Модуль № 1. Река и её части. Особенности жизни реки.
УЭ-0.
Определение темы.
Летом бежит,
Зимой спит.
Весна настала, опять побежала. (река).
Цели:
- Сформировать понятие исток, устье, долина, русло, речная система, водораздел, водопад, пороги, питание и режим реки.
- Научиться составлять схемы-рисунки по тексту учебника; выстраивать логические цепочки, формулы.
- Закрепить умения сравнивать, находить отличительные признаки равнинной и горной реки.
- Закрепить умение работать с физической картой, учебником.
УЭ-1
Цель: Проверить знания учащихся по теме “Подземные воды”.
1. Внимательно прочитайте задание. Подбери пару:
1. Водоупорные породы 2. Грунтовые воды 3. Артезианские воды 4. Подземные воды 5. Источник 6. Минеральные воды 7. Водопроницаемые породы 8. Межпластовые воды 9. Водоносный слой |
а) вода, находящаяся в земной коре б) горные породы, пропускающие воду в) горные породы, не пропускающие воду г) слой, насыщенный водой д) вода в верхнем водоносном слое е) вода между двумя водоупорными пластами ж) место выхода грунтовых вод на поверхность з) подземные воды, насыщенные газами и) самофонтанирующие подземные воды. |
2. Выполните его.
3. Поменяйтесь своей работой с товарищем.
4. Проверьте работу и поставьте отметку.
Критерии отметок:
- “5” - 9 правильных ответов,
- “4” - 7-8 правильных ответов,
- “3” - 5-6 правильных ответов.
УЭ-2.
Цели:
- Сформировать понятия исток, русло, устье, река, приток, речная система.
- Установить связь между этими понятиями.
- Вопрос- рассуждение: Что такое река?
- Работа с текстом учебника стр.87 [1]. Проверьте насколько верно ваше предположение.
- С помощью рисунка 57 стр.87 учебника[1] сформулируйте понятия: русло, речная долина.
- Изобразите цепочку взаимозависимости понятий: река, русло, речная долина.
- С помощью текста стр.87-88 учебника [1]составьте схему-рисунок “Части реки”, “Виды истоков”.
- Попробуйте ответить на вопросы:
- Как определить на карте начало реки?
- Каким бывает исток? Что это такое?
- Каким бывает устье? Что это такое?
- Что такое приток? Как определить правый или левый приток?
- Почему течёт река?
- Что такое речная система?
- Составьте логическую формулу понятия “речная система”.
УЭ-3.
Цель: Закрепить знания об истоке, устье, притоках, используя физическую карту.
1. На физической карте найдите:
- исток р. Ангара - оз. Байкал
- исток р. Терек - г. Кавказ
- исток р. Оби - слияние р.Бия и р.Катунь
- устье р. Ока, Кама - р.Волга
- устье р. Ангара - р.Енисей
- устье р. Енисей - море Карское
- устье р. Волга - Каспийское море.
2. Определите правый и левый приток у рек Волга, Обь, Лена, Енисей.
УЭ-4.
Цели:
- Сформировать понятия водосборный бассейн и водораздел.
- Установить взаимозависимую связь между этими понятиями.
- Рассмотрите рис.58 стр. 89-90 учебника[1]. Ознакомьтесь с текстом стр.88 п.2. учебника[1]
- Изобразите в виде схемы- рисунка понятия водосборный бассейн и водораздел.
- Ответьте на вопрос: какими формами рельефа может быть водораздел?
- С помощью кругов покажите взаимозависимость этих понятий.
УЭ-5.
Цель: Закрепить знания о водосборном бассейне и водоразделе, используя физическую карту.
- Найдите на карте Уральские горы. Они являются водоразделом двух водосборных бассейнов крупных рек. Каких?
УЭ-6.
Цели:
- Установить от чего зависит направление и скорость реки.
- Закрепить умения сравнивать находить черты сходства и отличия.
- Рассмотрите рис.57 стр.87 и рис.60 стр.92 учебника[1].
- Ознакомьтесь с текстом стр.91-92 учебника[1].
- Прочитайте задания и опишите равнинную и горную реку, используя предложенный перечень слов. (работа в группах).
Составь характеристику реки, используя слова: узкая, извилистое, неглубокое, быстрое, широкая, холодная, спокойно, шумно, узкое, мутное, глубокое, медленно, высоко в горах, на небольшой высоте.
УЭ-7.
Цели:
- Сформировать понятия пороги и водопад через вопросы-рассуждения.
- Закрепить эти понятия, используя физическую карту.
- Выслушайте внимательно объяснение учителя.
- Рассмотрите рис.61 и 62 стр.93 учебника[1].
- Запишите в тетрадь определения “водопад”, “пороги”.
- Ответьте на вопросы:
- Из чего состоит земная кора?
- Какие горные породы быстрее разрушаются? Почему?
- Почему горные реки не судоходны?
- Чем водопад отличается от порогов?
- 5. Найдите на физической карте:
- водопад Анхель (р. Ориноко)
- водопад Неагарский (Великие Озёра).
УЭ-8.
Цели:
- Сформировать понятия “питание” и “режим” реки.
- Установить взаимосвязь между ними.
- Используя текст учебника стр.90 п.3 учебника[1] составьте схему “ Питание реки”.
