ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- продолжить формирование общих учебных навыков: работать с учебником и дополнительной литературой; составлять устный ответ на заданную тему; ставить цель, планировать и контролировать ход работы; выступать с устным сообщением;
- воспитывать духовно-нравственные качества личности, приобщать к общечеловеческим духовным ценностям;
- через мысли, чувства, ассоциации помочь учащимся постичь подлинное величие, красоту образа Богоматери;
- создать атмосферу духовного общения, “сердечным светом сотрудничества осиять” учащихся;
- развивать творческие способности учащихся, учить эмоционально воспринимать события, явления, образы.
ТИП УРОКА: интегрированный урок литературы, развития речи, МХК и основ Православия.
ОБОРУДОВАНИЕ: стенд с репродукциями на тему “Мать и дитя”; компьютер, проектор, экран; CD с видеорядами: 1) Мадонна в западно-европейском искусстве; 2) чтимые на Руси иконы Богоматери; 3) Покровские храмы Руси; магнитола, аудиозапись “Аве Мария”, Шуберта, “Лунная соната” Бетховена, церковные песнопения.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя
Дорогие ребята, сегодня мы завершаем изучение избранных фрагментов великой книги - Библии и посвящаем два заключительных урока его Деве Марии, Богородице, Заступнице Земли Русской. Запишите в своих тетрадях число и тему урока: 14 октября, “Дева Мария, Матерь Божья, Заступница Земли Русской”.
Образ Матери, заступницы несчастных и обиженных, страдалицы за детей своих, уходит своими корнями в глубины мифологии. Но для любого христианина это священный образ. Что мы знаем о Марии, Матери Иисуса?
Рассказы учащихся о рождении и воспитании Марии в храме.
Учитель литературы:
-- Этот поступок родителей Марии церковь ставит в пример всем верующим, указывая, что истинные христиане должны воспитывать в своих детях любовь к Всевышнему с самого раннего детства, как только ребёнок начинает понимать окружающее. Особенно важно приходить в храм на молитву по воскресным и праздничным дням. Православные люди верят, что в церкви – наше спасение, духовное преображение.
-- Как сложилась дальнейшая судьба Девы Марии? Что изменило Её жизнь?
К Деве Марии явился Архангел Гавриил с радостной вестью, что Господь избрал Её быть Матерью Спасителя Мира.
Звучит песнопение “Богородице Дева, радуйся”
-- Итак, в чём же состояла “благая весть”?
О скором рождении у Неё Божественного Младенца, Спасителя рода человеческого.
Сообщение подготовленного ученика о празднике Благовещенье.
Учитель литературы:
-- Расскажите о рождении Сына у Марии.
-- Какое предсказание сделал Симеон, увидев младенца Иисуса?
Старцу Симеону было предсказано, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит Христа. Когда принесли Иисуса, Симеон был в храме. Старец взял Его на руки, благословил родителей Христа и сказал, что Иисусу предстоит великое дело и гибель ради спасения людей и что Марии предстоит пережить самое страшное – смерть Сына.
Звучит песнопение “Ныне отпущаеши”
Учитель литературы:
-- И предсказание старца Симеона сбылось в точности. Марии довелось увидеть и торжество идей Иисуса, и мученическую гибель Его. Образ Матери, познавшей горе и понимающей человеческие страдания, встаёт перед нами во всём величии на картинах старых мастеров и православных иконах. Вглядитесь в Мадонну с Младенцем на руках.
Просмотр видеоряда. На последнем кадре крупно – “Сикстинская мадонна” Рафаэля.
Учитель литературы:
-- Перед вами прославленная “Сикстинская мадонна”, восхищаться которой не устаёт человечество вот уже более 500 лет. Итальянский художник Рафаэль создал удивительный образ, самый проникновенный образ Матери.
Может быть, именно эта картина вдохновила русского поэта Сергея Есенина на прекрасные строки:
Я вижу – в просиничном плате
На легкокрылых облаках,
Идёт возлюбленная мати
С пречистым сыном на руках.
Она несёт для мира снова
Распять воскресшего Христа:
“Ходи, мой сын, живи без крова,
Зорюй и полднюй у куста”.
