Изучение закона Ома графическим методом

Разделы: Физика


Введение

Приложение 1

Вспомните, как учатся первоклассники сложению через десяток. 7+5=12, или 7+8=15, например. Почему? Никакого правила для запоминания не существует. Чтобы научиться, необходимо сложить все возможные сочетания чисел и более того выучить их.

Примерно так же происходит ознакомление и с новыми понятиями в физике. Невозможно за два урока по 45 минут, например, объяснить силу тока, напряжение, сопротивление, закон Ома, последовательное, параллельное и смешанное соединение и ещё научиться решать задачи. Ребята последовательно, без всяких "дыр" должны перебрать задачи, где находятся неизвестные значения по известным. Сначала решать на нахождение по закону Ома напряжения, потом силы тока, потом сопротивления. Потом для закрепления решить ещё раз самостоятельно. И также для каждого вида соединений. Но …

В тематическом планировании на всю тему Электричество отводится 18 часов, это включая 2 лабораторные работы, основы электростатики, работу и мощность тока и т.д. На собственно виды соединений отводится буквально 2 урока. Урок № 21 "Последовательное соединение" и урок № 22 "Параллельное соединение". Про смешанное соединение тихо забывают. А в старших классах, когда всплывает эта тема, считается, что ребята уже умеют решать смешанное соединение.

И ещё интереснее того. В каком то учебнике после этих двух тем дается небольшая контрольная работа в которой есть задача на решение смешанного соединения, о котором ни слова, ни полслова не было сказано. Отсюда вывод: Необходимо научиться решать задачи на смешанное соединение в 8–9-х классах. И делать это нужно вот в эти два урока. Но как, авторы не знают и перекладывают эту проблему на плечи учителя.

Предлагаю метод, при котором за 4 урока прорешиваются порядка 60 задач на все виды соединений. Причём прорешиваются всеми ребятами и сильными и слабыми. И мало того, почти всеми прорешиваются с удовольствием. Ребята сами назвали этот способ решения "паровозиками". Перед обычным способом решения по формуле есть ряд существенных преимуществ:

  1. Решается в 4 раза большее количество задач за то же время.
  2. Электрическая цепь рассчитывается полностью, т.е. для каждого элемента цепи находится напряжение, сила тока и сопротивление, что дает целостность понимания.
  3. После решения по этому методу ребята лучше понимают отличие силы тока от напряжения и сопротивления.
  4. Количество детей хорошо усвоивших тему увеличивается в несколько раз. (Для меня это решающее условие)

Недостатки.

  1. После обучения решения задач по этому методу необходимо связать его с обычными задачами, на что дополнительно приходится тратить время.
  2. Большая трудоёмкость одновременной проверки всего класса. Метод точно работает, когда количество учеников в классе не превышает 15, проверить на большем количество ребят автор не имел возможности.
  3. Не употребляются буквы и размерности

Итак, суть метода:

Обычные задачи заменяем числовыми кроссвордами, которые решаются по определённым правилам. Например, представим себе, что есть задача: Сила тока в цепи 5 А напряжение 6 В. Найдите сопротивление. Обычное решение и "паровозик" для такой задачи занимают примерно одинаковое время, (правда "паровозик" всё равно быстрее и "паровозик" нагляднее). Смотрим:

Вот что нужно написать, чтобы решить задачу традиционным способом (Приложение 2).

И, наконец, перейдём к решению заданий из задачника.

Решение заданий:

1) № 940 из В. П. Демкович Л. П. Демкович Сборник задач по физике М. "Просвещение" 1981 г. (в этом номере 9 задач на смешанное соединение только нужно вместо r задать конкретное значение, например 48 Ом).

2) № 756, 760 А. П. Рымкевич Сборник задач по физике М. "Просвещение" 1981 г.

Домашнее задание: Какие сопротивления можно получить, имея три резистора по 12 кОм.