Выступление для организации работы с кадрами "О роли личности в истории личности"

Разделы: Администрирование школы


Должны мы бороться за детские души,
Должны, должны.
Но что, если под поучительской чушью
В нас нету души?

Евгений Евтушенко

Рассуждая о современном образовании, его достоинствах и недостатках, мы невольно вспоминаем свое школьное детство и сравниваем сегодняшнюю школу XI века со школой уже прошлого XX века. По большому счету мало что изменилось: уроки, перемены, любимые и нелюбимые учителя, будни, праздники, родительские собрания.

Тот или иной учебный предмет в нашем сознании прочно ассоциируется с конкретным учителем. Нередко наша любовь или, наоборот, неприязнь к биологии или астрономии объяснялась соответствующим отношением к биологичке или астрономичке. Некоторых учителей мы боялись настолько, что с трудом сосредоточивались на объяснении, других любили безоглядно и считали все сказанное ими истиной в последней инстанции.

Это очевидно – ребенок воспринимает любой урок как нечто целое, состоящее из неразрывно связанных частей, и поэтому отношение к предметным знаниям опосредуется отношением к учителю.

В этой связи приведу несколько бесполезных советов, следование которым может существенно повлиять на отношение учащихся к школе.

“Бесполезные советы”

  1. Систематически выделяйте исключительно ошибки или другие “неправильности” во всех видах работ своих учеников. При этом старайтесь, чтобы на вашем лице были написаны все признаки вселенской катастрофы, если вы обнаружили повторяющуюся ошибку.
  2. Регулярно говорите им, что в классе учатся одни лодыри, которые не хотят приложить минимум усилий, чтобы хоть чему-нибудь научиться.
  3. Не забывайте как можно чаще сравнивать ребенка с другими детьми, говорить, как хорошо получается у них и как плохо у него. Особенно эффективно сравнивать между собой сестер и братьев, брать в пример маму, папу, бабушек и дедушек. При этом всегда поминайте недостатки природы или нехватку способностей.
  4. Желательно постоянно указывать ребенку, что и как ему надо сделать. Во всем навязывайте свою точку зрения. Не забудьте при этом обязательно сослаться на значимость происходящего.
  5. Старайтесь говорить ребенку перед каждой контрольной работой: “Там нет ничего страшного, ты все это знаешь и обязательно сделаешь”. Особенно, если сами вы при этом бледнеете и ваш голос дрожит.

Четко выполняя эти советы, вы очень быстро увидите, что ребенок не хочет идти в школу, не желает учиться, мечтает снова стать маленьким или заболеть.

Профессия учителя испокон веков являлась, пожалуй, самой уважаемой и почитаемой. Ее представители не только давали знания, воспитывали, определяли духовный рост человека, но и становились для многих из нас любимыми людьми.

Одним из старых педагогических мифов является миф о том, что школа учите, а семья воспитывает. Действительно, фундаментальные свойства личности закладываются родителями с детства, причем в основном стихийно, так как ребенок в ходе ежедневного общения с мамой и папой усваивает некоторые истины, нередко против их желания). Школа же существует для того, чтобы обеспечить систематическое усвоение знаний об окружающем мире. Однако как о многом ребенок узнает не только из учебника, так и воспитывает его вся окружающая действительность.

Именно поэтому мы и говорим о личности учителя, так как понимаем, что он учит не только химии и физике, но и тому, следует ли держать слово, можно ли обидеть другого и имеет ли человек, пусть маленький, право на собственное мнение. Он учит этому по ходу дела, демонстрируя детям образцы того или иного поведения.

Не вызывает сомнения положение о том, что любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей, рождающих общую предрасположенность к какому-либо виду деятельности, имеет своим основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь, сказанное относится к профессиям, где объектом профессиональной активности выступает другой человек и взаимодействие “человек – человек” зависит от качеств того и другого.

Попробуйте назвать основные компоненты личности Идеального учителя. (педагоги называю: ум, интеллектуальные способности, доброта, любовь к детям, выдержанность, терпение, открытость, коммуникабельность, юмор, ответственность, исполнительность и т.д.)

Одно из качеств идеального учителя – гибкий высокий светлый ум. А у вас такой? Проведем новейший тест интеллекта.

Новейший тест интеллекта

Инструкция: ответьте на предлагаемые вопросы, записывая ответы на отдельном листке.

  1. В некоторых месяцах 30 дней, в некоторых – 31 день. В скольких месяцах 28 дней?
  2. Доктор дал вам 3 таблетки и велел принимать по одной таблетке каждые полчаса. Сколько пройдет времени до того, как вы выпьете последнюю таблетку?
  3. Человек лег спать в 8 часов вечера, предварительно поставив будильник на 9 утра. Сколько часов он проспит, прежде чем будет разбужен звонком будильника?
  4. Поделите 30 на одну вторую и прибавьте 10. сколько получится?
  5. У фермера было 17 овец. Все овцы, кроме 9, подохли. Сколько живых овец осталось?
  6. У вас есть всего одна спичка. Вы входите в холодную и темную комнату, где есть печь, керосиновая лампа и свеча. Что вы зажжете в первую очередь?
  7. Человек построил дом прямоугольной формы таким образом, что все четыре его стены обращены на юг. К дому подходит медведь. Какого цвета медведь?
  8. Возьмите два яблока из трех имеющихся. Что вы получите?
  9. Сколько животных каждого вида взял Моисей в свой ковчег?
  10. Вы ведете автобус из Чикаго с 43 пассажирами. На остановке в Питсбурге сходят 5 пассажиров и садятся 7 новых. На следующей остановке в Кливленде выходят еще 4 пассажира и садятся 8. в результате автобус опаздывает в Филадельфию на 6 часов. Сколько лет водителю?

