"Право человека на жизнь сейчас и в прошлом". Обществознание, 6-й класс

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: 6


Цель урока:

  • Дать представление о праве на жизнь как одном из фундаментальных основ прав человека, признание которого есть проявление высшей справедливости права.
  • Побудить учащихся задуматься о ценности жизни как основе нравственного отношения к себе и окружающим.
  • Продолжить формирование умений общаться и работать в группах:

- решать проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации;
- взвешивать альтернативные линии;
- принимать продуманные решения;
- участвовать в диспутах;
- общаться друг с другом.

Основные термины и понятия:

Право, права человека, Всеобщая декларация прав человека, право человека на жизнь, ООН, Вторая Мировая война, фашизм, терроризм, гуманизм, гармония, героизм, подвиг, сострадание, милосердие.

Материалы и оборудование, подготовка к уроку:

Столы и стулья в классе расставлены для работы в малых группах по 4-5 человек.

На каждом столе разложены карандаши, ручки, листы бумаги для групповой работы, магниты (на каждого учащегося), тетради, учебники, портфолио учащегося (набор материалов, творческих работ, самостоятельно производимых ребенком на протяжении всего периода изучения данной темы), удостоверения участников научно-практической конференции.

Удостоверения решают следующие задачи на уроке:

  1. Игровая атрибутика, помогающая создать соответствующую атмосферу в классе.
  2. Способ деления учащихся на группы в ходе урока. Поэтому они напечатаны на бланках разного цвета (красные, зеленые, желтые, голубые, сиреневые). Для этого же заготавливаются таблички на столы соответствующих цветов с надписями: красная табличка – первобытнообщинный строй, желтая – древняя Греция, зеленная – Средние века, голубая – Новое время, сиреневая - современный мир.
  3. Индивидуальные рабочие листы, место выставления оценок и рефлексии.

Подготовлены видеоносители:

Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм урока, созданный на основе программы Power Point из пакета Microsoft Office.

Структура урока: приложение 1

Ход урока

I этап. Организация и начало занятия.

Показ компьютерного диафильма “Законы природы и человека”. приложение 2

Добрый день, дорогие друзья. Я рада приветствовать всех Вас. Тема нашего урока

(слайд №1) “Право человека на жизнь сейчас и в прошлом” (сл. №2) Каждое утро с первыми лучами солнца (сл. 3 №) пробуждается Земля. (сл. №4 ) Раскрываются нежные лепестки роз, (сл. №5) покрытые капельками росы. (сл. №6) Пробуждается все живое, (сл. №7) пробуждается и Человек. (сл. №8) Начинается новый день Жизни, (сл. №9) которая дарована нам всем свыше законами Земли и (сл. №10) Космоса.

(сл. №11) Жизнь дана нам для того, чтобы мы могли постигать мудрость бытия, (сл. №12) любить, творить добро, созидать красоту. (сл.№13) Таковы великие законы Природы. (сл. № 14) Они придуманы не нами.

(сл. №15) У каждой жизни свой срок: (сл. №16) день сменяется (сл. №17) ночью, вслед (сл. №18) за весной и (сл. №19) летом приходит (сл. №20) осень, а затем (сл. №21) зима. (сл. №22) Растение отцвело, высохло и упало. (сл. №23) Волк, предчувствуя смерть, (сл. №24) уходит умирать в одиночку. Мы все не вечны. (сл. №25) Но никогда, ни одно живое существо не прервет свою жизнь по доброй воле. (сл. №26) Цветок расцветает для того, (сл. №27) чтобы отдать себя плоду, (сл. №28) ягода зреет, (сл. №29) наливается соком для того, чтобы в ней созрело семечко. (сл. №30) Семя падая в землю, рождает новый цветок. (сл. №31) Жизнь – это вечное движение.

(сл. №32) Человек – часть природы. (сл. №33) Он не бог, (сл. №34) не царь, не повелитель. (сл. №35) Человек появился на Земле, когда природа уже жила по своим многовековым законам. (сл. №36) В праве ли мы нарушать или менять эти законы? Брать на себя роль судьи, имеющего право кого-то лишать жизни? (сл. №37) Насильственно прерванная жизнь – это всегда трагедия. Она бессмысленна и противоестественна. (сл. №38) Жизнь создала нас, для того чтобы мы тоже могли творить и созидать.

