Цели урока:
- учить применять знания о природе в новой ситуации;
- развивать речь путём беседы, мышление, обогащать словарный запас, учить сравнивать, обобщать;
- воспитывать экологическую культуру школьника.
Оборудование:
1. Таблица “Город”.
2. Кроссворд.
3. Карточки с терминами.
4. Словарь Ожегова.
5. Иллюстрации о жизни древних людей.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:
“Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно”.
- Что подразумевается под всем живым?
2. Повторение пройденного.
- А без чего невозможна жизнь на Земле, вспомним, отгадав кроссворд:
1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле
2. вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях.
3. Плодородный слой Земли.
4. Смесь газов на Земле.
Ответы: 1. Солнце. 2. Вода. 3. Почва. 4. Воздух.
- Из перечисленных условий назовите те, которые составляют окружающую среду. (Почва, вода, воздух)
3. Сообщение темы, цели урока.
- Сегодня мы узнаем, как человек связан с окружающей средой и что такое экологическая безопасность.
А ещё мы будем решать задачи, которые помогут нам относиться к природе бережно, помогать ей.
4. Работа над изучением нового материала.
- Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.
Просмотр иллюстраций из детского журнала “Воли” о жизни древних людей.
- Что использовали люди для строительства жилищ?
- Ещё люди жили в пещерах. Чтобы жить, человеку необходима пища. Как добывали пищу?
- А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. И поэтому наши далёкие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только всё самое необходимое для жизни. Но время не стоит на месте, оно неумолимо движется вперёд.
- Что же решил человек?
- К чему привело такое покорение?
- Отчего загрязняется окружающая среда? (Рассматривание и беседа по таблице “Город”)
- Подумайте, как называется наука, которая изучает эти проблемы. (Экология)
- Что изучает наука экология?
- А теперь обратимся к словарю Ожегова и прочитаем, как там дано определение слову экология (читает ученик).
На доску вывешивается карточка со словом экология.
Рассказ учителя.
Слово “экология” образовалось путём слияния двух слов: “экос” по-гречески значит “дом”, “логос” – “ученье, наука”. Экология – это наука о нашем общем доме.
Термин “экология” был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. Но только со второй половины XX века человечество всерьёз приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой.
Экология пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.
Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа…
Люди, к сожалению, продолжают загрязнять окружающую среду.
Найдите в тексте учебника “Экологическая безопасность” на с.29, что является источниками загрязнения.
- Получается, что загрязняющие вещества движутся по цепочке. Найдите в тексте, как её называют. (Цепь загрязнения)
- Назовите пути поступления загрязнённых веществ в организм человека. (Воздух, вода, продукты)
- А может ли человек дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества и при этом оставаться здоровым? (Нет)
- Для этого нужно соблюдать экологическую безопасность.
-Найдите в тексте параграфа определение “экологическая безопасность”.
- Какую воду можно пить в целях самозащиты? (Кипячёную, фильтрованную, бутылированную)
- Какие продукты лучше всего покупать? (Экологически чистые)
Чтение “Копилки интересных фактов” на с.30.
5. Экологический рассказ.
- Но не забывайте, что загрязняют природу не только заводы, фабрики, фермы, но, возможно, и вы сами. Послушайте экологический рассказ и перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.
6. Физкультминутка.
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Нас работа ещё ждёт.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
Рассказывает подготовленный ученик “Воскресенье в лесу”
7. Экологические задачи./
- А сейчас я предлагаю вам выполнить задание и отгадать слово.
Расположите ответы в порядке возрастания, и вы прочитаете слово (у каждого ученика на парте карточка):
О 94 : 2 + 60: 12
Г 54 : 6 + 9 . 8
О 7 . 9 – 8 . 4
Э 17 . 3 . 0
К 6 . 8 : 4
Л 35 . 2 – 38 : 2
0 12 31 51 52 81 Э К О Л О Г
- Какое слово у вас получилось?
- Кто такой эколог?
Эколог – это специалист, который определяет, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа.
На доску вывешивается карточка со словом эколог.
- Сейчас мы с вами ненадолго станем экологами и решим экологические задачи.
Задача № 1
На семью из трёх человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько килограммов воздуха потребуется на семью из пяти человек?
Задача решается у доски с объяснением.
- Как можно защитить себя от загрязнённого воздуха? (Приобрести кондиционер, не курить, увлажнять воздух, сажать деревья)
- А для чего нужно сажать деревья?
Решив следующую задачу, мы узнаем о том, сколько кислорода выделяют разные деревья.
Задача № 2
Вяз выделяет в год 14 кг кислорода. А клён в 7 раз меньше.
- Какой вопрос к условию можно поставить?
На доске:
Вяз 14 кг |
Клен в 7 раз меньше |
Тополь 42 кг |
- Какой ещё вопрос можем поставить?
- А вот учёные посчитали, что больше всего пыли улавливает тополь и выделяет самое большое количество кислорода. За год тополь выделяет 42 кг кислорода.
Давайте посчитаем, на сколько больше выделяет кислорода тополь, чем вяз? во сколько раз больше? (Решить самостоятельно в тетради)
- Какое же дерево лучше посадить возле своего дома? (Тополь)
- А в нашем городе вы видели тополя? А почему их так много?
8. Итог урока.
- Я хочу вернуться к нашей беседе в начале урока и спросить:
Может ли человек господствовать над природой?
- Нельзя быть покорителями, если мы сами – часть огромного и прекрасного мира Природы. Вспомните, что такое экологическая безопасность.
- Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на с.34 (читает ученик).
- Он совпал?
Если будет здорова наша Планета, то будет здоров и каждый из нас.
- Завершить урок я хочу стихотворением, которое подготовили ученики “Береги природу!”
Литература
- Ракиткина М.Г. Природоведение 2-й класс (1–3), 3-й класс (1–4): Дидактические материалы – М.: Издат-Школа 2002.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: ТЦ “Учитель”, 2002.
- Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3-й класс. М.: “ВАКО”, 2004.