Строение и функции кожи. 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Тема урока: Строение и функции кожи.

Цели:

  1. Продолжить изучение строения кожи в связи с функциями, углубить знания
  2. Развитие навыков самонаблюдения, работы с лабораторным оборудованием, реализовывать межпредметные связи, анализировать, применять имеющиеся знания на практике.
  3. Гигиеническое воспитание

Методы обучения: проблемный

Методические приемы:

  • самонаблюдение,
  • лабораторная работа,
  • обсуждение результатов,
  • систематизация информации,
  • индивидуальные сообщения,
  • элементы технологии развития критического мышления.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • цифровой микроскоп,
  • компьютер,
  • рельефная таблица “Кожа”,
  • лабораторное оборудование (зеркала, препаровальные иглы, салфетки, лупы, гвозди, винты.

Урок способствует развитию следующих компетенций:

  1. Ценностно-смысловая компетенция (материалистическое мировоззрение, ценностные ориентиры ученика)
  2. Общекультурная компетенция (роль науки в жизни человека, компетенция в бытовой сфере)
  3. Учебно-познавательная компетенция (элементы логической, общеучебной деятельности, анализ, рефлексия, самооценка)
  4. Информационная компетенция (поиск и анализ необходимой информации )
  5. Коммуникативная компетенция (навыки работы в группе, в коллективе)

Ход урока

Организационный момент (единые требования к учащимся).

1. Вызов.

Слайд 1.

Вы уже знакомы со строением и некоторыми свойствами кожи. Пользуясь разными источниками информации, личными наблюдениями, рисунками и текстом учебника, выполняя задания в рабочих печатных тетрадях, просматривая учебный кинофильм, вы сформировали определенные понятии о коже – важнейшем органе человеческого тела.

Выполните следующее задание:

Слайд 2.

Опыт 1. (Оттяните пальцами кожу на тыльной стороне кисти, сожмите и отпустите. Что происходит с кожей? Сделайте выводы о свойствах кожи)

В тетрадях записали: Опыт 1. Свойства кожи: эластичность, растяжимость.

А какой слой кожи придает ей эти свойства? Покажите на таблице.

У доски на рельефной таблице дети показывают и называют жировую клетчатку.

Слайд 3.

Опыт 2. Проведите самонаблюдение. Рассмотрите поверхность тыльной стороны кисти, а потом ладони. Повторите наблюдения, используя лупу.

А теперь посмотрим с помощью цифрового микроскопа (х60, х200 )

Что вы можете рассказать о покрове тела человека?

Какие функции он выполняет? (учебник с. 174)

1) защитная (от механич.возд., от проникновения микроорг., от высыхания)

2) осязание (рецепторы)

3) терморегуляция (пот, сосуды)

Покажите по таблице (у доски) структуры, с которыми связаны эти функции.

2. Осмысление.

ЦЕЛЬ УРОКА: Сегодня на уроке мы ПОДРОБНО изучим функции некоторых кожных структур в ходе лабораторной работы.

Слайд 4.

Опыт 3.Определение типов кожи на различных участках тела.

Рассмотрите лицо в зеркале и определите величину пор: а)поры незаметны б)поры крупные, отдельные участки напоминают корку апельсина.

Приложите к лицу бумажную салфетку и поочередно прижмите ее к разным участкам лица. На каких участках цвет салфетки изменился больше?

Слайд 5.

Результаты наблюдений оформите в таблице (используя значки +, ++, +++ )

Участки лица Величина пор Оттенок салфетки Тип кожи (сухая. норм., жирная)
1. Лоб      
2. Нос      
3. Щеки      
4. Подбородок      

Поднимите руки, у кого кожа на лице принадлежит к какому-то одному типу?

(обычно, комбинированная …)

Каковы правила ухода за жирной кожей?...За нормальной?

Покажите по таблице (на доске) поры сальных желез (…угри…уход…)

Слайд 6.

Опыт 4. Кожные рецепторы подушечек пальцев.

1. Рассмотрите в лупу папиллярный узор кончиков пальцев. Рассмотрите расположение завитков среднего пальца.

2. Положите перед собой в произвольном порядке гвоздь и 2 винта. Закройте глаза и, прокатывая предметы между ладонями, попытайтесь их различить. То же самое проделайте, прокатывая предметы между кончиками пальцев. В каком случае легче узнать предметы и почему?

(…различное количество рецепторов…показать по таблице…)

В криминалистике широко используются папиллярные линии для идентификации личности по отпечаткам пальцев…

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА о дактилоскопии…

Слайд 7.

Продолжим наше исследование.

Цель: изучить принцип функционирования рецепторов корней волос (рецепторы волоса возбуждаются при движении волос.

Длительное возбуждение рецепторов приводит к их торможению ).

Слайд 8.

Рецепторы корней волос.

1. Вспомните строение волоса (у доски). Как изменяется положение волос у собаки при агрессивном состоянии? Объясните выражение “ волосы встали дыбом”. Какова роль подкожных мышц в этом процессе?

