"Сентябрь пахнет яблоком…" Конкурсно-игровая программа

Разделы: Внеклассная работа


1 вед. Добрый вечер, дорогие друзья!

2 вед. Мы рады приветствовать вас на нашем традиционном осеннем вечере!

1 вед. “Прекрасная пора, очей очарованье…” Осень – щедрая и расторопная хозяйка, везде поспевает: и в поле, и в лесу, и в огороде.

2 вед. Но мы хотели бы сегодня пригласить вас в осенний сад. Осень – это пора яблок. Не даром в народе говорят: “сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой”.

Звучит музыка.

1 вед.

Без ущерба, праздничный и полный
Месяц у деревни на виду…
Вновь сентябрь… Яблоки покорно
Падают и падают в саду.
Их устало яблони роняют,
Убавляют тяжесть на плечах,
И как будто плечи расправляют,
Облегченно выдохнувши: “Ах!”

2 вед.

Время спелых яблок,
Время звездопада –
И в глухую полночь
Выдохну я в сад.
Тихо во вселенной,
В воздухе – прохлада,
Яблоки срываю
С ветки наугад.
В голове горячей –
Легкое круженье,
И далек и близок
Звезд падучих сверк,
Может, это просто
В небе отраженье
Золотистых яблок,
Падающих вверх.

1 вед. Нет ничего прекраснее осеннего сада. Каких здесь только нет яблок! Яркий румянец одних, чередуется с золотистым нарядом других.

2 вед. Радуют глаз все оттенки красного, желтого, бордового, словно маленькие солнца светятся среди листвы. Вы только полюбуйтесь, как они прекрасны!

1 вед.

Глянь на яблоко. Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь!

2 вед. Ветки, унизанные грузными плодами, низко наклонились, местами до самой земли. Яблоня словно кланяется Земле-кормилице за богатый урожай.

Настала осень ясная,
В садах созрели яблоки,
Висят они на яблонях,
Румяные и сладкие,
Блестят они на солнышке
Прозрачной тонкой кожицей.
Плодов такое множество,
Что ветки к низу клонятся.
Мы яблоки румяные
Снимаем с веток бережно,
Кладем в траву под яблоней,
Душистые и свежие.

1 вед. Как вы уже догадались, сегодня весь наш вечер мы хотим посвятить одной теме – яблокам.

2 вед. Вы думаете, что нам не о чем будет поговорить? Ошибаетесь. Обычное на вид и всем нам так хорошо известное с детства яблоко таит в себе много удивительного и интересного.

1 вед. Вот мы и решили выяснить сегодня, что интересного о яблоках знаете вы, что нового можем рассказать о них мы. А поэтому давайте разделимся на три команды и начнем нашу конкурсную программу.

2 вед. Для оценки конкурсов и домашнего задания нам необходимо выбрать жюри. Мы предлагаем в его состав ____________________________________, ___________________________, ______________________________. А ваши результаты мы будем показывать на своеобразных табло: три яблоньки (пока без яблок). Каждый ваш балл – одно яблоко.

1 вед. А теперь наш первый вопрос командам. Где и когда была посажена первая садовая яблоня на Земле?

2 вед. Не знаете? Мы тоже не знаем. Для ответа на этот и другие трудные вопросы мы пригласили к нам на вечер двух научных сотрудников института садоводства, известных яблоковедов и яблокоманов. Встречайте наших гостей!

Заходят два профессора.

Проф. Милий. Здравствуйте, друзья! Разрешите представиться, профессор Милий.

1 вед. Милий?!

Проф. Милий. Да, это мой научный псевдоним. Греческое имя Милий означает яблоневый, от яблони. Этот псевдоним отражает мои научные интересы.

Д. Ябл. А я профессор Яблоковед.

2 вед. Яблоковед?!

Д. Ябл. Да, это тоже мой научный псевдоним. В яблоках я знаток. А вообще-то меня все зовут по-простому, Дед Яблоковед. Есть Дед Мороз, а я – Дед Яблоковед.

1 вед. Странный псевдоним…

Д. Ябл. Чего же тут странного. А. С. Пушкин отведав однажды деревенского пирога с яблоками у своих соседей в Пригорском, стал подписываться в письмах к ним: “Ваш яблочный пирог”. А я вот просто – Яблоковед.

2 вед. Уважаемые профессора, нас интересует вопрос, кто и где впервые посадил первую культурную яблоню?

Проф. Милий. Ну, нет ничего проще (открывает свою книгу и читает) “Родина яблони – Кавказ, Средняя Азия и Китай, где до сих пор встречается много дикорастущих видов. Кто посадил первую яблоню на Земле, к сожалению, никто не знает, слишком давно это было. Когда – тоже не совсем ясно. Известно, что в I веке до н.э. римский писатель и агроном Колумелла – автор 12 книг “О сельском хозяйстве” - говорил о том, что яблоня появилась 3 тысячи лет назад, так как с тех пор прошло еще 2 тысячелетия, то мы можем предположить, что садовая яблоня живет на Земле 5 тысяч лет.”

