Модель этнокультурного образовательного и воспитательного пространства школы

Разделы: Администрирование школы


В 2003–2004 учебном году школа № 89 Ново-Савиновского района города Казани получила статус школы с этнокультурным русским компонентом, но много раньше администрация и педагогический коллектив начали разработку концепции развития образовательного учреждения с учетом требований, заявленных в Российской концепции модернизации образования.

Задачей школы стало последовательное развитие и совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей культуры мира. С 2001 года в школе ведется работа, направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса, создание этнокультурной образовательной и воспитательной среды.

Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармонической личности, патриота своей Родины, человека высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.

В ходе реализации программы развития школы стало ясно, что основная нагрузка по решению задачи воспитания любви к Родине, к её культурному наследию, чувства долга, ответственности за судьбу родного края ляжет на предметы гуманитарного цикла.

Одним из способов внедрения этнокультурного компонента стала корректировка учебного плана и программ, а также разработка и внедрение педагогических технологий и авторских, модифицированных программ, отражающих основные направления школы с этнокультурным русским компонентом.

Этнокультурный компонент в учебных предметах представлен тремя уровнями: выделены предметы, составляющие профильное ядро (русский язык и литература), предметы прикладного обеспечения (иностранный язык /английский, немецкий/, татарский язык, татарская литература, информатика, история России, всеобщая история, история Татарстана, обществознание, музыка, изобразительное искусство, художественный труд) и предметы, составляющие общекультурное окружение (математика, окружающий мир, география, биология, физика, химия, технология, физическая культура). Сближение предметов при этом достигается через разработку единой содержательной линии, интегрированной во все школьные предметы, профильное и дополнительное образование. Формой реализации единой составляющей стала проектная деятельность.

Естественно, что в курсе математики трудно выделить место для исторического материала, который бы позволил расширить знания детей об этой древнейшей науке, повысив тем самым их познавательные интересы, а на уроках истории и литературы вряд ли уделишь внимание математике. Именно единая составляющая позволяет дополнить образовательное поле такими фактами, которые в сочетании с другими предметами помогут сформировать целостную картину мира. Так, в школе было реализовано четыре межпредметных проекта: “О спорт! Ты – мир!” (5-й класс), “Русская равнина” (6-й класс), “Русь хлебосольная” (7-й класс) и “Золотые купола” (8-й класс). В организации подобных проектов особенно важен организационный этап, на котором творческая группа учителей-предметников, работающих в данном классе, составляет лист согласования учебных программ и выделяет ключевые идеи, образы, понятия, которые станут своеобразными скрепами между предметами профильного ядра, прикладного обеспечения и общекультурного окружения.

Созданные учителями школы элективные курсы и традиционные учебные предметы, обогащенные этнокультурным компонентом, позволяют учащимся изучать произведения народного творчества различных жанров и времен, знакомиться с выдающимися представителями науки России, оценить вклад России в мировую культуру. Учителями школы разработаны элективные курсы “Русский язык в диалоге культур”, “Деловой русский язык”, “Великие люди России”, “Налогообложение в России”, “Основы Российского предпринимательства”. Проводятся уроки “ Игры народов мира”, “Народный танец”, “Изобразительное и декоративно-прикладное искусство”.

Важным результатом работы по организации единой составляющей стал её выход во внеурочную деятельность. Шестой год в школе работает Малая Школьная Академия (МАША), самостоятельное формирование, которое объединяет учащихся, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний по отдельным предметам. Цель МАШи – расширение кругозора учащихся, их активное включение в процесс самообразования и саморазвития, повышение уровня знаний и эрудиции в различных областях науки. Результаты исследовательской деятельности представляются на ежегодной общешкольной конференции “Мы – дети ХХI века”.

С момента подключения школы к сети Интернет школьники получили возможность участвовать в дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах Всероссийского и международного уровня. Так, только в течение последних трех лет учащиеся школы дважды становились призерами Международного телекоммуникационного проекта “Гео-квест”, победителями Всероссийских телекоммуникационных проектов “Пушкиниана” (5-й класс), “Путешествие по Европе” (8-й класс), “Лермонтов – ночное светило русской поэзии” (10-й класс), “История на страницах литературного произведения” (10-й класс), победителями Всероссийской телекоммуникационной викторины по русскому языку и истории, проводимой Воронежским государственным педагогическим университетом, лауреатами Всероссийского фестиваля исследовательских работ “Портфолио”.

Столь значимые для школы достижения стали результатом реализации проекта “Пресс-центр”, который включает в себя школьный радиоузел, газету “Микроскоп” и сайт школы (www.s89.info), делающий образовательное пространство учебного заведения открытым и готовым к любым контактам.

На этапе становления школы с этнокультурным компонентом, внедрения и тиражирования в учебном процессе разработанных программ, была осознана необходимость создания программы воспитательной работы, включающей традиционные для общеобразовательного учреждения направления, учитывающей интересы всех субъектов учебно-воспитательного процесса: учащихся, учителей, родителей.

Система воспитательной работы построена на интеграции двух программ: программы клубных дел для 1–4-х классов и программы “Истоки” для среднего и старшего звена.

Программа клубных дел представляет собой систему четырех проектов (“Я и природа”; “Я и Отечество”; “Наши традиции”; “Я и школа”) и предусматривает следующую деятельность по реализации проектов: систему классных часов, видеолекторий, экскурсии, художественно-прикладное творчество, осуществление коллективных и индивидуальных творческих дел. В программе “Истоки” три целевых проекта: “Россиянин”, “Традиция”, “Мир семьи”. Они также имеют дидактическое и методическое обеспечение в виде программы классных часов и общешкольных мероприятий.

Сочетание дополнительного и базового школьного образования, включающего все образовательные области и направления деятельности, сокращает пространство девиантного поведения школьников, решает проблему занятости и развития детей. Направлением деятельности дополнительного образования являются художественное и литературное творчество. В школе работает литературное общество, открыт этнографический уголок культуры татарского народа, ежегодно проводятся праздники русской и татарской фольклорной песни, День славянской письменности, День родного языка, Всемирный день грамотности, Неделя почтового письма, Масленица, День литературного веселья, Рождественские встречи, Оранжевый рок-фестиваль.

Таким образом, творческое отношение к воспитанию школьников, бережно хранимые и преподаваемые традиции школы, достаточный уровень базовых знаний учащихся, обогащенный национальными традициями, позволяют школе стать воспитывающей средой, влияющей на личностное развитие ребенка и содействующей его вхождению в современную культуру.

Cхема