Отечественное образование стоит перед необходимостью перемен, направление которых пытаются предугадать представители науки и практики. Акцентируем внимание на одной из наиболее актуальных проблем в педагогике, которая характеризуется рассогласованием между потребностями общества, требованиями к профессиональной подготовке специалистов и уровнем их реальной подготовки. Это рассогласование особенно обострилось из-за использования новейших технологических и информационных систем, а также в связи с теми интеграционными процессами в мире, которые требуют довольно высокого, то есть качественного уровня образованности людей.
Внимание к проблемам качества образования объясняется потребностью в информации о реальных результатах обучения на всех уровнях. Развитие системы образования, изменения, происходящие вне и внутри её, предъявляют новые требования к качеству и содержанию информации о состоянии системы.
Возникло противоречие между зависимостью динамики качества образования от информационной базы и недостаточностью самой информационной базы.
Попытка осмысления противоречия привела к проблеме невозможности использования недостаточной информационной базы для повышения качества образования.
Отражение потребности сферы управления образовательными системами в повышении качества ее информационного обслуживания сфокусировало моё внимание на необходимости осуществления мониторинга качества образования как систему информационной базы деятельности завуча.
Цель работы предусматривает создание достаточной информационной базы для повышения качества образования.
Осуществление поставленной цели предполагает необходимым рассмотреть информационное обслуживание управления образованием как целостный процесс не только на уровне решения практических задач, но и на уровне теоретического анализа информационного обслуживания.
Основные задачи, запрограммированные целью работы, свелись к трем. Каждую оговорим последовательно.
1 задача. Исходя из особенностей и состояния нынешнего образования, необходимо рассмотреть сущностное понимание понятий: “образование”, “качество образования”.
Под качеством образования специалисты в области управления образованием понимают соотношение цели и результата, меру достижения цели.
В теоретических разработках существуют подходы разных мастеров педагогики к проблеме “качества образования”. Но наиболее притягателен, на мой взгляд, подход Шишова С.Е. и Кальней В.А.. Они характеризуют “качество образования, как социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности”.[3]
Значит, качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие компетенций участников образовательного процесса.
Мышление категориями компетенций требует глубоких изменений в сфере образования.
2 задача моей работы предполагает выяснить особенности и возможности мониторинга, и рассмотреть его как необходимый инструмент для создания информационной базы, то есть достаточно полного представления, а значит понимания процесса образования, его анализа, а тем более целенаправленного воздействия на него с целью повышения качества образования.
Ограничусь определением, “мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития”. [2]
Логично уточнить, а что же подразумеваем под управленческой информацией. “Управленческая информация – это совокупность достоверных сведений, фактов, данных, которые отражают состояние управляемой системы, и происходящие в ней изменения”. [1]
Применение мониторинга в системе образования может решить целый ряд проблем ее информационного обслуживания. Это обеспечит объективность, своевременность, надежность полученных данных, что в свою очередь позволит своевременно и адекватно реагировать на те или иные изменения обследуемого объекта.
3 задача. Создать достаточный объем информационной базы через выработку комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии качества образования.
Исходя из возможностей мониторинга и понимания качества образования, как некой компетенции, появилась необходимость создания системы информационного обеспечения, что было связано с отработкой технологии информационной базы.
- выстраивание структуры базы данных;
- определение элементарных единиц, то есть показателей необходимой информации.
Структура информационной базы данных и результатов образовательного процесса можно представить следующим образом.
Конкретное содержание такой информационной базы может варьироваться, исходя из того, что у руководителей образовательных учреждений различные возможности и потребности в получении управленческой информации.
Так как главными участниками образовательного процесса являются ученик и учитель, то информацию, необходимую для принятия управленческих решений, можно разделить на две основные составные мониторинга:
- Информация, связанная с деятельностью ученика;
- Информация, связанная с деятельностью учителя.
Кроме вышеназванных главных участников образовательного процесса есть и “второстепенные” действующие лица. Это администрация и представители вспомогательных служб (психолог, логопед, социальный педагог и т.д.), поэтому информацию о деятельности и возможностях этих служб представим также двумя блоками:
- информационная база деятельности администрации;
- информационная база деятельности вспомогательных служб.
Как надстройку над основными объектами структуры будем рассматривать аспекты внешней информации:
- информация о государственной стратегии;
- информация об общественном мнении.
Вернем свое внимание к главным составным информационной базы: информации о деятельности ученика и учителя. Каждая составная, в дальнейшем будем ее называть блоком, имеет несколько аспектов. Панорама аспектов блоков информации о деятельности ученика и учителя представлена в структуре информационной базы.
Каждый аспект, в свою очередь несет информацию о нескольких показателях деятельности ученика или учителя (они зафиксированы кружками).
Совокупность показателей может дать достаточно полное представление о состоянии образовательной системы, ее достижениях и пробелах, о качестве образования, то есть компетенции личности.
Подводя итог, смею еще раз отметить, что внимание к проблеме качества образования объясняется потребностью в информации о реальных результатах обучения на всех уровнях.
Реализация информационных потребностей возможна при создании специальной системы информационного обеспечения. В этой системе можно выделить два главных элемента.
Первый – банк данных. Его формирование связано с отработкой технологии информационного обеспечения: определением элементарных единиц необходимой информации, архитектуры базы данных, способов сбора и хранения информации, обеспечения ее защиты, обработки и распространения.
Другой элемент системы информационного обеспечения – организация мониторинга, то есть постоянного наблюдения за состоянием и развитием образовательной системы. Но мониторинг может стать элементом указанной системы, только если сложиться определенная технология использования его материалов для своевременного принятия управленческих решений.
Итак, благодаря своим возможностям, своей структуре и функциям мониторинг приобретает комплексный, целостный характер, что обеспечит универсальные возможности маркетинговой деятельности в сфере образования. Такой комплексный подход к изучению личности школьника, учебной ситуации, сложившихся взглядов педколлектива и т.д. будет направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей: степени обученности, обучаемости, познавательных интересов, мотивов учения, а также на установление дидактических причин слабой успеваемости, степени удовлетворенности учащихся и учителей образовательным процессом, эмоционального состояния учащихся, характера внутришкольных взаимоотношений, педагогической культуры учителя. Обобщая, можно утверждать, что такой подход будет направлен на качество образования, которое на современном этапе отождествляется с компетентностью индивида.
Литература:
- Кукуев А.И. Педагогический мониторинг как функциональный инструмент управления учебно-воспитательным процессом // Завуч. 2000. №8.
- Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПб., 1998.
- Шишов С.Е. , Кальней. В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М., 2000.