Цели:
Воспитательная – воспитание чувства любви к природе, птицам и заботе о них в зимнее время года; продолжить работу над воспитанием активного осмысленного внимания, аккуратности, трудолюбия.
Обучающая – формировать навык правописания окончаний существительных в родительном и дательном падежах; усовершенствовать умения распознавать падежи по их существенным признакам.
Развивающая – развитие логики мышления, умения сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
Дидактические средства:
- таблицы правописания окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах;
- сюжетные иллюстрации к теме “Зима”, “Птицы”; картина по развитию речи “Птичья столовая”;
- карточки для индивидуальной работы;
- наглядно-демонстрационный материал для игры “Диктор телевидения”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Сегодня урок – путешествие в страну Грамматики. В город Слов пришла сама государыня Зима.
В этом городе слова любят ходить в гости к падежам. Но, чтобы попасть туда, нужно ответить правильно на вопросы. К нам на урок прилетела из леса Мудрая Сова и принесла с собой задания, которые помогут нам попасть в гости к падежам.
I страничка задания “Чистописание Зз”
II. Чистописание.
1) Зз // Зз // Зз // Зз
Зимою шубка не шутка.
а) характеристика звука;
б) поставьте точку над лучшим соединением;
в) объяснить смысл пословицы;
2) Запишите слово забота.
а) значение слова: заботиться о ком-нибудь, проявлять внимание.
б) образовать глагол, прилагательное, выделить корень:
жители (какие?) заботливые
жители (что делают?) заботятся
Запись: Забота, заботливые, заботятся – внимательные (синоним прилагательное).
III.Словарная работа.
Словарные слова на букву з: здесь, здравствуйте, завтрак, заяц.
Логическое задание: замените, одним словом.
а) Жители г. Слов очень вежливые (здравствуйте).
б) Когда они просыпаются, ждут свой (завтрак).
в) Что за зверь лесной встал как столбик
Под сосной и стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц)
IV. Работа над предложением, повторение умений распознавать падежи по их существенным признакам (работа по развитию речи учащихся, осмысленного внимания).
II страничка “Лесная поляна”
- Ребята, наша гостья Мудрая Сова прилетела со словами, которые хотят побывать в гостях у падежей, поможем? (Рябины, к ветке, к ели).
На доске: На ветвях рябины висели красные гроздья ягод.
- Объяснить правописание орфограмм.
- Объяснить правописание падежного окончания имени существительного рябины.
- Списывание предложения по памяти.
- Взаимопроверка.
- Разбор предложения по членам предложения (оценка учащихся).
- Кто любит полакомиться ягодами рябины в зимнее время года? (Снегири)
- Ребята, что мы знаем об этих птицах? (Зимующие птицы, любят лесные опушки, сады, любят семена различных деревьев, а также ягоды калины, рябины).
Составление предложения и запись под диктовку:
Красногрудые снегири подлетели к ветке рябины.
а) Объяснить правописание орфограмм.
б) Объяснить правописание падежного окончания имени существительного к ветке.
- А кто прилетел к пушистой ели?
- составление предложения;
- запись под диктовку.
К пушистой ели прилетели синицы.
а) Объяснить правописание падежного окончания имени существительного – к ели.
V. Сообщение темы урока.
- Наши слова побывали в гостях у родительного и дательного падежах.
- Сегодня на уроке, мы будем сопоставлять окончания существительных в родительном и дательном падежах. Сопоставление по плану:
Кого? Чего? Откуда? Где? Предлоги от-, до-, из-, без-, у-, для -, около- 1 скл. – -и, -ы; 2 скл. – -а, -я; 3 скл. –и; |
Кому? Чему? Куда? Где? к-, по- 1 скл. – -е; 2 скл. – -у, -ю; 3 скл. – -и; |
Роль в предложении – второстепенный член предложения.
III страничка “Зимняя бахрома”
П.п.
На сосне и на березе
Бахрома.
Белой пряжей
Их запутала зима.П.п.
И оставила
Распутывать весне. (Д.п.)
Эту пряжу на березе (П.п.)
И сосне. (П.п.)
Задание.
а) Указать падежи выделенных существительных (п.п. и д.п.).
б) Какой падеж отсутствует (р.п. – ы, - и)?
ФИЗМИНУТКА
VI. Работа по развитию речи (беседа по содержанию картины “Птичья столовая”, составление предложений).
- Ребята, мы так увлеклись работой, что не заметили, кто прилетел к нам в гости?
- Давайте посмотрим, какие птицы прилетели к кормушке?
- Почему они туда прилетели? Там корм.
- Кто сделал кормушку? Жители города Слов.
- Почему нужно заботиться о птицах в зимнее время?
- Ребята, что страшнее всего птицам зимой – голод или холод? Голод.
- Как мы называем птиц – наши пернатые друзья.
- Составление предложений по картине. Лучшее записываем под диктовку.
К лесной кормушке прилетели полакомиться наши пернатые друзья.
- Объяснить правописание орфограмм.
- Объяснить правописание падежного окончания имени существительного к кормушке.
VII. Самостоятельная работа. Работа с учебником.
IV страничка “Проверь себя”
1. Работа с учебником. Упражнение № 200.
а) Письменные ответы на вопросы.
- Чем запаслись ребята?
- Кто приходил к кормушке?
- Отношение ребят к встрече зверей?
б) Определить падежи, склонение выделенных имен существительных.
2. Работа у доски:
а) Выписать словосочетания с выделенными именами существительными.
б) Указать падеж, склонение.
Приходил к кормушке. (Д.п. 1 скл.)
Увидеть у кормушки. (Р.п. 1 скл.)
Рады встрече. (Д.п. 1 скл.)
3. Карточка № 1.
а) Разобрать предложение по членам предложения; объяснить пропущенные орфограммы.
От зар.. до зар.. в снегу мелькают снегири.
б) Звукобуквенный анализ слова: зари.
4. Карточка № 2.
а) Поставить имена существительные в нужном падеже.
б) Определить падеж, склонение существительных.
в) Звукобуквенный анализ слова: рябина.
Птицы летят к (рябина), а пчелы к (липа).
- Ребята, какой вывод мы сделаем? Кто же навещает еще лесную столовую в зимнее время? (Лесные звери; белки; зайцы; лоси)
V страничка “Занимательная грамматика”
1. Кто больше составит слов за 1 минуту из слова кормушка?
Корм, шум, мушка, рука, мор, ушко, кошка, мошка, ракушка.
2. Игра “ Знаешь ли ты птиц?” (Чтение загадок о птицах)
а) Кто без нот и без свирели.
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Cоловей)б) Маленький мальчишка.
В сером армячишке
По дворам шныряет
Крохи собирает… воробей.
в) Ей на месте не сидится.
Все летает целый день,
Суетится, суетится
Целый день звенит “Тень-тень”.
Угадай-ка, что за птица?
То веселая…синица.г) Стойкий, стужам неподвластный.
Песней славит он зарю,
Знать недаром галстук красный
Дан с рожденья… снегирю.
VIII. Составление предложения по сюжетным иллюстрациям:
Воробей, синица, снегирь, соловей – это птицы.
IX. Итог урока.
- Наше путешествие подошло к концу. Молодцы,
ребята, все справились с заданиями Мудрой
Совы.
Чему научились на уроке? (Сопоставлять
окончания существительных в родительном и
дательном падежах)
X. Домашнее задание.
Составить 3 предложения о зимующих птицах.
Всем спасибо за хороший урок.