Урок развития речи в 3-м классе на тему "Характерные признаки зимы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Расширять представления об окружающем мире, пополнять словарный запас.
  2. Развивать грамматический строй, связную речь учащихся.
  3. Развивать познавательный интерес, любознательность, речи, мышления, памяти, воображения, внимания.
  4. Воспитывать любовь к природе, учить видеть красоту зимней природы.

Оборудование:

  • карточки со словам на ассоциации;
  • карточки с существительными;
  • снежинки;
  • карточки со словосочетаниями;
  • карточки с текстом;
  • иллюстрации зимы.

ХОД УРОКА

1. Речевая зарядка.

Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок,
Начинаем наш урок.

- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

2. Постановка темы.

- Сегодня мы - научные сотрудники, и очутились в научно-исследовательской лаборатории НИЛ.

- Нам нужно исследовать характерные признаки одной особы - очень интересного представителя времени года.

Узнаете, если правильно определите последовательность букв в словах.

5-я буква в слове мороЗ

8-я буква в слове гололедИца

1-я буква в слове Метель

5-я буква в слове вьюгА

- Какое время года у вас получилось? (Зима)

- Мы выяснили тему нашей научно-исследовательской работы: “Характерные признаки зимы”

- Сегодня мы пройдёмся по нашему научно-исследовательскому институту, побываем в разных центрах, лабораториях.

3. Развитие психических процессов.

Развитие памяти.

Первый центр, в который мы попали- это “Центр памяти”.

Перед вами слова, которые непосредственно связаны с нашей темой. “Центр памяти” предлагает вам увидеть, услышать представителей зимы. Вам необходимо запомнить и записать в тетрадь услышанные слова.

“видел”

зима

лес

небо

рябина

дерево

Сибирь

ветер

дорога

“слышал”

холод

тишина

серость

снегирь

иней

мороз

вьюга

гололёд

Развитие логического мышления.

- Далее, мы с вами, уважаемые научные сотрудники, переходим в лабораторию “Мозговой штурм”.

- Образуйте смысловые пары.

Дорога, ель, холод, зима, хвоя, иней, жёлудь, дерево, гололёд.

4. Изучение нового.

1) Беседа.

- А сейчас, вам нужно отстоять свою точку зрения: доказать, что сейчас на улице действительно зима; выявить характерные признаки зимы.

2) Работа со словом.

- Уважаемые исследователи! Вам необходимо проявить свою компетентность в следующем задании.

На снежинках нужно написать существительные, прилагательные и глаголы на тему “Зима”.

- Мы сейчас попробуем составить зимний узор из снежинок, но узора не получится, если мы возьмём слова не по теме.

(Дети читают слова, составляют зимнее панно)

А сейчас необходимо проявить свою компетентность по теме “Зима”.

- Составьте синонимы, а затем антонимы.

Ясный – светлый – пасмурный

Холод – мороз – тепло

3) Работа со словосочетанием.

- Мы попадаем в следующую лабораторию, которая называется “Словотворчество”.

- Соотносятся ли по смыслу слово “пора” со словом “погода”.

пора

зимняя, ненастная,

погода

холодная, морозная, снежная, утренняя

- От слов, данных в скобках , образуйте прилагательные. Составьте словосочетания.

(ЗИМА) – вечер, пора, время;

(МОРОЗ) – день, утро, погода.

Физминутка

- А сейчас я приглашаю вас в комнату психологической разгрузки. Мы поиграем в игру, которая называется “Пересадки”.

(Дети называют пословицу или поговорку о зиме. Называя пословицу, ученик пересаживается на свободное место, следующий называет пословицу и пересаживается на только что освободившееся место ученика и т.д.)

- Мы с вами идём дальше по научно-исследовательскому институту и попадаем в “Банк новых открытий”.

(Рассказ о происхождении слов ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ)

4) Работа с предложением.

“Лови ошибку”, так называется следующая лаборатория.

- Найди ошибку в предложениях:

Ель надела снежную шаль, которая стояла на берегу озера.

Дорога стелется по позёмке, которая проходит через лес.

Мост запорошил снег, который раскинулся через реку.

- Уважаемые коллеги, вам отводится честь выполнить “Особое задание”. Необходимо проявить быстроту, внимание, грамотность.

- Найдите в данных предложениях по порядку те слова, которые находятся в приведённых ниже предложениях.

ВСЯ ЗЕМЛЯ ПОКРЫТА ПУШИСТЫМ СНЕГОМ

  1. Наконец-то сегодня утих мороз.
  2. Деревья, берлога медведя запорошены СНЕГОМ.
  3. Старые пни надели белые ПУШИСТЫЕ шапки.
  4. На занесённых ветвях ели мальчики увидели клестов.
  5. Небо ПОКРЫТО белыми облаками.
  6. После оттепели ночью ударил мороз.
  7. ВСЯ наша семья хорошо умеет ходить на лыжах.
  8. Резкий ветер больно бьёт гибкие веточки рябины.
  9. Падают белые снежинки на чёрную ЗЕМЛЮ.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

- Ой, что это? К нам прилетела снежинка с телеграммой.

“Ребята, помогите укрыться снежком. Нам холодно. Спасибо! Лесные обитатели”.

- Поможем лесным зверятам.

Дети “укрывают снежком”– наматывают катушку белых ниток на маленькую игрушку (Киндер-cюрприз) – медведя, зайца, лису и т.д

5) Работа с текстом.

- А сейчас мы пройдём в лабораторию “Проба пера”.

- Перед вами текст, который необходимо оформить, добавив нужные слова.

По календарю давно(что сделала?) …. Зима, а (чего?) … всё не было. По вечерам (за какими?) …стёклами окон (как?) … шумел (какой?) … ветер. Он обрывал в лесу (с чего?) … листочки. Однажды рано утром мы увидели, что вся земля покрыта (каким?) … , только что выпавшим снегом.

5. Итог.

- Мы закончили работу нашей лаборатории.

- Что было главным?

- Что интересным?

- Что нового узнали?

6. Оценивание.

7. Домашнее задание.

- Отработать скороговорку:

Зимой поле белое
Промёрзло-заледенелое.