Д. Ябл. На Руси яблоню тоже знали с незапамятных времен. Православные люди осенний сбор яблок приурочивают к религиозному празднику, который так и называется Яблочный Спас. Яблоками на Руси любили полакомиться все: простой мужик и великий князь. И яблочками, и наливочками, и настоечками из них. А моченые яблоки? Это же просто сказка! И. С. Тургенев так прямо и писал: “Известно: наши добрые отцы любили яблоки да огурцы”. А вообще-то я считаю, что первую яблоню посадил сам господь Бог в своем райском саду. В Библии так и сказано: “В раю росло множество разных деревьев, ласкающих взор и полезных своими сладкими плодами. В самом центре рая стояли дерево жизни и дерево познания добра и зла”. Как считают многие ученые, именно эти деревья были первыми яблонями.

2 вед. Большое вам спасибо за интересные сведения. Мы тоже считаем, что в раю росли именно яблони. А вот что произошло с ними дальше, мы сейчас узнаем из домашнего задания 6 “А” класса. (Инсценированная сценка “Изгнание из рая Адама и Евы”.)

Проф. Милий. Яблоко действительно можно считать символом познания. Нет такой науки, которая обходилась бы без яблока.

Д. Ябл. Ну, это вы уже хватили через край. Ладно, я согласен: ботаника, география, пусть даже история с литературой – там можно побеседовать о яблоках. А вот физика, математика? Там никаких яблок.

Проф. Милий. Как так нет? А что бы делала ваша физика, если бы в свое время Ньютону не стукнуло яблоком по голове, и он не открыл своего знаменитого закона всемирного тяготения? А что касается математики, то мы все учились считать на яблоках. Да что там, в науке, у нас даже в правительстве России есть фракция “Яблоко”, которая уверяет, что знает больше всех. Вот так-то!

1 вед. Не к чему спорить, дорогие наши гости, мы тоже согласны, что яблоко – символ знания. Но пора бы нам уже выяснить знания наших команд об этом символе.

2 вед. Итак, конкурс “Крылатые слова о яблоках”. На нашем дереве висит шесть желтых яблок. Каждая команда подойдет по очереди и возьмет по два яблока. На обороте яблок написаны выражения о яблоках, которые командам нужно будет объяснить.

Конкурс: “Крылатые слова и выражения о яблоках”:

  1. Яблоко раздора
  2. Глазное яблоко
  3. Попасть в самое яблочко
  4. Яблоко от яблони недалеко падает
  5. Яблоку негде упасть
  6. Яблоки Гесперид

1 вед. Большое спасибо всем командам, а теперь самое время посмотреть инсценировку 6 “Б” класса “Яблоко раздора”.

Проф. Милий. Я считаю, что Парис был плохим математиком, он не умел делить. Куда проще – разделил яблоко на 3 части, дал каждой богине по кусочку и никакой Троянской войны.

Д. Ябл. А я считаю, что вообще надо было дать каждой богине по яблоку и написать на нем все, что ей захочется и дело с концом.

2 вед. А вот с этим и будет связан наш следующий конкурс. Прошу подойти по представителю от каждой команды. У меня в руках яблоко со спичками. Вы сейчас будете по очереди выдергивать спички и говорить те слова, которые, по вашему мнению, можно было бы написать на золотых яблоках, что бы они понравились богиням.

Конкурс: “Яблоко со спичками”.

1 вед. Большое спасибо всем участникам. А теперь я сразу же объявляю наш следующий конкурс, музыкальный.

2 вед. Объявлен “Яблочный танец”!

Танцующие стоят друг против друга парами, между лбами у них находится яблоко. Они начинают танцевать сначала осторожно, медленно, а потом все быстрее. Какая пара дольше сможет удержать яблоко и не уронить его, та и станет победителем.

Проф. Милий. Скажите-ка, любезные, а верно ли будет следующее утверждение: “Апельсин, помидор, ананас, картофель – это тоже яблоки”?

Д. Ябл. Ну, это полный абсурд. Какие же они яблоки?!

Проф. Милий. И, тем не менее, дорогой профессор Яблоковед, они все в какой-то мере яблоки. Дело в то, что раньше яблоком называли любой плод вообще. Ну, например, апельсин (голландский) – “Китайское яблоко”, “апель” - яблоко + “сина” - Китай.

Помидор, как и яблоко, на русский язык переводится сразу с двух языков: с итальянского “помид`оро” - золотое яблоко, с французского “помд`амур” - яблоко любви. Ананас по-английски “пайнэлл” - сосновое яблоко, картофель по-французски “пом до терр” - земляное яблоко.

Д. Ябл. А, ну так и сказали бы, что речь идет о названиях. Про это и мы разумеем, чай не лыком шиты. На Руси тоже апельсины в старину оранжевыми яблоками называли, да и про картошку нам ведомо. Когда батюшка наш, император Петр I, в 1700 году самолично из Голландии прислал в Россию мешок картофеля и велел разводить его, то мужички наше страшно бунтовали, прозвали картофель “чертовым, адским яблоком”.