(сл. №39) В природе ворон ворону глаз не выклюет, (сл. №40) тигр не охотится на тигра. И только человек убивает себе подобных.

(сл. №41) Имеем ли мы на это право?

Вот над этим и другими вопросами, ребята, мы и задумаемся всерьез сегодня на уроке.

О чем мы с вами будем говорить?

(сл. №42) “Вопросы урока”.

  1. Что такое жизнь? Какая она?
  2. Что угрожает нашей жизни?
  3. Кому мы можем предъявить наше право на жизнь?
  4. В каких документах закреплено это право?
  5. Как исторически менялись представления людей о жизни и смерти?
  6. Свободен ли человек в выборе своей жизни и смерти?
  7. Имеет ли право общество распоряжаться чьей-то жизнью?

Как мы с вами будем работать?

Я предлагаю провести научно-практическую конференцию по теме “Право человека на жизнь сейчас и в прошлом”. Ведь именно эту тему мы с вами изучали на уроках обществознания в течение 1 четверти и наш урок сегодня итогово - обобщающий. Вы много узнали нового, многому научились, проделали большую работу собирая свое личное портфолио по теме. Я считаю, что вы все достойны, принять участие в научной конференции. Поэтому возьмите, пожалуйста, на столах удостоверения участников и впишите в них свои Ф.И.О.

Посмотрите внимательно на это удостоверение. Это ваш рабочий лист. Сегодня нам предстоит серьезная индивидуальная и групповая работа. Все свои индивидуальные работы, заметки, записи, мысли, пожелания вы вносите в свое удостоверение, для того, что бы я в последствии могла оценить вашу работу. Групповые записи вы делаете на отдельных листах. Они лежат у вас на столах. Каждый из вас сегодня будет, работать не в одной, а в 2-х разных группах. В конце каждой коллективной работы группа оценивает вклад каждого участника и ставит ему оценку в его удостоверение. А в конце конференции каждый участник сможет выставить в свое удостоверение оценку себе, своим группам и всей конференции в целом. Затем вы вложите свои удостоверения в свои портфолио и оставите все это мне для выставления итоговых оценок. Я буду учитывать ваш индивидуальный труд, оценки групп и ваши творческие работы, собранные в портфолио.

У кого какие вопросы по организации работы? Всем все понятно?

Тогда, коллеги, начинаем работу нашей научно-практической конференции.

II этап. Проверка и закрепление знаний по теме.

И наш первый вопрос: “А что же такое жизнь?” Вопрос очень сложный и неоднозначный. На протяжении многих веков люди спорили по этому поводу, но так и не пришли к единому мнению. Четкого определения понятия “Жизнь” не существует, а сама жизнь, тем не менее существует. Мы все ее чувствуем, ощущаем. А вот как мы ее чувствуем? Какой ее видим? Какие образы, впечатления возникают у каждого из нас при слове “жизнь”? С каким цветом она у ассоциируется? Почему? С чем ее можно сравнить? С этим и было связано ваше творческое домашнее задание: составить коллаж на тему: “Какого цвета жизнь?” и кратко защитить его в форме девиза, синквейна или эссе. Итак, уважаемые коллеги, приготовьте, пожалуйста, к защите свои творческие проекты и давайте обменяемся с вами мнениями по вопросу “Какого цвета жизнь и почему?”

Защита творческих работ.

Учащиеся выходят группами к классной доске, по очереди каждый ученик прикрепляет свой коллаж магнитом, произносит фразу: “Я думаю, что жизнь… цвета, потому что…”. После того как выступили все, группа садится на место, выходит следующая группа. Постепенно на классной доске образуются пестрая выставка детских работ.

Обмен мнениями завершен. Давайте подведем итоги. Перед нами ваша общая групповая работа. Вот так мы с вами видим жизнь.

Так какого же она все-таки цвета?

Скажите, а вам нравится наша общая работа? Что она вам напоминает? На что похожа?

Есть ли в ваших представлениях о жизни что-то общее?