Результаты мы узнаем в конце доклада.

Для успеха в деле воспитания и обучения учитель должен обладать определенными профессиональными способностями: педагогическими, дидактическими, экспрессивными, организаторскими, коммуникативными, научно-познавательными. Никогда не вызывало сомнений, что педагог должен обладать определенной суммой каких-то высоких личностных качеств. Оставив за скобками красивую декларацию о любви к ребенку как основе педагогической профессии, учитывая, что наша профессия массовая, а любовь как феномен уникальна и индивидуальна, скажем о таких личностных образованиях, которые способствуют успешному выполнению должностных функций.

Интерес к жизни – влияние этой личностной черты на содержание и характер работы учителя чрезвычайно сильно, и тем более сильное, что оно не заметно даже самому учителю. Вот, скажем, изменилась погода, и солнце пробилось сквозь толщу облаков… Педагог отклик4ается на смену погоды, произнося: “Солнце… Я так люблю солнце, острее ощущаешь жизнь”. Сказано попутно, мимоходом, как бы про себя, и для себя. Непросвещенный не уловит воспитания в этом моменте: что здесь педагогического?! Реплику произнесла личность – не педагог… Но вектор задан, и этот вектор педагогически значимый, потому что ориентирует внимание детей на жизнь, как таковую, на ее ценность.

Вторая личностная характеристика, способствующая успешности работы с детьми – интерес к самому человеку, как таковому. Интерес к человеку принимается как должное и естественное для профессионала, работающего с детьми. Интерес к человеку не замечается и не фиксируется, когда он наличествует, но его отсутствие сразу замечается и вызывает нарекания у того, с кем общаются, и запоминают ошибки, неудачи, обиды, недостатки – они высмеиваются детьми, могущими себя защитить только таким образом.

Интерес к культуре как личностная характеристика учителя является, с одно стороны, условием успешности профессиональной работы учителя, а с другой стороны, эта черта личности развивается в процессе воспитательного процесса, организуемого учителем.

Но любые особенности руководства занятиями детей: беседы о картине, советы по упражнению, использование образцов, схем, уважение к труду школьников – изменяют отношение ребенка к самому себе, собственной работе и возможным ошибкам. Бесспорно, это накладывает большую ответственность на взрослого, в нашем случае - педагога.

Вот несколько советов, которые помогут вам стать настоящими “королями дидактогении”:

заставляйте учащихся работать сверх меры, предъявляя завышенные требования; для объяснения свое позиции как можно чаще провозглашайте лозунг: “На “пять” мой предмет знает Господь Бог, на “четыре” я сам, ну а про вас и говорить нечего”;

  • требуйте от учащихся делать то, что они не в состоянии выполнить, и как можно больше;
  • в случае неудачи ребенка подчеркивайте его “никчемность”, чтобы прочнее сформировалась привычка опускать руки;
  • настраивайте ребенка на то, что он никогда не сможет достигнуть успеха, преодолеть препятствия;
  • формируйте у ребенка ощущение собственной слабости, ничтожности, это удержит его от реализации творческих способностей, затруднит общение со взрослыми и сверстниками;
  • высмеивайте страхи ребенка;
  • на уроках и переменах делайте как можно больше замечаний, постоянно увеличивайте количество окриков, одергиваний – это поможет вызвать у учащихся и агрессию, и тревогу;
  • никогда не сдерживайте себя, не задумывайтесь долго над тем, что вы говорите ребенку; не бойтесь выражать свой гнев и призрение в открытую;
  • самое главное – создайте неблагоприятный психологически климат в классе. Понижайте самооценку учащихся, отвергайте их достижения.

И в конечном счете ваш авторитет достигнет заоблачных высот и ученики будут бояться даже лишний раз вздохнуть на ваших уроках.

Правильные ответы:

  1. Во всех. Каждый месяц по меньшей мере 28 дней.
  2. Один час. Приняв таблетку, вы через полчаса примете вторую, а еще через полчаса третью.
  3. Один час. Будильник не различает утро и вечер, поэтому прозвонит в 9 вечера.
  4. 70. поделить на одну вторую – то же самое, что умножить на 2.
  5. 9 живых овец.
  6. Спичку.
  7. Белый. Если все стены дома на юг, значит, дом стоит на Северном полюсе.
  8. Два яблока. Было три яблока, вы взяли два. Ну и сколько вы получили, сколько у вас стало?
  9. Нисколько. Никого Моисей никуда не брал, и не было у него никакого ковчега. Животных в ковчег собирал Ной.
  10. А сколько вам лет? По условию задачи вы и есть водитель.

Результаты теста:

Кол-во правильных ответов Интеллектуальный статус
7 и более Ученик начальной школы
6 Старшеклассник
5 Студент
4 Преподаватель
3 Доцент
2 Профессор
0-1 Академик

Подводя итог, хочется заметить, что в войне, которую ведут учителя с учениками, нет и не может быть, победителей. Проигрывают все. И те, кто устраивает бесконечные битвы, должны помнить, что возможность прекратить их всегда существует. Преподаватель волен первым протянуть руку своим ученикам. Ваш авторитет от этого никак не пострадает!

И пройдет много-много лет. К вам будут приезжать благодарные ученики, признательные за то, что вы были для них близким другом, мудрым советчиком. Просто Учителем с большой буквы.