Цели:
- изучить группы животных по типу питания, познакомить учащихся с цепями питания, существующими в природе;
- развивать у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы;
- способствовать обогащению и развитию субъективных представлений учащихся о жизни животных.
Оформление, оборудование:
- На доске план урока, начерчен кроссворд.
- Картинки животных (ёж, тигр, змея, кузнечик, гусь, рыба, медведь, синица, стрекоза, жук короед, дятел, щука, карась, окунь), рисунки сосны и осины.
- Конверты для групповой работы с заданиями.
Ход урока
I. Проверка д/з:
- Вы любите отгадывать загадки, кроссворды? Попробуем вместе разгадать кроссворд. (Ученик заполняет кроссворд, учитель прикрепляет картинки с изображением животных).
1.
У кого колючий плащик?
Кто на спинке завтрак тащит?
У кого не видно ножек?
Ну конечно, это … . (Ёж.)
2.
В чёрную полоску
рыженькие киски,
Не рекомендую подходить
К ним близко.
Мягоньких лапок неслышны шаги,
Острые когти, большие клыки. (Тигр.)
3.
Будто бы кольчугу
И в мороз и в зной
Носят кожу
С жёсткой чешуёй.
А когда наступит срок,
Шкура слезет как чулок,
И она с обновой –
Нежной кожей новой. (Змея.)
4.
Всегда готов к прыжку
Зелёный чуткий конь!
Поймать его попробуй
В открытую ладонь! (Кузнечик
5.
В воде купался,
А сух остался. (Гусь.)
Кто это? (животные)
- Какое слово увидели ещё? (жизнь)
- Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока? (Жизнь животных).
- Назовите к каким группам относятся животные которых мы отгадали, и перечислите главные отличительные черты этих групп.
(Тигр, ёж –звери; змея – пресмыкающиеся; гусь – птица; кузнечик – насекомое.)
- Каких групп животных здесь не хватает? (земноводные, рыбы)
Картинки: лягушка, карась.
- (Запись на доске.)
Дышат, заводятся, двигаются, ломаются, питаются, рождаются, умирают.
- Прочитайте слова. Перечислите существенные признаки живых организмов.
( Лишние слова убирают).
II. Изучение нового материала.
1) - Так что же необходимо для роста и развития животных? (питание)
- Сегодня на уроке узнаете “Кто что ест?”. Это тема урока. А ещё вы научитесь составлять цепи питания.
План на доске.
- Типы питания.
- Цепи питания.
- Роль хищников в природе.
- Давайте вспомним, чем питаются животные.( Выслушивается мнение детей)
- Из ваших ответов видно, что питание у животных разнообразно. Давайте попробуем разделить всех животных на группы в зависимости от вида их пищи.
- Как называются животные, которые питаются другими животными?
- Чем ещё питаются животные? Приведите примеры. Как называют животных, которые питаются растительной пищей?
- А как будут называться животные, которые питаются насекомыми?
- А ещё есть животные, которые называются всеядными.
На доске появляется таблица:
Задание: распределите животных, изображения которых представлено на доске, по типам питания, разъясняя свою точку зрения.
- Я тоже хочу привести примеры: медведь – всеядное животное, синица – насекомоядное, стрекоза – хищник. Согласны ли вы со мной? (прикрепляются картинки)
- Какой вывод по первому пункту плана мы можем сделать? (Животные по типу питания делятся на растительноядных, насекомоядных, хищников, всеядных.)
2) – Животные питаются растениями и животными, поэтому говорят, что живые организмы связаны между собой в “цепи питания”.
Рассмотрим второй вопрос нашего плана. Попробуем определить, с чего должна начинаться цепь питания, кто должен её продолжить. Попробуйте составить схему, используя опорные слова: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные, растения. (На доске выносятся варианты, предложенные учениками. Идёт их обсуждение.)
Уч-ся приходят к выводу:
- Растения – первое звено в цепи питания, т.к. только растения способны использовать энергию Солнца, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды. Растениями питаются растительноядные животные и всеядные. Растительноядными питаются насекомоядные, хищники и всеядные. Насекомоядными – хищники и всеядные. Хищниками – всеядные животные.
Задание: Давайте вместе составим цепочку. Я вам предлагаю такие звенья: осина, волк, лось.
На доске: осина-лось-волк
3) - Как вы думаете, что произойдёт с цепочкой, если убрать одно звено?(бумажная цепочка)
- А в природе возможно разорвать цепочку? Что произойдёт, если на Земле не останется лягушек, змей и т.д.
Подтвердите своё мнение аргументами из статьи в учебнике на стр.
- Какой вывод сделаем по третьему пункту плана? ( роль хищников очень высока в природе, как и всех остальных звеньев. Нельзя разрывать пищевые звенья. Надо охранять природу.)
III. Закрепление нового материала.
Работа в группах. Дети выбирают задания в конвертах.
1. “Составь цепочку”.
Используя текст, составь цепь питания.
Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородью – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые деревья.
2. “Продолжи цепочку”
Сосна – жук-короед - ?
3. “Найди ошибку”.
Полёвка – орешник – ласка – лиса
После обсуждения в группах командиры докладывают у доски о результатах выполнения задания.
IV. Подведение итогов урока.
- Какие выводы можно сделать после сегодняшнего урока?
Д/з: с. 79-82, тетрадь.