Программой начальных классов определен круг требований к речи младших школьников. Речь должна быть содержательной, правильной, ясной, точной, образной, богатой по своим языковым средствам и средствам выразительности.
Большое значение выразительности родного слова придавал В.А.Сухомлинский. В своей книге “Сердце отдаю детям” он писал, что “важнейшим средством воздействия на ребёнка, облагораживания его чувств, души, мыслей, переживаний являются красота и величие, сила и выразительность родного слова. Роль этого средства в начальной школе, где каждая встреча с новым явлением окружающего мира пробуждает в сердцах детей чувство изумления, невозможно переоценить”.
Литературно - художественные тексты на уроках чтения и русского языка дают многочисленные образцы, позволяющие знакомить учащихся со стилистическим богатством русского языка.
Но на практике выясняется, что у детей недостаточный лексический запас, плохо развита восприимчивость, наблюдательность, воображение и культура переживания.
Эти проблемы побуждают к поиску таких приемов работы с текстом, которые бы развивали воображение школьников, образную речь, воспитывали бы их эстетически.
Опираясь в своей работе на теорию Л.В.Занкова и на теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и Н.Ф. Талызиной, на идеи развивающего обучения, сотрудничества и лично-деятельностного подхода, учителем был разработан алгоритм обучения конструированию образа, который включает в себя три этапа.
1 этап. Привитие навыков, входящих в состав творческой деятельности в качестве её предпосылки.
2 этап. Формирование знаний об образных средствах языка и их художественных функциях.
3 этап. Формирование творческих действий при конструировании образа.
На основе теорий выстроилась методическая модель: “ мотивация” – “уточнение ключевых понятий” - творческая деятельность. Средством обучения конструированию образа является система упражнений и заданий.
Цель первого этапа: развитие умения эмоционально откликаться на прочитанное. На этом этапе учителю можно применить следующие упражнения:
- задать один из ряда разнообразных вопросов на выявление настроения и чувств от первичного восприятия текста;
- показ учащимися цветной карточки, указывающей настроение;
- учителем предлагается “ Палитра настроений и чувств”, т.е. ряд слов, обозначающих настроение, из которых ребятам надо выбрать то, что соответствует характеру произведения. Так постепенно у детей пополняется “ Словарь настроений и чувств”.
Приведём пример. 2-й класс. Л.Квитко “ Весёлый жук”. Учитель говорит, что настроение бывает не только у людей, но и у животных, насекомых. В беседе выясняется, отчего жук мог бы быть весёлым, печальным, несчастным.
Такие упражнения формируют умение пережить ситуацию текста, концентрироваться на возникших представлениях, определять и выражать своё отношение к представляемой картине.
Задача второго этапа: обучить школьников отдельным умениям конструирования образа; конкретизировать и детализировать представления, находить средства художественной изобразительности и использовать их в собственной речи.
На данном этапе можно предложить следующие упражнения:
- По выразительным и красивым словосочетаниям из текста определить, какую картину с их помощью можно описать.
- Даются предложения из текста произведения и стихотворения с пропущенными образными словами. Учащиеся подбирают свои слова, наиболее подходящие и близкие к авторским. Идет сравнение с авторскими образными словами.
- Составление структурных схем. Приведем пример схемы по стихотворению М.Ю.Лермонтова “Утес”. В процессе чтения и анализа стихотворения на доске и в тетрадях ребят записывается такая схема:
ТУЧКА “золотая” “умчалась” “весело играя” |
<—––––––––– |
УТЕС “великан” “старый” “стоит одинокий” “тихонько плачет в пустыне” |
В стихотворении ребята выделяют два образа, стрелкой показывая отношение главных героев, а затем дают им характеристику. Такие схемы просты и технологичны, поэтому легко воспринимаются учениками. Они помогают маленьким читателям лучше понять произведение.
- Упражнение на узнавание произведений по эпитетам.
- Работа с литературной терминологией. Например, дается несколько вариантов ответов, что такое “олицетворение”. Из них надо выбрать верный правильный ответ.
Данные упражнения и задания формируют знания об изобразительных средствах языка, умения представлять в тексте картину максимально точно, с деталями, целостно; “видеть” в тексте и объяснять роль образных средств, использовать их в своей речи.
Задача третьего этапа: формирование взаимосвязанных умений конструировать образ. Усложняется “рисование” пейзажа, портретов, картины за счет смены точек зрения (“глазами автора” - “глазами читателя”), обстоятельств, ситуаций.
На этом этапе учитель применяет на уроках.
- Прием словесного рисования, которое обучает умению вдумываться, представлять, выражать полно и образно, развивает воображение и речь.
- Выборочное составление описаний предмета по одному и тому же произведению.
- Описание и сравнение картины в произведениях разных авторов.
- Сравнение научного и художественного описания картины.
