Цели урока:
- Обобщить знания по теме “Функции”
- Показать практические приложения темы
- а) Воспитывать критическое отношение к своим
знаниям, учить сравнивать, делать выводы
б) способствовать воспитанию экологической культуры
Ход урока
Учитель: Ребята, сегодня мы совершим с вами путешествие на прекрасной яхте! А где мы будем плавать, можно узнать выполнив задание.
Задание 1
Решите анаграммы
Я А Н Й Е Н И Л
Я И Ц К Н У Ф
Задание 2
Учитель:- Итак сегодня мы будем путешествовать по функциям. Дома вы подготовили вопросы по теме “Линейная функция” для своих одноклассников, задайте их друг другу.
Вопросы одноклассникам-матросам
- Что называется функцией?
- Как по-другому называется независимая переменная?
- Как по-другому называется зависимая переменная?
- Что называется областью определения функции?
- Что называется множеством значений функций?
- Какая функция называется линейной?
- Что называется графиком линейной функции?
- Какая функция называется прямой пропорциональностью?
- Что является графиком прямой пропорциональности?
- Где расположен график прямой пропорциональности, если: k>o, k<o?
- Когда графики линейных функций пересекаются?
- Когда графики линейных функций параллельны?
Вы готовы к морскому путешествию. Это я поняла из вопросов и ответов, которые вы подготовили прекрасно.
Задание 3
Перед вами задача: начертите маршрут вашего движения по океану, если путь описывается формулой y=12x
(использование программы Paint)
Работу выполнил Гоша, поэтому он назначается штурманом нашей яхты. Ему вручается морская звёзда, приплывшая к на из Тихого океана
А теперь нам нужно выбрать капитана корабля. Капитаном станет тот, кто сможет ответить на вопрос: Пересекутся ли пути нашей яхты и других кораблей, которые движутся по формулам: у=12х+5, у=2х+5,
у= - 12х+5,у= -2х+5 ???
Капитаном назначается Дарья
Ей вручается краб
Держи “краба”, капитан!
Задание 4
Для нас его подготовила Елизавета
Постройте точки на координатной плоскости, где встретится наша яхта, с яхтами идущими по формулам
у=2х, У=х+5
(работу выполняйте в Paint)
Экологическая страничка
Учитель: - У нас на яхте находится палеонтолог Элен, ученица знаменитого американского палеонтолога Дж. Уэлса, послушаем её:
Элен: Мы проплываем мимо кораллового рифа.
Оказалось, что возможно- с помощью нежнейших и очаровательных животных-цветов-кораллов можно определить равен ли сегодняшний астрономический год, например, году в палеозойской эре. Мысли о том, что кольцевидные линии пояса у кораллов- это суточные и годовые отложения карбонатного материала, впервые высказал в 60-годах XX века американский палеонтолог Дж.Уэльс. Исследуя современные колонии кораллов, он насчитал у них около 360 линий нарастания в каждом годовом цикле. Когда были исследованы древние кораллы, то оказалось, что количество линий в годовом цикле с удалением от современной эпохи увеличивается. В кораллах, живших в каменноугольном периоде, число линий колеблется от 385 до 390, а у кораллов девонского возраста их почти 400. это дает основание предполагать, что год в палеозойской эре состоял из 380-400 дней. В геологическом прошлом сутки были короче, чем в настоящее время, а длина года такая же.
По подсчетам, продолжительность суток в девонском периоде равнялась 22 часам.
Постепенное замедление вращения Земли под влиянием приливных сил приводит к увеличению продолжительности суток за каждый миллион лет примерно на 20 секунд. Следовательно, происходит постепенное уменьшение числа суток в астрономическом году.
Элен:
Давайте построим график линейной зависимости прироста отложений коралловых колец от времени. По оси х отложим t -время прироста по оси y- величину прироста, считая, что за 50 дней прирост составляет 0,1 мм
Вывод: Графиком зависимости прироста кораллов от времени, является прямая линия
Окончание урока:
Итак, наше путешествие подошло к концу! Благодаря творческой работе всей команды мы благополучно пришли из далёкого плавания на наш родной берег.
(ПО ИТОГАМ УРОКА УЧИТЕЛЬ ВЫСТАВЛЯЕТ ОЦЕНКИ)
Домашнее задание: Найти в литературе или придумать самим задачу, в которой существует функциональная зависимость одной величины от другой.