Модульная технология на уроках географии

Разделы: География


Модуль № 1. Река и её части. Особенности жизни реки.

УЭ-0.

Определение темы.

Летом бежит,

Зимой спит.

Весна настала, опять побежала. (река).

Цели:

  1. Сформировать понятие исток, устье, долина, русло, речная система, водораздел, водопад, пороги, питание и режим реки.
  2. Научиться составлять схемы-рисунки по тексту учебника; выстраивать логические цепочки, формулы.
  3. Закрепить умения сравнивать, находить отличительные признаки равнинной и горной реки.
  4. Закрепить умение работать с физической картой, учебником.

УЭ-1

Цель: Проверить знания учащихся по теме “Подземные воды”.

1. Внимательно прочитайте задание. Подбери пару:

1. Водоупорные породы
2. Грунтовые воды
3. Артезианские воды
4. Подземные воды
5. Источник
6. Минеральные воды
7. Водопроницаемые породы
8. Межпластовые воды
9. Водоносный слой
а) вода, находящаяся в земной коре
б) горные породы, пропускающие воду
в) горные породы, не пропускающие воду
г) слой, насыщенный водой
д) вода в верхнем водоносном слое
е) вода между двумя водоупорными пластами
ж) место выхода грунтовых вод на поверхность
з) подземные воды, насыщенные газами
и) самофонтанирующие подземные воды.

2. Выполните его.

3. Поменяйтесь своей работой с товарищем.

4. Проверьте работу и поставьте отметку.

Критерии отметок:

  • “5” - 9 правильных ответов,
  • “4” - 7-8 правильных ответов,
  • “3” - 5-6 правильных ответов.

УЭ-2.

Цели:

  1. Сформировать понятия исток, русло, устье, река, приток, речная система.
  2. Установить связь между этими понятиями.
    1. Вопрос- рассуждение: Что такое река?
    2. Работа с текстом учебника стр.87 [1]. Проверьте насколько верно ваше предположение.
    3. С помощью рисунка 57 стр.87 учебника[1] сформулируйте понятия: русло, речная долина.
    4. Изобразите цепочку взаимозависимости понятий: река, русло, речная долина.
    5. С помощью текста стр.87-88 учебника [1]составьте схему-рисунок “Части реки”, “Виды истоков”.
    6. Попробуйте ответить на вопросы:
      • Как определить на карте начало реки?
      • Каким бывает исток? Что это такое?
      • Каким бывает устье? Что это такое?
      • Что такое приток? Как определить правый или левый приток?
      • Почему течёт река?
      • Что такое речная система?
    7. Составьте логическую формулу понятия “речная система”.

УЭ-3.

Цель: Закрепить знания об истоке, устье, притоках, используя физическую карту.

1. На физической карте найдите:

  • исток р. Ангара - оз. Байкал
  • исток р. Терек - г. Кавказ
  • исток р. Оби - слияние р.Бия и р.Катунь
  • устье р. Ока, Кама - р.Волга
  • устье р. Ангара - р.Енисей
  • устье р. Енисей - море Карское
  • устье р. Волга - Каспийское море.

2. Определите правый и левый приток у рек Волга, Обь, Лена, Енисей.

УЭ-4.

Цели:

  1. Сформировать понятия водосборный бассейн и водораздел.
  2. Установить взаимозависимую связь между этими понятиями.
  1. Рассмотрите рис.58 стр. 89-90 учебника[1]. Ознакомьтесь с текстом стр.88 п.2. учебника[1]
  2. Изобразите в виде схемы- рисунка понятия водосборный бассейн и водораздел.
  3. Ответьте на вопрос: какими формами рельефа может быть водораздел?
  4. С помощью кругов покажите взаимозависимость этих понятий.

УЭ-5.

Цель: Закрепить знания о водосборном бассейне и водоразделе, используя физическую карту.

  1. Найдите на карте Уральские горы. Они являются водоразделом двух водосборных бассейнов крупных рек. Каких?

УЭ-6.

Цели:

  1. Установить от чего зависит направление и скорость реки.
  2. Закрепить умения сравнивать находить черты сходства и отличия.
  1. Рассмотрите рис.57 стр.87 и рис.60 стр.92 учебника[1].
  2. Ознакомьтесь с текстом стр.91-92 учебника[1].
  3. Прочитайте задания и опишите равнинную и горную реку, используя предложенный перечень слов. (работа в группах).

Составь характеристику реки, используя слова: узкая, извилистое, неглубокое, быстрое, широкая, холодная, спокойно, шумно, узкое, мутное, глубокое, медленно, высоко в горах, на небольшой высоте.

УЭ-7.

Цели:

  1. Сформировать понятия пороги и водопад через вопросы-рассуждения.
  2. Закрепить эти понятия, используя физическую карту.
  1. Выслушайте внимательно объяснение учителя.
  2. Рассмотрите рис.61 и 62 стр.93 учебника[1].
  3. Запишите в тетрадь определения “водопад”, “пороги”.
  4. Ответьте на вопросы:
    • Из чего состоит земная кора?
    • Какие горные породы быстрее разрушаются? Почему?
    • Почему горные реки не судоходны?
    • Чем водопад отличается от порогов?
  5. 5. Найдите на физической карте:
    1. водопад Анхель (р. Ориноко)
    2. водопад Неагарский (Великие Озёра).

УЭ-8.