2. Дотроньтесь карандашом до волос головы, а затем уберите его. Когда возникает ощущение прикосновения?

3. Почему не ощущается шапка на голове, одежда на теле, серьги в ушах?

Слайд 9.

Определение чувствительности кожи.

Аккуратно поставьте кончики препаровальных игл на 3-4 мм друг от друга одновременно на внутреннюю поверхность указательного пальца. Повторите то же … на расстоянии 1,5 мм. Сколько прикосновений вы чувствуете?

Слайд 10.

Проделайте аккуратно те же испытания с другими участками тела. Повторяйте каждый опыт 3-4 раза, каждый раз увеличивая расстояние между иглами на 1-3 мм.

Результаты опыта оформите в виде таблицы.

Слайд 11.

Участок тела Расстояние в мм. на кот. прикосновение двух игл ощущается как одно
1. Указательный палец  
2. Губы  
3. Щека  
4. Кончик носа  
5. Предплечье  

Сравните результаты и сделайте вывод о расположении чувствительных точек на коже.

У ДОСКИ по таблице покажите рецепторы…

Слайд 12.

При заболевании внутренних органов нарушается чувствительность кожи в области, строго соответствующей конкретному органу.

Массаж какой зоны следует делать больному воспалением легких? (… по рисунку )

… печени… почек…

…активные зоны…

ИТАК, функции каких структур кожи были определены в ходе лабораторной работы?

  • жировая клетчатка
  • потовые железы
  • сальные железы
  • волосы
  • рецепторы

Каково их значение?

А какие еще структуры кожи можно пронаблюдать с помощью лупы и цифрового микроскопа? Какова их роль?

(Сосуды – транспорт веществ, терморегуляция).

Слайд 13.

Температура поверхности кожи разных участков тела.

Как вы думаете, чем можно объяснить неодинаковую температуру кожи в разных участках?

(Глубина расположения сосудов, количество потовых желез, степень развития подкожной жировой клетчатки)…

Слайд 14.

Существуют различные методы определения температуры поверхности кожи. Здесь представлены два: 1)при помощи специальной угольно-черной жидкости и 2) имеющихся у нас в школе мак-буков мобильного компьютерного класса, у которых есть функция фотографирования в инфракрасных (ТЕПЛОВЫХ) лучах.

Какие участки лица самые холодные? …теплые?...

Слайд 15.

Диаграмма отдачи тепла организмом.

Исходя из этих данных мы видим, что почти треть отдаваемого тепла организмом осуществляется через кожу.

Это легко проверить на простом опыте. Поднесите ладонь к щеке на ра сстоянии 1 см. Вы почувствуете излучаемое тепло.

Отдача избытков тепла происходит через сосуды кожи, в которые может вместиться до 30% всей крови.

Что происходит с кожей, когда человек бледнеет, краснеет?

Слайд 16.

Закаливающее действие.

Регулярное закаливание приспосабливает организм к быстрой перестройке обмена веществ, к изменению теплоотдачи за счет изменения кровотока через кожу, изменения интенсивности потоотделения.

Кровоток может варьировать, теплоотдача увеличивается в 5-6 раз.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА “ Закаливание”.

Как вы понимаете следующее высказывание?

Слайд 17.

Запах бродяжничества – запах давно немытого тела.

Согласны ли вы со следующими гигиеническими требованиями?

Слайд 18.

  1. Кожу необходимо содержать в чистоте
  2. Кожу около раны необходимо обеззараживать
  3. Вредно длительно носить прорезиненную одежду и обувь
  4. Необходимо регулярно менять белье.
  5. Одежда и обувь должны быть свободными.
  6. Летом следует избегать одежды из синтетики, отдавая предпочтение хлопку.
  7. Детям следует одеваться теплее взрослых.

Слайд 19.

Какую помощь следует оказать пострадавшему животному?

Слайд 20.

Заполните таблицу

Правила гигиены Обоснование правил Последствия невыполнения
     
     
     
     
     
     
     
     

Какие же опасности подстерегают кожу ?

- Грязь, болезни (на чистой коже за 10 минут гибнет 85% болезнетворных бактерий, а на грязной - 5%.

- Травмы, ожоги, перегрев…

- Татуировки…

Слайд 21.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА. “О вреде татуировок”

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Итак, что нового о коже вы узнали на уроке?

Для чего вам нужны эти знания?

Почему кожу называют барьером между организмом и средой? Какие еще функции выполняет кожа?

Почему температура тела человека не повышается даже в очень жаркую погоду?

Почему при обширных ожогах (25% тела) наступает смерть организма?

Слайд 22.

Домашнее задание.

Список литературы:

  1. Сонин Н. И., Сапин М, Р. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учеб. завед.. – М.: Дрофа, 1999.
  2. Пугал Н. А., Козлова Т. А. Лабораторные и практические занятия п биологии: Человек и его здоровье: 8 кл. – М.: Владос, 2003.
  3. Муштавинская И. В. Будем знакомы: технология критического мышления, – Калининград: НОУ “УМЦ “Обучение”, 2002.
  4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. – СПб: “Речь”, 2003.