Цели:
- Расширять представления об окружающем мире, пополнять словарный запас.
- Развивать грамматический строй, связную речь учащихся.
- Развивать познавательный интерес, любознательность, речи, мышления, памяти, воображения, внимания.
- Воспитывать любовь к природе, учить видеть красоту зимней природы.
Оборудование:
- карточки со словам на ассоциации;
- карточки с существительными;
- снежинки;
- карточки со словосочетаниями;
- карточки с текстом;
- иллюстрации зимы.
ХОД УРОКА
1. Речевая зарядка.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок,
Начинаем наш урок.
- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
2. Постановка темы.
- Сегодня мы - научные сотрудники, и очутились в научно-исследовательской лаборатории НИЛ.
- Нам нужно исследовать характерные признаки одной особы - очень интересного представителя времени года.
Узнаете, если правильно определите последовательность букв в словах.
5-я буква в слове мороЗ
8-я буква в слове гололедИца
1-я буква в слове Метель
5-я буква в слове вьюгА
- Какое время года у вас получилось? (Зима)
- Мы выяснили тему нашей научно-исследовательской работы: “Характерные признаки зимы”
- Сегодня мы пройдёмся по нашему научно-исследовательскому институту, побываем в разных центрах, лабораториях.
3. Развитие психических процессов.
Развитие памяти.
Первый центр, в который мы попали- это “Центр памяти”.
Перед вами слова, которые непосредственно связаны с нашей темой. “Центр памяти” предлагает вам увидеть, услышать представителей зимы. Вам необходимо запомнить и записать в тетрадь услышанные слова.
“видел” зима лес небо рябина дерево Сибирь ветер дорога |
“слышал” холод тишина серость снегирь иней мороз вьюга гололёд |
Развитие логического мышления.
- Далее, мы с вами, уважаемые научные сотрудники, переходим в лабораторию “Мозговой штурм”.
- Образуйте смысловые пары.
Дорога, ель, холод, зима, хвоя, иней, жёлудь, дерево, гололёд.
4. Изучение нового.
1) Беседа.
- А сейчас, вам нужно отстоять свою точку зрения: доказать, что сейчас на улице действительно зима; выявить характерные признаки зимы.
2) Работа со словом.
- Уважаемые исследователи! Вам необходимо проявить свою компетентность в следующем задании.
На снежинках нужно написать существительные, прилагательные и глаголы на тему “Зима”.
- Мы сейчас попробуем составить зимний узор из снежинок, но узора не получится, если мы возьмём слова не по теме.
(Дети читают слова, составляют зимнее панно)
А сейчас необходимо проявить свою компетентность по теме “Зима”.
- Составьте синонимы, а затем антонимы.
Ясный – светлый – пасмурный
Холод – мороз – тепло
3) Работа со словосочетанием.
- Мы попадаем в следующую лабораторию, которая называется “Словотворчество”.
- Соотносятся ли по смыслу слово “пора” со словом “погода”.
пора зимняя, ненастная, |
погода холодная, морозная, снежная, утренняя |
- От слов, данных в скобках , образуйте прилагательные. Составьте словосочетания.
(ЗИМА) – вечер, пора, время;
(МОРОЗ) – день, утро, погода.
Физминутка
- А сейчас я приглашаю вас в комнату психологической разгрузки. Мы поиграем в игру, которая называется “Пересадки”.
(Дети называют пословицу или поговорку о зиме. Называя пословицу, ученик пересаживается на свободное место, следующий называет пословицу и пересаживается на только что освободившееся место ученика и т.д.)
- Мы с вами идём дальше по научно-исследовательскому институту и попадаем в “Банк новых открытий”.
(Рассказ о происхождении слов ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ)
4) Работа с предложением.
“Лови ошибку”, так называется следующая лаборатория.
- Найди ошибку в предложениях:
Ель надела снежную шаль, которая стояла на берегу озера.
Дорога стелется по позёмке, которая проходит через лес.
Мост запорошил снег, который раскинулся через реку.
- Уважаемые коллеги, вам отводится честь выполнить “Особое задание”. Необходимо проявить быстроту, внимание, грамотность.
- Найдите в данных предложениях по порядку те слова, которые находятся в приведённых ниже предложениях.
ВСЯ ЗЕМЛЯ ПОКРЫТА ПУШИСТЫМ СНЕГОМ
- Наконец-то сегодня утих мороз.
- Деревья, берлога медведя запорошены СНЕГОМ.
- Старые пни надели белые ПУШИСТЫЕ шапки.
- На занесённых ветвях ели мальчики увидели клестов.
- Небо ПОКРЫТО белыми облаками.
- После оттепели ночью ударил мороз.
- ВСЯ наша семья хорошо умеет ходить на лыжах.
- Резкий ветер больно бьёт гибкие веточки рябины.
- Падают белые снежинки на чёрную ЗЕМЛЮ.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
- Ой, что это? К нам прилетела снежинка с телеграммой.
“Ребята, помогите укрыться снежком. Нам холодно. Спасибо! Лесные обитатели”.
- Поможем лесным зверятам.
Дети “укрывают снежком”– наматывают катушку белых ниток на маленькую игрушку (Киндер-cюрприз) – медведя, зайца, лису и т.д
5) Работа с текстом.
- А сейчас мы пройдём в лабораторию “Проба пера”.
- Перед вами текст, который необходимо оформить, добавив нужные слова.
По календарю давно(что сделала?) …. Зима, а (чего?) … всё не было. По вечерам (за какими?) …стёклами окон (как?) … шумел (какой?) … ветер. Он обрывал в лесу (с чего?) … листочки. Однажды рано утром мы увидели, что вся земля покрыта (каким?) … , только что выпавшим снегом.
5. Итог.
- Мы закончили работу нашей лаборатории.
- Что было главным?
- Что интересным?
- Что нового узнали?
6. Оценивание.
7. Домашнее задание.
- Отработать скороговорку:
Зимой поле белое
Промёрзло-заледенелое.