Цели:

  1. Сформировать понятия “питание” и “режим” реки.
  2. Установить взаимосвязь между ними.
  1. Используя текст учебника стр.90 п.3 учебника[1] составьте схему “ Питание реки”.
  2. В качестве примера приведите реки с различными типами питания.
  3. Выслушайте внимательно объяснения учителя о режиме реки.
  4. По ходу объяснения заполните таблицу.
Времена года Режим реки
   

УЭ-9.

Цель: Рефлексия урока.

  1. Беседа по вопросам:
    • Что нового узнали?
    • Чему научились?
    • Что лучше всего получилось?
    • Понравилась тема урока?
  2. Самооценка. Взаимооценка. Оценка учителя.

УЭ-10.

Домашнее задание.

Параграф 30. Записи в тетради. Знать географические объекты по теме “Реки”. Задание по рис.59стр.91 учебника [1] (для сильных учащихся).Как изменится режим реки после строительства водохранилища?

Модуль № 2. Путешествие по реке (игра ).

УЭ-1.

Цели:

  1. Научиться определять географическое положение реки.
  2. Закрепить умения работать с физической картой; определять стороны горизонта и длину реки.
  3. Закрепить умения работать с справочно-информационным материалом.
  1. Откройте учебник [1] на стр.94. Используя таблицу 5, опишите географическое положение реки Енисей.
  2. С помощью физической карты совершите путешествие по реке Енисей.
    Составьте схему-рисунок своего путешествия.
  3. Заполните таблицу, используя физическую карту.
Название Иртыш Ангара Нил Амазонка Обь Лена
1.Исток            
2.Направление            
3.Длина            
4.Притоки            
5.Устье            
6.Бассейн            
7.Рельеф            
8.Материк            

4. С помощью справочно-информационного материала определите:

  • самую длинную реку миру, России ;
  • самую многоводную реку мира, России;
  • самую большую реку по площади бассейна в мире, России.

Самые длинные реки мира.

Река Длина, км Материк Крупные притоки
Нил (с Кагерой)

Миссисипи (с Миссури)

Амазонка (с Мараньоном)

Янцзы

Обь (с Иртышом)

Хуанхэ

Меконг

Амур (с Аргунью)

Лена

Парана

Конго

6671

6420

6400

5800

5410

4845

4500

4440

4400

4380

4320

Африка

Северная Америка

Южная Америка

Евразия

Евразия

Евразия

Евразия

Евразия

Евразия

Южная Америка

Африка

Голубой Нил, Атбара

Миссури, Огайо

Укаяли, Журуа

Ялунцзян

Иртыш,Ишим

Хуайхэ

Сан, Конг

Уссури,Зея, Бурея

Алдан,Вилюй

Парагвай

Луалаба, Касаи

Реки с наибольшей многоводностью.

Реки Годовой сток, км3
Амазонка

Конго

Янцзы

Ориноко

Парана

Енисей

Миссисипи

Лена

Меконг

6915

1419

995

914

725

610

580

532

510

Реки с наибольшей площадью бассейна.

Реки Площадь бассейна, тыс. км2
Амазонка

Конго

Миссисипи

Обь

Нил

Парана

Енисей

Лена

Нигер

Амур

7180

3691

3268

2990

2870

2663

2580

2490

2092

1855

5. На контурной карте нанесите бассейны и водороздел Волги и Оби.

Модуль № 3. Практическая работа.

УЭ-1.

Цели:

  1. Закрепить умения сопоставлять физическую и контурную карты.
  2. Проверить знания географических объектов и терминов по теме “ Реки”.

1. Нанесите на контурную карту географические объекты. (работа выполняется по двум вариантам).

1.вариант. 2.вариант.
а) Волга а) Енисей
Ока Ангара
Кама Обь
Лена Амазонка
Нил Амударья
водопад Ниагарски водопад Анхель
б) водораздел б) водораздел
Енисей- Лена Волга- Обь

2. Опишите географическое положение реки:

Амазонка Нил
Иртыш Ангара

3. Выполните задания: тест-задание, понятия - определения.

Тест-задание.

1. Самая длинная река в мире – это:

а). Конго
б). Амазонка
в). Нил
г). Миссисипи

2. Самая длинная река России- это:

а). Волга
б). Амур
в). Енисей
г). Обь.

3. Самая многоводная река в мире – это:

а). Амазонка
б). Конго
в). Янцзы
г). Нил.

4. Самая многоводная река России- это:

а). Обь
б). Лена
в). Енисей
г). Нева.

5. Самый высокий водопад в мире – это:

а). Виктория
б). Анхель
в). Игуасу
г). Ниагара.

Подбери пару понятие- определение.

1. русло а). место начало реки
2. паводок б). место впадения реки в другую реку, море
3. устье в). река со всеми притоками
4. водораздел г). площадь водосбора реки с притоками
5. речная система д). граница двух речных бассейнов
6. исток е). понижение в рельефе, где течёт река
7. половодье ж). углубление, где воды реки текут постоянно
8. бассейн реки з). часть речной долины, затапливаемая в половодье
9. речная долина и). регулярный разлив воды реки
10. пойма к). внезапны

4. Покажите на физической карте мира: Енисей, Лена, Обь, Иртыш, Ангара, Волга, Кама, Амур, Амударья, Терек, Амазонка, Нил, Конго, вд. Анхель, вд. Ниагарский.

Приложение

Используемая литература.

1. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2005. – 174, [2] с.