- Составление научного текста на основе описания познавательного рассказа.
- Сравнение образа “весны” с закличкой – веснянкой, например, в стихотворении А.Майкова “Уходи, Зима, седая”.
- Обыгрывание героев произведений.
- Пересказы с творческими заданиями разного вида: расскажи от своего лица о герое произведения; расскажи от имени героя произведения; добавь к описанию образа автора свои зарисовки; измени образ героя, каким бы тебе хотелось его видеть.
- Работа с иллюстрациями, рисунками. Например, опиши “березку”, какой ты ее представляешь, сравни с иллюстрацией. Изобрази в рисунке образ героя, картину произведения.
- Микросочинение на уроке по прочитанному произведению, где ребята показывают образ в своем видении, каким они его представляют, используя свои образные слова и выражения.
- Составление стихотворения из строк разных поэтов.
- Составление диафильма.
Покажем на конкретном уроке, как можно применить систему заданий и упражнений. Представим фрагмент урока чтения в третьем классе по миниатюре М. Пришвина “Березкам зябко”.
Приведем текст миниатюры: “Всю ночь бушевал ветер, и слышно было в доме, как вода капала. И утром не пришел мороз: то солнце выглянет, то сомкнутся тучи и тряхнут крупой, как из мешка. И так быстро мчатся облака, и так зябко белым березкам, и так они качаются!”
На этапе первичного восприятия учитель выразительно читает текст. Затем читает выборочно отдельные слова и выражения. Еще раз дает задание прочитать текст самостоятельно, вдумчиво. После небольшое паузы на обдумывание и прочувствование прочитанного учитель беседует с детьми.
- Поделитесь своими впечатлениями.
- Что вас взволновало при чтении рассказа? (Дети делятся своими мыслями)
- Я рада, что вы представили и поняли, как березкам холодно, зябко.
Это задание позволяет учителю выявить личностное отношение учеников к прочитанному, понимание ими художественного описания и умения “видеть” образы и микрообразы.
На этапе анализа художественного текста учитель выделяет два вида работы с описанием природы: 1) работа над развитием воображения, представления, образного мышления; 2) работа над изобразительными средствами языка.
Первый вид работы, направленный на развитие воображения и образного мышления, осуществляется при выяснении момента осени – предзимья. Идет погружение в текст. Учитель предлагает школьникам как бы стать соавторами писателя.
- Представьте, что вы находитесь в одной комнате рядом с автором. Закрыли глазки.
- Какие звуки вы слышите ночью?
- Какую картину увидели из окна?
- Что вы почувствовали?
- Сравните состояние природы ночью и утром.
- Какой же момент осени заметил автор?
- Как вы думаете, зачем он описал нам его?
- Нарисуйте словесную картину момента осени, когда поздняя осень прошла, а зима еще не наступила, по своим наблюдениям и по картинке. Опишите небо, ветер, землю, растения, используя образные слова и выражения. Какое бы вы дали название этому моменту осени?
Такими заданиями и упражнениями учитель развивает воображение, наглядно-образное мышление, пробуждает чувства детей. Посредством словесного описания, опираясь на наглядность и память, развивает образную речь учащихся.
Второй вид работы учителя на этапе анализа – это работа над лексикой художественного произведения. Она происходит следующим образом. Дети с помощью учителя выясняют, какими изобразительными средствами автор передает “волнение природы”.
- Какое состояние испытывает природа в данный момент осени? (Дети говорят, что природа ждет прихода зимы, волнуется)
- Найдите такие слова в тексте, какими автор показывает волнение природы.
Перечитывая произведение, дети выбирают подходящие слова и выражения. Попутно учитель ведет работу над осмыслением изобразительных средств языка. Например, дети находят сочетание слов: “ветер бушевал”.
- Представьте себе такую картину. Какие действия ветра соединяет в себе глагол “бушевал”? (Ревел, шумел, буянил, стучал, свирепствовал)
- А если бы ветер только шумел или только стучал, могли бы вы представить картину бушующего ветра? Достаточно ли было бы этих слов?
Учитель подводит детей к мысли, что главное, общее слово для всех глаголов – это слово “бушевал”.
Анализируя следующий микрообраз: “то солнце выглянет, то сомкнутся тучи и тряхнут крупой, как из мешка”, - дети самостоятельно находят, выделяют из текста образное выражение. Они определяют его: “тряхнут крупой, как из мешка” - это сравнение. С данным тропом дети уже знакомы по предыдущим урокам и имеют представление о нем..
- Какое образное выражение вы нашли в предложении?
- Как оно называется?
- Что с чем сравнивается?
- Что за крупа имеется в виду?
Далее учитель помогает детям осознать художественную выразительность микрообраза “мчатся облака”.
- О чем нам говорит слово “мчатся”?