Звучит “Аве Мария” Шуберта.
Босые ноги Мадонны легко ступают по облакам, Она идёт, и кажется, ещё миг - и Она ступит на землю. Такая далёкая и такая близкая… Святой Сикст застыл в торжественном преклонении, его рука протянутая к нам, словно предупреждает: ждите, сейчас придёт Она!
Мария, Заступница человеческая, несёт своего Сына к людям, несёт на муки и смерть ради их спасения. В Её глазах – вся скорбь жертвенности, на которую обречена Она, Мать будущего Бога. Она отдаёт своё Дитя людям, уже зная, что один из них предаст его во имя собственного спасения. В её прекрасных тёмных глазах живёт тревога, дрожат уголки губ. Нежно прижимает Она к себе Младенца. Что может быть святее этой жертвы и что может быть страшнее того предательства?! Всмотритесь в её глаза, её лицо, и вы поймёте – сердцем и разумом – мать, чьё счастье омрачено тревогой за судьбу дитяти. Помолчим перед молчанием и скорбью Матери…
-- Ребята, посмотрите на стенды. И там тоже Мадонна, Богоматерь, мать. Все они разные, но в то же время похожи друг на друга. Что общего в лицах и чувствах матерей всех времён?
Каждая мать с любовью глядит на своё дитя.
Все они прекрасны, как прекрасна любая мать.
Учитель литературы:
-- На Руси всегда было особое почитание Божией Матери, недаром нашу землю называли Домом и Вертоградом Пресвятой Богородицы. Сколько храмов, посвящённых Ей, драгоценным бисером рассыпано на Руси! Сколько чудотворных икон! Сколько пролито перед ними горячих христианских слёз! И даже сами названия этих образов дышат Божественной Небесной Поэзией: “Всех скорбящих Радосте”, “Утоли моя печали”, “Скоропослушница”, “Благодатное Небо”, “Неопалимая Купина”, “Взыскание погибших”, “Умягчение злых сердец”, “Призри на смирение”. Вглядитесь в известнейшие иконы, наиболее почитаемые на Руси.
Демонстрация видеоряда № 2. На последнем слайде – икона Казанской Божьей Матери
Учитель литературы:
-- Перед вами Казанская икона Божьей Матери. Святитель Иннокентий Херсонский называл эту икону “Русским Покровом”. Мы не случайно именно сегодня, 14 октября, говорим о Богородице. Именно сегодня Православная Церковь отмечает один из самых чтимых праздников – праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Редкий город на Руси не имел раньше храма в честь Покрова Божьей Матери. Знаменитый на весь мир храм на Красной площади в Москве – Покровский храм, но издавна зовется храмом Василия Блаженного, Христа ради юродивого, которому посвящён лишь один из множества приделов храма. И здесь Пресвятая Богородица как бы оказывает особую милость, берёт под Своё особое покровительство Христа ради юродивого.
Демонстрация видеоряда Покровские храмы Руси.
Сообщение подготовленного ученика об истории праздника.
Чтение учителем тропаря праздника Покрова Пресвятой Богородицы, глас 4-й:
-- Как поэтично обращение верующих:
Днесь благоверние людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богоматери, пришествием, и , к Твоему взирающее пречистому образу, умильно глаголем: покрой нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына твоего Христа Бога нашего, спасти души наша.
Повторная демонстрация иконы “Казанской Пресвятой Богородицы
Учитель литературы:
-- До 1917 года икону Казанской Божией Матери можно было увидеть в каждом русском доме – от крестьянской избы до царских палат. Из более чем 470 икон Царицы Небесной, явленных в России, это одна из наиболее чтимых. Как была она обретена?
Сообщение ученика: “История обретения иконы Казанской Богоматери”
Учитель литературы:
-- За что же православный народ чтит этот образ?
-- Не менее почитаема Владимирская Божья Матерь.
Демонстрация иконы.
Сообщение ученика: “Владимирская Богоматерь”
Учитель литературы:
-- К сожалению, до сих пор главная чудотворная икона России временно находится в Третьяковской галерее. Подлинное возрождение России начнётся с того момента, когда будет возобновлена служба перед святой иконой Божьей Матери в Успенском соборе.