Для того чтобы создать эти работы вы затратили много труда, времени, вложили в них свою душу. А как вы думаете, много ли труда и времени потребуется для того, что бы все это уничтожить? Смять, порвать, выбросить! В один момент, раз, и ничего больше нет: ни солнца, ни неба, ни растений, ни жизни. Ничего. Разрушать всегда проще, чем созидать.

Мы переходим с вами к обсуждению второго вопроса нашей конференции: “Кто или что угрожает жизни человека”

(прием “Корзина идей”)

  1. Каждый ученик вспоминает и записывает в своем индивидуальном листке опроса все, что знает по данной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность – 1-2 минуты).
  2. Обмен информацией в группах по 4 человека. Учащиеся делятся знаниями, составляют свой групповой список (групповая работа, 2-3 минуты).
  3. Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список фактов).
  4. Учитель кратко записывает все сведения на доске (без комментариев), даже если они ошибочны.
  5. В общеклассном обсуждении исправляются ошибки, данные объединяются в единую структуру в виде кластера.
  6. На экран проектируется слайд №43.

Кластер “Что угрожает жизни”.

Ребята сравнивают свою работу с образцом, делают выводы, ставят оценки в рабочие листы.

Жизнь хрупка и беззащитна. Ее так легко сломать. Тем более что у жизни есть только один способ появиться на свет – это родиться. А вот для того, что бы уничтожить жизнь человечество изобрело множество разных способов. Как сказал один мудрец: “У смерти есть тысяча дверей, чтобы выпустить жизнь…”

Любая смерть – это трагедия, зло. Но есть зло, вызванное естественными причинами, закономерностями природного характера. Они не зависят от воли и сознания людей.

А есть зло, связанное с действиями и поступками самого человека, с состоянием его души, его нравственности. Иногда в своей смерти человек виноват сам. Но порой в его смерти виноваты окружающие его люди.

В каких случаях причиной смерти человека становится общество, государство? (война, терроризм, преступление, смертная казнь)
Кому мы можем предъявить наше право на жизнь? (правительству своей страны, мировому обществу)
В каких документах закреплено право на жизнь? (Всеобщая декларация прав человека, Конституция)
Когда были приняты эти документы? (10.12.1948, 12.12.1993)
Могли ли эти документы появиться раньше?
Как исторически менялись представления людей о жизни и смерти?
Свободен ли был человек в выборе своей жизни и смерти в разные исторические эпохи?

Для работы над этими вопросами я предлагаю создать пять экспертных групп по числу исторических эпох: первобытнообщинный строй, античность, средние века, новое время и современный мир (по ходу объяснения учитель расставляет на рабочих столах разноцветные таблички с надписями: красная – первобытнообщинный строй, желтая – Древняя Греция, зеленная – средние века, голубая – новое время, сиреневая – современный мир).

Я попрошу всех участников конференции занять места в соответствии с цветом своих удостоверений за столами с табличками такого же цвета. Все свои рабочие материалы (тетради, партфолио) берите с собой.

Задание группам:

Проследить, как менялось отношение людей к жизни и смерти в разные исторические эпохи. Название исторической эпохи, которой будет заниматься ваша экспертная группа, написано на цветной табличке, стоящей на вашем столе. Все группы работают по общему плану, который вы видите на экране №44.

Вопросы группам:

  1. Представления людей о жизни и смерти в данную историческую эпоху.
  2. Был ли свободен человек в выборе своей жизни и смерти. Приведите конкретные примеры.
  3. Были ли попытки защитить право человека на жизнь? Приведите примеры.

В своей работе вы можете пользоваться любыми источниками (учебники, тетради, портфолио). Выберите того, кто будет отчитываться о проделанной работе.

Работа экспертных групп – 5 минут.
Отчеты экспертных групп – 5 минут.

Люди убивали друг друга на протяжении двух тысячелетий. Но в настоящее время человечество столкнулось с проблемой, что если оно не начнет относиться к жизни как высшей ценности, не признает право каждого человека на жизнь, то погибнет все человечество в целом.

Почему такая проблема возникла именно в наши дни?

Что нужно сделать, для того чтобы изменить существующую ситуацию?

