Технология: развитие критического мышления.
Цели:
- познакомить детей со способами охоты на оленей;
- познакомить с некоторыми орудиями охоты на оленей;
- показать нелёгкий труд людей, населявших Северо-Восток Азии;
- воспитывать уважительное отношение к коренным жителям Северо-Востока Азии.
Оборудование:
- карточки с заданиями для каждого ученика,
- карточки с текстом для чтения,
- карточки со словами,
- иллюстрации некоторых орудий охоты на оленей,
- карта России и карта Магаданской области.
Ход занятия
1. Организация класса на работу.
Долгожданный прозвенел звонок
Начинается урок.
2. Повторение пройденного.
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы продолжим изучение темы "Занятия населения Северо-Востока Азии". Это уже второе занятие по данной теме. Подумайте, а зачем мы изучаем курс "История родного края" и эту тему в частности. К поставленным вопросам мы ещё вернёмся. А сейчас, повторяя пройденный материал, вспомните названия коренных народов проживающих на Северо-Востоке
А поможет вам в этом кроссворд.
- Возьмите карточку с заданием № 1.
Напишите названия народов Севера, оканчивающихся на буку "ы"
(Дети разгадывают кроссворд)
Проверка. Дети называю отгаданные ими слова, учитель вписывает их в кроссворд на доске .
(якуты, эвены, юкагиры, эскимосы)
- А какие ещё народы проживают на территории Северо-Востока?
(Ученики называют, учитель прикрепляет на доску под кроссвордом карточки с названием народов)
чукчи | эвенки | коряки | кереки |
- Посмотрите на карту Магаданской области и покажите территории на которых проживают коренные народы Северо-Востока.
(Работа с картой)
- В школьном музее есть книга о северных народах. Согласно которой на территории России остаётся всё меньше и меньше представителей коренных народов С.-В. Всё это самобытные народы. К сожалению, с их исчезновением мы рискуем забыть их историю, особенности жизни, быта, занятий.
- А мы продолжаем повторять ранее изученный материал.
Выполните задание на карточке №2.
О Р Х Е Ы Т Л Б С А Ь В И |
Из предложенных букв составьте названия занятий людей, проживающих на С.-В.
Проверка. Ребята называют составленные слова, а учитель прикрепляет на доску карточки с названием занятия населения С.-В.
РЫБОЛОВСТВО | ОХОТА | СОБИРАТЕЛЬСТВО |
3. Работа над темой занятия.
- Сегодня мы продолжаем разговор об охоте, но на какого зверя вы узнаете, если отгадаете загадку.
Слог первый - восклицание,
Второй - достоин порицания,
А целое - на севере бывает
И жителей тех мест и греет, и питает (Олень)
- Молодцы! Это северный олень. (Учитель вывешивает на доску изображение северного оленя)
- Что вы уже знаете об охоте на оленей коренных народов С.-В.? (Не дожидаясь ответа детей, учитель продолжает говорить)
Давайте обратимся к таблице " Верные и неверные утверждения" (Стадия вызова)
Выполняем задание на карточке №3
Утверждения | До чтения | После чтения |
1. Охота на оленей проводилась на реке. | ||
2. При охоте на оленей люди изучали тропы, по которым ходили животные. | ||
3. В зимнее время на оленей не охотились | ||
4. При помощи свистков люди охотятся на оленей. |
- Работаем в графе "До чтения". Если вы согласны с утверждением - ставите "+", если не согласны - "-".
(Учитель читает утверждения. ученики ставят соответствующие знак в графе "До чтения")
- Среди данных утверждений есть такие в которых вы сомневаетесь, или не знаете?
(Стадия осмысления) Текст читает или учитель . или хорошо читающий ученик.
Охота на оленей.
Охота на оленей требовала большого мастерства. Если она планировалась на реке в местах переправы животных, то охотники укрывались в засаде на лодках. Как только олени входили в воду, одна группа стремительно приближалась к плывущим животным, стараясь окружить и задержать их на реке. Несколько наиболее сильных и опытных мужчин врывались в гущу стада и, действуя копьями и рогатинами, старались поразить оленей. Третья группа людей, прятавшаяся внизу по течению, ловила туши убитых животных. На берегу, женщины и дети, разделывали добычу.
