т спелая ягодка земляники. А сколько звуков услыш.ш. в лесу! На макушке берёзы громко куку.т кукушка. В глухой еловой чаще тихо п.пискива.т рябчик. Без умолку тр.щ.т кузнечики. Жу.ат шмели и пчёлы.

  1. Докажите, что это глаголы.
  2. Назовите глаголы цвета.
  3. Назовите глаголы звучания.

Проверка индивидуальных заданий. Вернулись разведчики.

6. Физкультминутка.

Учитель: Обрадовались глаголы, что мы их из беды выручили. Заплясали от радости. Давайте и мы вместе с ними отдохнём, потанцуем.

7. В мастерской дятла. Лексико-словообразовательные упражнения.

Учитель: А теперь нам с вами дальше двигаться нужно, показали нам глаголы дорогу к Мастеру Дятлу. Он занят тем, что куёт одежду для глаголов. А солнышко ему их посылает. (Доска: картинка. Дети подбирают глаголы). Что оно делает? (Светит, сияет, греет, блестит)

Давайте определим, какой дятел выбрал глагол?

Рисунок 2

Проследим за забавами дятла и запишем, в какой форме является глагол после каждой игры. (В тетради и на доске: сверкают, засверкают, засверкали)

  1. Дятел ударил по окончанию и заменил его окончанием 3-го лице множественного числа. (Сверкают)
  2. Добавил мастер приставку за-. (Сасверкают)
  3. Прибавил дятел суффикс л и заменил окончание на -и. (Засверкали)

Давайте запишем, в какую форму оделись глаголы (время, лицо, число).

8. Работа над предложением.

Учитель: Что это? Рассердились на нас Зубастики. Мы так хорошо Глаголикам помогаем. И решили нам отомстить. Заколдовали они наши кораблики-облачка, чтоб не смогли мы обратно на Землю вернуться.

  1. Что это значит? (Доска: рисунок 3)
  2. = – сказуемое. Значит, это предложение.
  3. Из скольки слов они состоят?
  4. Давайте попробуем их составить. (1. Солнце светит. 2. Мы освобождаем планету. Скоро закончится путешествие. 3. Наш урок получается интересным)
  5. Запись одного предложения и синтаксический разбор.

Рисунок 3

9. Работа над словообразованием.

Учитель: Прежде чем отправиться домой, мы должны побывать во дворце глаголов настоящего времени, где в нашу честь дают бал. Вот они, глаголы. (Доска: дворец. В трёх окнах: -бег-, -зелен-, -рад- (корни)). Но что это? Они очень пострадали в борьбе с Зубастиками. Остались от них одни кусочки.

  1. Что это такое?
  2. При помощи каких частей слова можно образовать новые слова?
  3. На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?

(Дети образовывают глаголы настоящего времени, записывают в тетрадь, выделяя окончания)

10. Работа над орфографической зоркостью. Правописание безударных окончаний глаголов.

Учитель: Вот и закончилась наша борьба с Зубастиками. Посмотрите, какой стала планета. (Доска: новый рисунок планеты) А Глаголики даже описали её в стихах.

Вот и речка голубая
Пробуждается от сна.
В поле травы расцветают,
Мчатся выше облака.
Веселится птичек стая,
Прославляет небеса.
Если солнце разрумянит (буд. вр.)

Наши щёки докрасна,
Нам ещё приятней станет, (буд. вр.)

Ведь планета спасена.

Найдём глаголы и покажем с помощью вееров правописание их окончаний. (У детей веера с гласными буквами. При повторном чтении стиха называют глагол, показывают гласную в его окончании.)

Разрумянит и станет. Время глаголов – будущее.

11. Мини-сочинения.

Учитель: А сейчас представьте , что мы во Дворцовом парке на балу. Парк полон солнечного света, аромата душистых трав и цветов. Составьте несколько предложений или текст о том, что увидели в парке. Все глаголы, над которыми мы сегодня работали, помогут вам. А также добавьте существительные и прилагательные, которые помогут вам описать красоту новой планеты.

12. Итоги урока.

Учитель: Вот мы и дома. Сегодня мы сделали не только доброе дело – помогли Глаголикам спасти планету, но и узнали много интересного.

Что узнали? Чему научились?

Отметки за урок.

Учитель: Я благодарю вас всех за проявленный героизм и мужество. Послушайте, какие оценки вы получили за свою работу.