Замечательный русский поэт и художник Максимилиан Александрович Волошин увидел икону Владимирской Богоматери в музее. Тогда её только отреставрировали: сняли слои копоти и открыли под ними прекрасную древнюю живопись. Волошин так был потрясён этим произведением искусства, что несколько дней подряд приходил в Третьяковку и подолгу смотрел на неё. Репродукция иконы с тех пор стояла всегда на его письменном столе.
Ученик читает стихотворение “Владимирская Богоматерь” М.А.Волошина
Учитель литературы:
-- Что изображено на иконе Владимирской Богоматери?
Мать бережно держит на руках ребёнка, а он нежно прильнул матери, словно желая защитить и оберечь её от страдания.
-- Есть немало картин, на которых художники изображали мать с ребёнком. Почему же здесь именно Богородица?
Об этом говорит золотое сияние над головами, это нимб.
-- Какие краски преобладают в иконе? Что они символизируют?
Одежды Христа светлые, словно струятся золотым сиянием. Это знак Божественного. Богоматерь изображается в тёмно-вишнёвом покрывале, украшенном тремя звёздами и золотой каймой с кистями, что говорит о царственном достоинстве.
-- Всмотритесь в лик Богоматери. Он тоже особый, иконописный: большие глаза, тонкий нос, нежные губы. Она не похожа на обычных людей, каких мы встречаем в жизни. Это человек святой, т.е. уподобившийся Богу. Таково содержание иконы.
Внимательно вглядитесь в черты лица, наклон головы, движение рук Матери. На ваших столах есть карточки. Из приведённых слов выберите те, которые помогут вам выразить своё впечатление, запишите их в тетради.
Карточка: Грусть, гордость, страдание, кротость, нежность, ласка, печаль, радость, скорбь, страдание, тревога, умиление.
-- В чём красота и одухотворённость Владимирской Богоматери?
Мария глядит прямо перед Собой. Кажется, что Она смотрит прямо нам в душу. В Её тёмных продолговатых очах тревога и печаль, словно Она предвидит грядущие страдания Сына. ( Наташа М.)
-- Иконы писались не для музеев, а для храмов, и полноценной жизнью живут именно там, при трепетном свете лампады. Каждая из них уникальна, утверждает добро красотой и красоту добром. Что открыли вы для себя в произведениях иконописи? Почему они дороги нам?
В иконах отражается глубокая любовь Богоматери
и Иисуса к людям. (Ирина С.)
Я чувствую желание искупить свои грехи, не
совершать плохих поступков. (ДимаК.)
-- Завершает наши уроки творческая работа. Цель предстоящего описания иконы – подчеркнуть её высокий смысл и мастерство иконописца. У вас на партах – иконы, принесённые из дома, перед вами лик Владимирской Богоматери. Рассмотрите их внимательно.
1. Работа над планом сочинения.
1. Вступление. История иконы (или история
появления иконы в семье)
2. Описание иконы.
А) Фон.
Б) Богоматерь ( облачение, лик, выражение глаз, поза, жесты)
В) Младенец (поза, жесты, лик, выражение глаз, облачение)
3. Какое впечатление, настроение вызывает у вас икона?
2. Творческая работа учащихся (на фоне “Лунной сонаты” Бетховена)
3. Чтение ребятами работ.
Рефлексия
-- Что нового открылось вам на уроке?
-- Каким было ваше настроение?
Заключительное слово учителя
Я благодарна вам за работу. Мне приятно оценить на “отлично” вашу работу на уроке. Опыт общения с миром у нас с вами разный. Вы ещё дети, я взрослый человек, но мне было очень интересно сегодня с вами общаться, познавать мир Евангелия и красоту святых икон. Я хочу, чтобы вы научились откликаться сердцем на прекрасное и вечное. Пусть познание мира станет для вас творческим, радостным и одухотворённым.
Домашнее задание:
- отредактировать сочинение-описание иконы (русский язык);
- прочитать притчу о блудном сыне (литература).