При пешей охоте на оленей люди изучали тропы, по которым животные ходили. Спрятавшись в укромном месте с подветренной стороны, охотники поджидали идущее стадо и внезапно нападали на него. Как правило, такая охота приносила удачу.
В зимнее время оленей промышляли в лесах. На тропах продвижения животных, охотники делали изгороди из срубленных деревьев. Спрятавшись в лесу, поджидали стадо, а затем гнали к построенным заграждениям. Часть пойманных оленей предназначалась для заготовки мяса, других животных стремились приручить для использования в хозяйственной деятельности.
Если охотникам не удавалось поймать необходимое количество оленей, то они их преследовали на легких нартах.
Вплоть до настоящего времени сохранился способ охоты на оленей при помощи манков. Он заключается в том, что охотники использовали манки-свистки, издающие звук подобно оленю. Услышав звуки манков, стадо воспринимает их как зов своих собратьев и безбоязненно приближает к месту нахождения охотников. Это обеспечивает удачную охоту.
Оружием охоты на оленей служили копья, луки и стрелы, чаат.
С появлением в нашем крае железа для копий и стрел вместо каменных и костяных наконечников стали изготавливать железные наконечники. В дальнейшем появились у охотников ружья.
Освоив различные способы охоты на оленей, жители Севера научились приручать их. Появилась новая отрасль хозяйства – оленеводство.
- Начнём работу с текстом. (Дети слушают текст)
- Сейчас вы продолжите работу с текстом в группах по заданиям.
(Каждой группе детей на стол учитель кладёт карточку, на которой написано задание. Ученики работают с каждым задание отведённое учителем время. После чего происходит переход групп от одного стола к другому. Задания на карточках остаются на столах. Таким образом, все ученики прорабатывают текст 4 раза по определённым заданиям.
1 группа. Найдите и выделите красным цветом в тексте отрывок, в котором рассказывается об охоте на оленей на реке.
2 группа. Найдите и выделите жёлтым цветом в тексте отрывок, в котором рассказывается об особенностях пешей охоты.
3 группа. Найдите и выделите зелёным цветом в тексте отрывок, в котором рассказывается об охоте на оленей в зимний период.
4 группа. Найдите и выделите синим цветом в тексте отрывок, в котором рассказывается об охоте на оленей с помощью манщиков.
- Вы проработали текст об охоте на оленей.
- А сейчас вы сами станете "охотниками" на оленей. Какая именно у вас будет охота, вы определите сами, выбрав одну из предложенных карточек.
ОХОТА НА РЕКЕ | ПЕШАЯ ОХОТА | ОХОТА ЗИМОЙ | ОХОТА С ПОМОЩЬЮ МАНКА |
- Определив вид охоты, ещё раз обратитесь к тексту и выберите из него главные или опорные слова, характеризующие тот или иной способ охоты на оленей. Подумайте, какие орудия вам для этого пригодятся.
4. Составление сводной таблицы. Походу ответов учеников учитель прикрепляет карточки со словами и некоторые иллюстрации предметов
Охота на оленей.
СПОСОБ ОХОТЫ | ОРУДИЯ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ | |
на реке | засада на лодках окружение врывание в гущу |
копья рогатина |
пешая охота | изучение троп укрытие с подветренной стороны внезапное нападение |
лук стрелы копья чаат |
охота зимой | изгороди на тропах укрытие ловушки |
копья лук стрелы нарты чаат |
охота с помощью манка | звук манка-свистка приход оленей на звук |
манок копья лук стрелы чаат |
5. Рефлексия
- Мы изучили различные способы охоты на оленей, орудия охоты. Вернёмся к таблице "Верные и неверные утверждения". Поработайте теперь в колонке "После чтения"
- Узнали ли мы что-нибудь новое?
- Возвращаясь к началу урока, ответьте на вопрос, поставленный мною" Для чего мы изучаем курс "История родного края?" - Зачем мы знакомились с темой "Охота на оленей?"