Урок математики в 6-м классе "Решение уравнений"

Разделы: Математика


Тема: решение уравнений.

Тип урока: урок повторения.

Характеристика урока: На предыдущих уроках учащиеся научились решать уравнения, применяя правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую. Знают правила умножения и деления обеих частей уравнения на одно и то же число, не равное нулю. На предстоящем уроке расширяются и углубляются ЗУНы учащихся по теме, повторяются все изученные правила. На уроке применяется местный, исторический материал.

Цели урока:

а) образовательная: повторение правил, систематизация, углубление и расширение ЗУНов учащихся по решению линейных уравнений;

б) развивающая: развитие гибкости мышления, памяти, внимания и сообразительности;

в) воспитательная: привитие интереса к предмету и к истории родного края.

Оборудование урока: карточки для устной работы, плакаты, жетоны, карта, проектор.

Выбор методов обучения: основные методы – самостоятельная работа, частично-поисковый.

Форма организации: индивидуально-групповая.

Структура урока:

1. Организационный этап

2. Проверка домашнего задания

3. Повторение

4. Информация о домашнем задании

5. Подведение итогов урока. Оценивание

Девиз урока: “Учиться можно только весело, чтобы переварить знания нужно поглощать их с аппетитом!” . Анатоль Франс

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

Взаимное приветствие; психологический настрой; организация внимания.

Учитель: я надеюсь, что у вас сегодня веселое настроение и мы будем на этом уроке “поглощать” знания с большим аппетитом. Оценивание за урок проведем следующим образом: на партах у вас жетончики и коробки. За каждый правильный ответ вы сами кладете в свою коробку жетоны. Кто наберет наибольшее количество жетонов, у того оценка будет выше.

2. Этап проверки домашнего задания.

1. Проверка домашнего задания у доски. (Двое учащихся выполняют № 1342, № 1311).

2. Устная работа с классом:

а) раскройте скобки: -2 (-4а+5)-(3а +)

10 (7,8 – 1,8х) + 3 (-2,5-3х)

(3,6а – 3в) -3,5(а-0,2 в)

б) приведите подобные слагаемые:

10а +в – 10в – а

-10у +6х – 4у – 6х

х - у- х +у

в) -18 - 46 =

: 16=

-77=

: (-3)=

3. Фронтальная проверка домашнего задания, установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися. Дополнительные вопросы, ученикам, работавшим у доски и оценивание их работ.

3. Этап повторения.

1. Упражнения на развитие внимания и логического мышления:

а) Рассматривая элементы верхней строки установите связь между ними. Затем рассуждая аналогично, найдите недостающие элементы нижней строки.

2х – 3 = 5
8 – х = 2

2 + х = 5
9х – 5 = х - 5

7х -1 = х + 4
5х + 3 = х +6

2. Групповая работа.

Прочти слово:

I группа

а) 14 + 5х = 4х +3х

б) 3а + 5 = 8а – 15

в) 3,6 + 2х = 5х + 1,2

II группа

а) 4х +12 = 3х +8

б) 3х – 17 = 8х + 18

в) 0,8у + 1,4 = 0,4у – 2,6

 

-4

7

-10

-7

4

0,8

б

а

р

е

л

и

Объединив ответы, мы получим одно слово – фамилию.

Учитель: Кто он Алибер? Что вы знаете об этом человеке? (Краткий рассказ о Жан Пьер Алибере)

Жан Пьер Алибер родился в 1820 году во Франции. Первостатейный купец, промышленник Алибер, соединивший в себе качества романтика и прагматика, совершил подвиг преодоления стихии и обстоятельств в труднодоступных местах Сибири и в середине XIX века сделал всемирную славу русскому графиту.

Добыча и транспортировка графита с вершины гольца Батогол (местность в Окинском районе Республики Бурятия), сохраняющего неприступность и в наше время, обустройство технически совершенных шахтных сооружений, озабоченность бытом работников рудника, создание у подножия Батогола натурального хозяйства для обеспечения рудокопов достаточным количеством хлеба и мяса в рационе – все это заставляло современников Алибера восхищаться его деловыми и человеческими качествами, а местные охотники-сойоты считали его деяния божескими. На вершине Батогола, подверженный ураганным ветрам, он обустроил ипподром, возведя из камней пятиметровые стены, соорудил часовню и находил время любоваться звездным небом. На высоте 2210 метров над уровнем моря Алибер оборудовал лабораторию для наблюдения погоды.

Можно только поражаться умению и настойчивости Алибера, сумевшего не только разработать рудник, но и выводить графитную руду за несколько тысяч километров в город Нюрнберг на карандашную фабрику А.В.Фабера (в настоящее время фирма Фабер – Кастелль).

Деятельность Алибера была по достоинству оценена в России и в Европе.

На родине Алибера в музее Риома хранятся реликвии, собранные Алибером во время путешествия по Сибири и Дальнему Востоку, на одном из горных курортов Франции сохранились построенные Алибером копии строений Батогольского рудника. Музей фирмы Фабер-Кастелль в Германии содержит образцы продукции, производившейся из поставлявшейся Алибером графитовой руды.

  • Задание I группы.

Решив уравнение, вы узнаете за сколько километров отправлялся алиберовский графит.

=

  • Задание II группы.

Решив задачу, вы узнаете расстояние от нашего села Сорок до м. Батогол.

Расстояние от с.Сорок до м.Батогол верхом на лошади можно пройти за 6 часов, а на грузовой машине за 3 часа. Найдите это расстояние, если скорость машины (по этой дороге) больше, чем скорость всадника на 15 км/ч.

  • Подведение итогов групповой работы.

3. Резервное задание.

Учитель: Ребята, вы решаете уравнения. А кто же их придумал?

Раньше уравнения решались без букв, с помощью геометрических построений. Одна из первых попыток введения буквенной символики для записи уравнений принадлежит греческому математику Диофанту.

В одной из старинных рукописей жизнь Диофанта описывается в виде задачи, представляющей эпитафию (надгробную надпись на могиле). Решив задачу, вы узнаете, сколько лет прожил Диофант (условие задачи проецируется через проектор).

“Прах Диофанта гробница покоит; дивись ей – и камень
Мудрым искусством его скажет усопшего век.
Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком,
И половину шестой встретил с пушком на щеках.
Только минула седьмая, с подругою он обручился.
С нею пять лет проведя, сына дождался мудрец;
Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил,
Отнят он был у отца ранней могилой своей.
Дважды два года родитель оплакивал тяжкое горе,
Тут и увидел предел жизни печальной своей”.

4. Этап информации о домашнем задании.

Дается краткий инструктаж. Домашнее задание дифференцировано.

№ 1332 а) № 1330 выполнить всем.

№ 1332 б) № 1335 выполняют названные учащиеся.

5. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.

Литература

1. Книга для учителя. Я иду на урок. 6-й класс. Москва “Первое сентября” 2001 г.

2. А.Р.Рязанский, Е.А.Зайцев. Дополнительные материалы к уроку математики. Дрофа. Москва 2001 г.

3. Материалы музея Сорокской сойотской школы-интерната Окинского района Республики Бурятия.