Проф. Милий. Яблоко – очень ценный и полезный для здоровья продукт. Его можно считать еще и символом жизни. Если вы помните, в раю яблоки росли не только на дереве познания, но и на дереве жизни.

Д. Ябл. В русских народных сказках рассказывается о молодильных яблочках. Съест такое старый, больной человек и вновь станет молодым, сильным и здоровым.

Проф. Милий. Между прочим, в Индии и Южной Америке до сих пор существуют религиозные секты, которые поклоняются яблоку, как символу жизни.

Д. Ябл. Одним словом, хочешь жить подольше – жуй побольше яблок. Грызите на здоровье.

1 вед. Вот этим-то мы сейчас и займемся. Итак, конкурс. Приглашаем сюда по представителю от каждой команды. Лучше всего – мальчиков. Будем поправлять их здоровье!

Конкурс: “Кто быстрее съест яблоко”.

2 вед. Обратите внимание, они съели только по одному яблоку, а как помолодели, раскраснелись, повеселели!

Д. Ябл. Повеселели! Плакать надо, а не смеяться! Как ели-то, как ели! Срам! Никакой культуры поведения, Батюшки на них нет нашего, Петра I. Вот он ужо бы им повеселился! Строг был, но справедлив. Книжечку лично написал для обучения молодых отроков “Юности честное зерцало”. Вот послушайте-ка: “…когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, содержи себя в порядке по сему правилу: Умой руки и сиди благочинно, сиди прямо и не хватай первый, не сопи, когда ешь, не утирай губы рукой, не облизывай перстов и не грызи костей. Над едою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотя куска, не говори. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба, огрызков и прочего…”. А вы? Яблока прилично съесть не можете!

1 вед. А действительно, ребята, кто из вас знает, как полагается, есть за столом яблоко по всем правилам этикета? Ну, что же, давайте обратимся к профессору Милию.

Проф. Милий. Я всегда рад помочь вам! (Читает:) “Яблоко кладут на десертную тарелку для фруктов (диаметр 200мм), которая отличается от закусочной тем, что на ней изображены фрукты, цветы или ягоды. Слева от тарелки – фруктовая вилка, справа – фруктовый ножик. Яблоко разрезают на 4 или 8 частей. Затем его отчищают от кожицы, удаляют сердцевину и подносят десертной вилкой ко рту, откусывают по кусочку”. Вот и все. Что может быть проще?

2 вед. Наш следующий конкурс будет заключаться в том, что теперь мы попробуем съесть яблоко по всем правилам этикета. У кого не быстрее, а лучше получится. Попрошу сюда по одному представителю от команды.

Конкурс “Как правильно съесть яблоко”.

1 вед. Ну вот, поели, теперь и поработать можно. Вернемся опять к истории. В истории с яблоками случались не только веселые, но и драматические события, как, например, в сценке, которую нам сейчас покажет 6В класс.

Сценка “Вильгельм Телль”.

2 вед. Мы с вами узнали об истории происхождения еще одной крылатой фразы “попасть в самое яблочко”. Между прочим, стрелки называют центр мишени яблочком, и все стремятся в него попасть.

1 вед. Ну а теперь наш последний конкурс. И это будет не стрельба по мишени. Мы хотим закончить наш праздник на веселой и радостной ноте. Давайте поговорим о прекрасном – о сказках.

2 вед. Каждая команда приготовила для соперников фрагменты из сказок, содержащие какие-либо сведения о яблоках. Необходимо отгадать сказку, главного героя и, если есть, автора сказки.

Конкурс “Сказки”.

Команды представляют отрывки из русских народных сказок (“Хаврошечка”, “Гуси-лебеди”, “Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке”), а также “Золотой ключик или приключения Буратино” (А.Толстой), “Волшебная школа” (Ю.Дружков), “Госпожа Метелица” (Братья Гримм), “Мороз Иванович” (В.Одоевский), “Путешествие Гулливера” (Д.Свифт).

1 вед. Вот и закончился наш последний конкурс. Мы попросим жюри подвести окончательные итоги и огласить их. А пока нам хотелось бы поблагодарить наших гостей. Спасибо вам большое, вы очень нам помогли, рассказали много интересного.

П.М. Спасибо вам за приглашение. Нам было очень приятно познакомиться с вами!

Д.Я. До свиданья, ребята! До новых встреч! (уходят)

Слово жюри, подведение итогов, награждение.

2 вед. А на прощание нам хотелось бы сказать вам, что человек за свою жизнь должен построить дом, вырастить ребенка и посадить хотя бы одно дерево.

1 вед. Так пускай же этим деревом станет яблоня. Тогда вся Земля превратится в один большой цветущий сад. И, быть может, тогда нам всем станет чуточку легче и радостнее жить на свете!