Цели: знать способы решения показательных уравнений с использованием свойств показательной функции. Уметь их решать.
Эпиграф: “Настоящий ученик умеет выводить известное из неизвестного и этим приближается к учителю.” Гёте И.
План:
- Повторение.
- Изучение нового материала.
- Подведение итогов изучения нового материала.
- Закрепление.
- Самостоятельная работа.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
ХОД УРОКА
1. Повторение.
1. Выступление кадета: “Процессы органического роста описываются функциями вида
Примеры:
- С изменением высоты h над уровнем моря атмосферное давление p изменяется по закону где – давление на уровне моря, а – постоянная.
- Рост древесины происходит по закону , где t – время, – начальное количество древесины.
- Размножение бактерий (например в пивных дрожжах) происходят по закону: , где t – время, – количество бактерий в момент t = 0.
- Распад радия протекает по закону: , где t – время, – начальное количество радия при t=0.
2. Повторение показательной функции.
- Определение показательной функции.
- Свойства показательной функции.
II. Изучение нового материала.
1. Вводная часть.
Рассмотрим простейшее показательное уравнение
где а>0,
Из области значений показательной функции следует, что при в = 0 или в < 0 уравнение корней не имеет; при в >0 уравнение имеет единственный корень.
Продемонстрируем число корней уравнения с помощью графика показательной функции.
При в= 0 или в < 0 прямая у = в не пересекает график показательной функции, значит, уравнение не имеет корней; при в > 0 прямая у=в пересекает график в единственной точке, значит уравнение имеет единственный корень. Для решения уравнение представляем в виде
2. Изучение нового материала проведем в форме игры “Лабиринт”.
Класс разбит на 3 группы.
Условия игры:
- Каждая группа разбирает из учебника автор Колмогоров А.Н. на стр. 221 пример 1, записывают в тетрадях.
- Получают карточку с типовым примером, тем самым переходят к первому этапу лабиринта. Решают уравнение, записывают в тетрадях, находят верный ответ подходят к доске, забирают ответ в кружочке и если под ним указана стрелка, то группа вышла из лабиринта и имеет право на переход по второму этапу. Если под кружочком нет стрелки, то уравнение решено неверно и группа ищет ошибку, пока ее не найдёт.
- Разбирают из учебника пример 2, записывают в тетрадях.
- Получают следующую карточку и переходят по второму этапу игры. Выигрывает та группа, которая выйдет из лабиринтов первой, взяв последний кружочек, увидит на обратной стороне слово “победа”. Остальные группы продолжают игру.
Победившая группа рассматривает пример 8 из учебника, разбирает решение и один из членов группы объясняет у доски решение системы уравнений. Все записывают решение в тетрадях.
III. Подведение итогов изучения нового материала.
Способы решения показательного уравнения:
- приведение к одному основанию;
- вынесение общего множителя за скобки;
- замена переменной.
IV. Закрепление.
1. Устно.
Решите уравнения:
1) 2) 3) 4) 5) 6)
2. Письменно.
№ 463 (а, б)
№ 464 (а, б)
№ 465 (а, б)
№ 469 (а)
№ 441 (а)
№ 471 (а)
V. Самостоятельная работа (по карточкам, задания дифференцированы).
VI. Домашнее задание.
п. 3 (1), № 468 (а, б), № 470 (а, б), № 471 (б).
VII. Итог урока.
Перечислить рассмотренные способы решения показательных уравнений.