Выясняется смысловой оттенок глагола движения “мчаться” в сравнении с предложенными учителем синонимами.
- А если бы автор написал: “плывут облака” или “идут облака”, что бы вы сказали об этих словах?
С образным выражением “и так зябко белым березкам, и так они качаются!” учитель строит работу дифференцированно, по заданиям разного уровня. Задания написаны на карточках. Одной группе учеников предложено найти толкование слова “зябнуть” в словаре и объяснить его одноклассникам. Вторая группа должна из ряда слов (прохладно, тепло, неуютно, морозно, плохо, холодно, грустно, жарко) выбрать синонимы к слову “зябко”. Задание третьей группе более сложное: “Объясните, почему автор написал “зябко”, а не “холодно”? Сравните эти два слова. Чем они отличаются?”
Здесь же дети с помощью учителя знакомятся с понятием олицетворения. Ведь природа у Пришвина живая, он пишет о ней, как о живом человеке. Учитель задает вопрос:
- А вы не заметили, как М. Пришвин пишет о природе? Да, как о живом человеке, о лице. Отсюда и произошло слово “олицетворение”.
Далее дети находят в тексте такие слова и называют их. Сверяются с доской, все ли слова назвали: “бушевал” ветер, “пришел” мороз, солнце “выглянет”, облака “мчатся”, тучи “тряхнут крупой”, “зябко” березкам.
- Кого напоминает образ ветра? В вашем представлении, на кого похожи березка, тучи, облака?
На этапе закрепления учитель предлагает прочитать выразительно текст. Выразительное чтение – словесная образная наглядность. Выразительно прочитать художественное произведение – это значит выполнить большую часть работы по раскрытию его сущности детям. Образы читатель должен “увидеть” в процессе чтения.
И в завершение дети пробуют свои силы в творчестве, пытаются сконструировать образ березки, возникший в их воображении, используя образные выражения. Учащиеся пишут сочинение-миниатюру под музыку П.И. Чайковского “Времена года”, которая пробуждает в них определенные чувства и помогает выразить их в словесном образе. Это сочинение-миниатюра на уроке является подготовительной работой к творческому домашнему заданию.
Домашнее задание для детей было необычным и предлагалось на выбор. На следующем уроке чтения все дети поделились своими находками. Кто-то из детей, выразив свои чувства, подошел к березке и погладил ее ствол, прижался к ней. Кто-то принес свой рисунок. Некоторые дети выразили свои чувства словами.
Приведем примеры их творческих работ.
Березонька, березонька,
Мне очень жаль тебя.
Стоишь в лесу ты голая
Совсем-совсем одна.
Кристина Д.
“Одинокая березка стоит посреди двора. Растрепал ее длинные косы злой ветер-буян. Сняла с себя она осенний наряд и стоит голая. Зябко бедной березке”.
Катя М.
“Сарафан на березке стал серым и темным. Сыплют злые тучи крупкой. Крупа царапает ее нежный ствол. Плачет березка от боли и обиды капельками дождя. Холодно ей, так холодно, что качается она и дрожит своими тонкими веточками”.
Оля М.
“Стоят березки, жмутся друг к другу поплотней от холода. Вспоминают они лето красное. Как водили хороводы на полянке и пели развеселые песни”.
Кристина З.
Анализируя сочинения, мы видим, насколько они разные, индивидуальные по описанию образа. Образ березки каждый представил по-своему. Из этих работ видно, что текст пережит, прочувствован: ученицы выразили чувство грусти, сожаления, печали, используя свои мысли, свои средства выразительности.
Так, у Кристины Д. березка “совсем-совсем одна”, девочке жаль ее. У Кати М. березка без красивого осеннего наряда, голая, одинокая. Катя использовала эпитет “бедная”, испытывая к березке чувство жалости. Оле М. березка представилась нежной, хрупкой девушкой. Березка у Оли “плачет”, “дрожит”. У Кристины З. березки стоят в воспоминании о красном лете.
На этом уроке дети открыли художественную емкость слова “зябнуть”. Они поняли, что одно слово у писателя вбирает в себя столько мыслей, имеет такой глубокий смысл, что он каждому открывается по-своему. И это понимание мы видим в сочинениях учеников. И главное: образ, созданный Пришвиным, вошел в духовную жизнь детей. Это и есть воспитание словом, развитие у детей отзывчивости и чуткости души, активности их воображения.
Приведенные выше задания ведут учеников от освоения отдельных понятий речевого жанра к построению развернутых высказываний, обучают речевым действиям создания собственных образов в их представлении.
Побуждая учеников наблюдать слово-образ в литературном произведении, определять и объяснять его художественную роль, а затем конструировать собственные образы и микрообразы, учитель активизирует в них умение говорить образно. Такая работа служит предпосылкой эмоционально-эстетического развития учащихся на уроках литературы в среднем и старшем звене.