- В качестве примера приведите реки с различными типами питания.
- Выслушайте внимательно объяснения учителя о режиме реки.
- По ходу объяснения заполните таблицу.
Времена года Режим реки
УЭ-9.
Цель: Рефлексия урока.
- Беседа по вопросам:
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Что лучше всего получилось?
- Понравилась тема урока?
- Самооценка. Взаимооценка. Оценка учителя.
УЭ-10.
Домашнее задание.
Параграф 30. Записи в тетради. Знать географические объекты по теме “Реки”. Задание по рис.59стр.91 учебника [1] (для сильных учащихся).Как изменится режим реки после строительства водохранилища?
Модуль № 2. Путешествие по реке (игра ).
УЭ-1.
Цели:
- Научиться определять географическое положение реки.
- Закрепить умения работать с физической картой; определять стороны горизонта и длину реки.
- Закрепить умения работать с справочно-информационным материалом.
- Откройте учебник [1] на стр.94. Используя таблицу 5, опишите географическое положение реки Енисей.
- С помощью физической карты совершите
путешествие по реке Енисей.
Составьте схему-рисунок своего путешествия. - Заполните таблицу, используя физическую карту.
Название | Иртыш | Ангара | Нил | Амазонка | Обь | Лена |
1.Исток | ||||||
2.Направление | ||||||
3.Длина | ||||||
4.Притоки | ||||||
5.Устье | ||||||
6.Бассейн | ||||||
7.Рельеф | ||||||
8.Материк |
4. С помощью справочно-информационного материала определите:
- самую длинную реку миру, России ;
- самую многоводную реку мира, России;
- самую большую реку по площади бассейна в мире, России.
Самые длинные реки мира.
Река | Длина, км | Материк | Крупные притоки |
Нил (с Кагерой) Миссисипи (с Миссури) Амазонка (с Мараньоном) Янцзы Обь (с Иртышом) Хуанхэ Меконг Амур (с Аргунью) Лена Парана Конго |
6671 6420 6400 5800 5410 4845 4500 4440 4400 4380 4320 |
Африка Северная Америка Южная Америка Евразия Евразия Евразия Евразия Евразия Евразия Южная Америка Африка |
Голубой Нил, Атбара Миссури, Огайо Укаяли, Журуа Ялунцзян Иртыш,Ишим Хуайхэ Сан, Конг Уссури,Зея, Бурея Алдан,Вилюй Парагвай Луалаба, Касаи |
Реки с наибольшей многоводностью.
Реки | Годовой сток, км3 |
Амазонка Конго Янцзы Ориноко Парана Енисей Миссисипи Лена Меконг |
6915 1419 995 914 725 610 580 532 510 |
Реки с наибольшей площадью бассейна.
Реки | Площадь бассейна, тыс. км2 |
Амазонка Конго Миссисипи Обь Нил Парана Енисей Лена Нигер Амур |
7180 3691 3268 2990 2870 2663 2580 2490 2092 1855 |
5. На контурной карте нанесите бассейны и водороздел Волги и Оби.
Модуль № 3. Практическая работа.
УЭ-1.
Цели:
- Закрепить умения сопоставлять физическую и контурную карты.
- Проверить знания географических объектов и терминов по теме “ Реки”.
1. Нанесите на контурную карту географические объекты. (работа выполняется по двум вариантам).
1.вариант. | 2.вариант. | ||
а) | Волга | а) | Енисей |
Ока | Ангара | ||
Кама | Обь | ||
Лена | Амазонка | ||
Нил | Амударья | ||
водопад Ниагарски | водопад Анхель |
б) | водораздел | б) | водораздел |
Енисей- Лена | Волга- Обь |
2. Опишите географическое положение реки:
Амазонка | Нил |
Иртыш | Ангара |
3. Выполните задания: тест-задание, понятия - определения.
Тест-задание.
1. Самая длинная река в мире – это:
а). Конго
б). Амазонка
в). Нил
г). Миссисипи
2. Самая длинная река России- это:
а). Волга
б). Амур
в). Енисей
г). Обь.
3. Самая многоводная река в мире – это:
а). Амазонка
б). Конго
в). Янцзы
г). Нил.
4. Самая многоводная река России- это:
а). Обь
б). Лена
в). Енисей
г). Нева.
5. Самый высокий водопад в мире – это:
а). Виктория
б). Анхель
в). Игуасу
г). Ниагара.
Подбери пару понятие- определение.
1. русло | а). место начало реки |
2. паводок | б). место впадения реки в другую реку, море |
3. устье | в). река со всеми притоками |
4. водораздел | г). площадь водосбора реки с притоками |
5. речная система | д). граница двух речных бассейнов |
6. исток | е). понижение в рельефе, где течёт река |
7. половодье | ж). углубление, где воды реки текут постоянно |
8. бассейн реки | з). часть речной долины, затапливаемая в половодье |
9. речная долина | и). регулярный разлив воды реки |
10. пойма | к). внезапны |
4. Покажите на физической карте мира: Енисей, Лена, Обь, Иртыш, Ангара, Волга, Кама, Амур, Амударья, Терек, Амазонка, Нил, Конго, вд. Анхель, вд. Ниагарский.
Используемая литература.
1. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2005. – 174, [2] с.