Обучение оптимальному чтению как основе речевого развития

Разделы: Начальная школа


Лучшая методика та,
которой вы владеете.
Л.Н.Толстой

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, к самому себе. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы. И наоборот, тот ребёнок, который читает слабо, он с трудом овладевает другими науками.

Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения на уроках чтения.

В своей методике я использую различные приёмы и упражнения, видоизменяю и комбинирую их в зависимости от возраста и подготовки класса.

Ежедневно, на каждом уроке чтения, я провожу разминку. Она включает в себя пятиминутку чтения с разноуровневыми заданиями и обязательно самозамер. А также чистоговорки – чтение слогов и договаривание их до слов; заучивание скороговорок и работу по слоговой таблице.

В течение урока я провожу такие упражнения, как

  • “Фотоглаз”
  • “Угадай”
  • “Спринт”
  • “Чтение за диктором”
  • “Разведка”
  • “Сравнение”
  • “жужжащее чтение”
  • чтение и счёт слов,
  • “скачкообразное чтение”,
  • составление текста – рассуждения.

“Пятиминутка чтения”

На пятиминутку учащиеся приносят дополнительную книгу для чтения. Это должна быть обязательно тонкая книжка, чтобы её можно было быстро прочитать. Книга может быть или по теме урока, или любая, которую ребята принесли из дома. На пятиминутке чтения учащимся даю задания разного уровня

  • чтение и счёт слов;
  • чтение и пересказ текста;
  • чтение разрывного текста и пересказ.

Во время пятиминутки чтения, учащиеся сначала читают вполголоса, затем “глазами”, вполголоса плавно; чуть быстрее, постоянно набирая темп. А затем читают вполголоса в темпе в течение 1 минуты. И делают самозамер.

Чтение и пересказ разрывного текста

Летела ворона по-над морем, его! И понесла в лес, чтобы,
хорошенько закусить. Видит рак, смотрит: рак ползет – хап
и говорит вороне: усевшись где-нибудь на ветке,
- Эй, ворона, ворона! что приходится пропадать,
славные были люди!
- Угу! – ответила Знал я твоего отца и твою мать –
- И братьев, и сестер твоих
люди! Знаю: что за добрые были
- Угу! ворона, не раскрывая рта.
- Да все же хоть они и
Мне сдается, что разумнее тебя
Понравились эти речи вороне; хорошие люди, а тебе не ровня.
рот и упустила рака в море. никого нет на свете.
каркнула она во весь

“Звуковая разминка”

В период обучения грамоте, я обязательно включаю в разминку чистоговорки, чтение открытых и закрытых слогов, договаривание их до слов. Заучивание и произношение скороговорок.

Постепенно с учётом возраста эти задания усложняются. Дети самостоятельно составляют из разбросанных на магнитной доске слов скороговорки, читают их и заучивают. Чтение и договаривание пословиц. Например: “При солнышке…, при матери добро…, умную речь хорошо и…”.

Эти упражнения развивают и логическое мышление.

“Чтение за диктором”

Учащиеся читают текст за учителем или хорошо читающим учеником. Скорость чтения варьируется. Сначала читают плавно, выразительно. Затем переходят на чтение глазами, стараясь поспевать за “диктором”. Упражнение провожу для развития скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).

Работа со слоговой таблицей.

У каждого ученика на парте лежит слоговая таблица. Такая же, но побольше размером закреплена на доске. С помощью таблицы учащиеся составляют слова, встречающиеся в тексте. Это позволяет расширить угол зрения. Таких таблиц несколько. Поэтому я меняю их в течение нескольких уроков.

На уроках математики я использую цифровые таблицы.

В У З Ц Д
К Щ Ш М Ч
Р Х А О Ф
Г Н Е С П
Ж Т Л Б И
10 16 4 22 1
12 24 19 11 8
2 25 5 18 6
17 15 3 13 20
7 23 14 9 21

“Фотоглаз”

Этот приём использую в период обучения грамоте, постепенно усложняя его на протяжении 4 лет начальной школы. Сначала учащиеся читают слова, состоящие из 3,4-5 букв в течение 1 секунды. Например: кот, кино, трава, ворона. Затем дети читают набор слов “ромбы” и предложения.

рак дар сор
редис дрозд сопка
решка деревня семестр
рот дом сом

Упражнение “Разведка”

Учащиеся читают текст на максимальной скорости вертикальным движением глаз по странице, просматривая каждую строку 1 секунду. Пальцы рук находятся в начале и в конце строки.

Упражнение “Спринт”

На максимальной скорости, дети читают “про себя” текст. При этом плотно сжаты губы и зубы. Учащиеся должны найти ответы на поставленные вопросы.

Обычно такое упражнение я провожу при знакомстве с новым текстом, или чтение дополнительного текста с доски о писателе или поэте при изучении новой темы. Цель упражнения: тренировка в скорочтении.

Упражнение “Угадай”

Чтение слов с пропущенными буквами.

Чтение текста, закрытого полосками, в зависимости от того, как читают дети.

Чтение предложений, пословиц с пропущенными словами.

Умение акцентировать внимание, способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.

Неслыханная жара _________ в то лето ________ лесами. Утром _________ вереницы плотных _________ облаков. В полдень облака __________ рвались вверх, к зениту, и _________ глазах уносились и __________ где-то ____ границами неба. Жаркий ________ дул уже ________ недели ____ передышки. Смола, стекавшая ____ сосновым стволам, ___________ в янтарный камень.

Покуда есть хлеб ______ вода, все не ______.

Без хлеба нет ________

Баловством хлеба не _________.

_________ кормит людей, как мать детей.

Скачкообразное чтение.

Под счёт 1,2,3 фиксируем взгляд на начале, середине и в конце строки. Читаем абзац чтением вслух и отвечаем на вопрос – Что запомнили?

Нельзя забывать о таком приёме, как частота тренировочных упражнений. И здесь чрезвычайно важно общение с родителями. Рекомендую им дома читать с детьми ежедневно, небольшие рассказы вслух и “глазами” и обязательно с часами. Каждый раз дети читают быстрее на 1-2 слова.

Учащиеся ведут тетради по технике чтения, в которых записывают, что читали и какое количество слов в минуту. И здесь обязательно нужен контроль со стороны родителей.

Использование всех этих упражнений помогает совершенствованию техники чтения и развития речи учащихся.

К концу первого полугодия 2 класса дети читают от 50 до 90 слов/минуту при норме чтения на конец 2 класса – 50-60 слов/минуту.