III этап. Практическая работа.

Ситуация-проблема “Воздушный шар”.

В адрес нашей конференции поступило тревожное сообщение: на одном из островов тихого океана нарушается право местного населения на жизнь. Люди, захватившие остров зверски уничтожают аборигенов. Нам нужно срочно вылететь на место, для того чтобы разобраться в ситуации. Племя живет первобытно-общинным строем, никаких благ цивилизации там нет, поэтому придется лететь на воздушных шарах. Вы согласны?

Тогда представьте себе, что мы все уже летим. Каждый стол – это корзина воздушного шара: красного, зеленного, голубого, желтого, сиреневого. Под нами Тихий океан. Но что это? Все наши воздушные шары вдруг резко начинают терять высоту и падать: Видимо захватчики узнали о нашем прибытии и повредили воздушные шары. Рация тоже молчит. Что же делать? До берега еще очень далеко, внизу бушует шторм. Мы сбросили уже все, что было, отрезали и сбросили даже сами корзины и теперь держимся в ячейках сетки своих воздушных шаров, уцепившись за веревки, но все равно продолжаем падать. Океан ревет. Нас всех ждет гибель. Но вот кто-то из нас предложил тянуть жребий: кому из нас броситься в бушующий океан, пожертвовать собой ради спасения всех остальных? Ведь все равно, так или иначе погибать. Но либо погибнут все, либо только несколько человек.

Задание группам: Поддерживаете вы идею жребия. Да или нет? И почему? На обсуждение дается всего одна минута. Больше времени нет. Мы падаем.

Группы дают краткие ответы.

Учитель выслушивает мнение школьников и предлагает учащимся, утверждающим право коллектива распорядиться чьей-то жизнью, найти решение еще одной проблемы; человек, которому выпал жребий, отказывается прыгать за борт, смогли бы вы выполнить роль палача? Как правило, среди учащихся не находится тех, кто сказал бы что сможет выполнить данную задачу.

“Во все времена люди чувствовали, что, убивая, они совершают нечто противоестественное, поэтому для оправдания убийства были придуманы специальные законы, правила ведения войны и т.д. Убийца либо придумывает себе какое-либо объяснение – чудовищное, немыслимое, но позволяющее ему оправдаться в собственных глазах, либо раскаивается и судит себя строже любого суда”. М. Крэнстон.

Однако должна сообщить вам друзья, что наше путешествие закончилось благополучно. Аборигены спасли нас. Они узнали о том, что мы попали в беду и на своих утлых суденышках вышли в открытый океан, рискуя ради наших жизней своими жизнями. Потому, что считают нас своими друзьями. Измученные, но счастливые мы вернулись обратно в свой класс.

Пора завершать нашу конференцию.

Наш последний вопрос, проблема нашего урока сегодня:

Имеет ли право коллектив, общество распоряжаться чьей-то жизнью?

Круглый стол.

Я предлагаю всем участникам обменяться мнениями в форме “круглого стола”. Я прошу каждого из вас подумать и закончить следующую фразу: “Я думаю, для того чтобы XXI веке человеческая жизнь была признана высшей ценностью нам всем нужно…”

Саму фразу повторять не обязательно, нужно ее просто продолжить. Говорить будем все по очереди. На размышление каждому дается 5-10 секунд. Если кто-то не собрался с мыслями, право говорить переходит к другому. Перебивать говорящего запрещено. Высказавшись, каждый кратко записывает свои ответы в рабочий лист.

IV этап. Подведение итогов, рефлексия.

Наш урок закончен, пора подводить итоги. Поставьте, пожалуйста, в своем удостоверении участника конференции на последней странице оценку себе лично. Как вы сами оцениваете свою работу сегодня? Своих групп? Напишите, пожалуйста, о том, понравилось ли вам наше занятие. Не просто Да или Нет, а почему. И что бы вы могли предложить для того, чтобы наши уроки по обществознанию проходили еще интереснее. Вложите свои удостоверения в портфолио и оставьте на столах. Я их проверю и сообщу вам вашу итоговую оценку: и за урок и за четверть.

Я благодарю вас всех за работу. Большое вам спасибо. До свидания.