Цели урока:
- познакомиться с геометрическими телами, дать понятие об анализе геометрической формы предмета;
- научиться выделять простейшие тела в деталях;
- развивать пространственное воображение и мышление.
План урока.
1. Организационный момент.
2. “Дешифровщик” (тема урока).
3. Объяснение материала с выполнением практических заданий:
- знакомство с геометрическими телами (демонстрация моделей, рисунки в учебнике, учебные таблицы);
- анализ геометрической формы предмета (работа с учебником);
- работа по карточкам “Элементы конструирования формы предмета”;
- геометрическое лото (проекции геометрических тел);
- графический диктант.
4. Итог урока, домашнее задание.
ХОД УРОКА
1.
- Ребята, я сегодня не буду называть тему урока, вы скажите ее сами, после выполнения задания “Дешифровщик”.
На доске вы видите чертеж и наглядное изображение детали. На чертеже имеются цифры, необходимо найти на наглядном изображении соответствующие им буквы. Вы называете ответ, я открываю зашифрованную тему урока. Буквы можно отгадывать не по порядку.
Рисунок 1
- Итак, тема урока “Геометрические тела”. Откройте рабочие тетради и запишите тему.
- Сегодня мы с вами должны познакомиться с геометрическими телами, научиться анализировать форму предметов, определить проекции геометрических тел и используя полученные знания и, конечно, вспомнив предыдущий материал, выполним графический диктант.
2.
На доске нарисованы геометрические тела и фигуры. Ребята, перечислите, пожалуйста, какие фигуры и какие тела вы видите, называя номер, и объясняя, почему и чем они отличаются.
- Названия геометрических тел первоначально были названиями конкретных предметов, имеющих форму, более или менее близкую к форме данного тела.
Так, слово “цилиндр” означало валик, каток; “конус” – сосновая шишка; “призма” – опиленная (имеется в виду опиленное бревно); “пирамида” происходит от слова “пюрамис”, которым греки называли египетские пирамиды; шар ограничен поверхностью, которая называется сферой, от греческого слова “сфейра” – мяч.
Человек изучал форму предметов в процессе практической деятельности. Нужно было сделать очень много предметов, чтобы получить ясное представление о геометрических телах, включающее то общее, что есть в каждом конкретном предмете. Ведь если присмотреться к геометрическим телам, форма каждого имеет свои характерные признаки, по которым мы отличаем цилиндр от конуса, а конус от пирамиды.
(Демонстрация моделей геометрических тел, работа с рисунками 72, 73 в учебнике на стр. 58–59)
3.
Мы изучаем машиностроительное черчение, нас интересуют детали машин, которые в большинстве своем представляют собой совокупность геометрических тел. Какими геометрическими телами образована форма предметов? (Работа с рисунком 75 в учебнике на стр. 60). Задание выполните в тетради, поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, давайте проверим это задание.
- Вы сейчас проанализировали форму предмета. Попробуйте сформулировать определение анализа геометрической формы предмета.
(Определение записываем в тетрадь)
4.
Следующее задание выполните по карточкам “Элементы конструирования формы предмета”. Вам даны наглядные изображения двух деталей и пронумерованные элементы, из которых эти детали получены.
(Задание выполняется в тетради, запишите вариант карточки)
5.
- На столе расположены шаблоны проекций геометрических тел (проекции одного тела – одного цвета, но шаблоны перевернуты). Нужно пойти к доске, выбрать проекции геометрического тела, прикрепить к доске и попытаться назвать, какие размеры необходимо знать для данного тела.
(В помощь ребятам на столе учителя модель трехгранного угла и модели геометрических тел)
Знания проекций геометрических тел помогут выполнить вам следующее задание.
6.
- И последнее задание “Графический диктант”. Эту работу вы тоже выполняете в тетради. Отступите от предыдущих записей примерно 40 мм. Кто желает поработать на доске?
(Один ученик выполняет задание на доске)
Диктант:
Подставка состоит из четырехугольной прямоугольной призмы: длина – 35 мм, ширина – 35 мм, высота – 10 мм. (Вспомните, как проецируется прямоугольная четырехугольная призма?) выполните чертеж призмы.
Цилиндр установлен в центре верхней грани призмы: диаметр – 40 мм, высота – 20 мм. (Вспомните, как проецируется цилиндр?) выполните чертеж цилиндра.
По оси цилиндра – глухое отверстие: диаметром – 10 мм, глубиной – 10 мм.
7.
Итог урока: что мы сегодня узнали на уроке?
Домашнее задание: $ 10,11 (вопросы), задание к рисунку 83, и дополнительно – выполнить модель предмета, чертеж которого вы выполнили на уроке.
Спасибо за работу на уроке, тетради сдаем на проверку. Оценки за урок…