Проблема урока: “Зарождение, развитие и столкновение музыкальных образов в балете С. Прокофьева “Золушка”.
Цель урока:
- Постижение сущности музыкальной драматургии балета через преломление в музыке законов жизни.
- Нравственное осмысление искусства и окружающего мира на основе сравнительного анализа.
Жанр урока: тематический.
Тип урока: углубление и закрепление темы.
Вид урока: урок – исследование.
Задачи урока:
- Дать понятие того, что лирическим образам присущ контраст сопоставлений;
- Развивать интегративные качества восприятия, способности к обобщению и комплексному усвоению искусств, осознание их внутренней связи;
- Раскрыть красоту различных образов, выраженную в музыке, помочь учащимся почувствовать торжество в жизни светлого начала и веру в победу добрых сил над злыми.
Музыкальный ряд: фрагменты балета “Золушка”: вступление, “Па-де-шаль”, “Вальс. Полночь”, “Аморозо”.
Литературный ряд: Шарль Перро “Золушка”, стихотворение ученицы 7 класса Погудиной Ирины “Добро и зло”.
Зрительный ряд: иллюстрации к сказке “Золушка” ( рисунки учащихся), портрет С. С. Прокофьева.
Методы:
- Метод анализа.
- Метод погружения.
- Метод проблемных ситуаций.
- Метод символического видения.
- Метод “Если бы…”
- Метод “Я – психолог”
- Метод “синквейн”.
Предварительная работа: детям было дано задание – сочинить стихотворение о Добре и Зле, выполнить рисунки к сказке “Золушка”.
Ход урока
Учитель: Сегодня на уроке мы восхитимся вашими глубокими знаниями, а для этого полистаем странички нашей памяти и ответим на вопрос – в чем особенность драматургии балета
С. Прокофьева “Золушка”. Затем, мы еще раз убедимся с вами в том, что искусство живет по законам жизни. И, наконец, сделаем для себя очень ценный вывод, подводя итоги сегодняшнего урока.
Итак – начинаем. За время школьных занятий вы слушали и исполняли разную музыку многих композиторов. Сегодня у нас в гостях сказка, но сказка особенная – музыкальная. На уроке для вас будет много загадок, а ответы к загадкам найдете в музыке, которая их подскажет.
Есть замечательное высказывание – “Зорко одно лишь сердце”.
Какие чувства подсказывает вам ваше сердце по отношению к этому человеку? Давайте внимательно посмотрим на портрет.
Дети высказывают свои мысли.
Учитель: “Его музыка опережала время” - говорили о музыке С. Прокофьева. Его талант рожден кипучим ритмом XX века. Дерзкий новатор, стиль которого шокировал и восстанавливал против себя всех, кто привык смотреть в прошлое, а таких всегда большинство. Он всю жизнь шел против течения, но не как романтический страдалец, непонятый толпой, а как добродушный великан, прокладывающий путь, по которому за ним, так или иначе, устремляются многие”.
“В конце 30-х годов наступает перелом в отношении к его творчеству, к нему привыкли, научились слышать в его музыке не только резкие диссонансы, но и лирику, красоту, поэтичность. Время, которое он всегда опережал, наконец, догнало его. Но война грубо вмешалась в жизнь, оставила глубокий след.
С 1945 года – тяжело заболел. В 1948 году на него обрушился арест его жены и уничтожительная критика в Постановлении ЦК ВКП(б) об опере “Великая дружба”. Его сочинения перестали печатать, покупать и ставить на сценах. Он не имел возможности полноценно работать, но в общении с друзьями не было слышно ни жалоб, ни боли.
Спустя 4 года после смерти его последние сочинения удостоены Ленинской премии – произведения доброй веры в жизнь и людей. С. Прокофьева можно назвать солнцем русской музыки XX века. Его творчество наполнено могучей силой, любовью к жизни, к человеку, к природе”.
Прежде, чем приступить к разговору о балете С. Прокофьева, давайте вспомним, что такое балет?
Дети вспоминают и дают определение.
Сложный вид музыкально-сценического искусства, составные его части – музыка и хореография, включающая в себя все виды танца и пантомиму, либретто (сценарий), а так же художественное оформление.
Учитель: Какие искусства соединяются в жанре балета?
Дети: музыка, литература и хореография.
Учитель: Каждое искусство обогащает друг друга и делает их более доступными, понятными слушателям. Слушая музыку, мы обратим внимание, как зарождается, развивается и сталкивается образ Золушки с другими образами балета. Из урока в урок мы с вами говорили о том, что музыка подвластна законам жизни и по этим законам существует, развивается и воздействует на людей. В этом её сила. И вы еще раз убедитесь в этом на сегодняшнем уроке.
“Давным-давно французский сказочник (дети называют автора сказки) Шарль Перро написал сказку “Золушка”. В 50 лет С. Прокофьев начал работу над своим балетом по сказке. Автор опер и балетов по Шекспиру, Л. Н. Толстому, Ф. М. Достоевскому, С. Прокофьев вместе с тем – увлекательный сказочник. Он умеет разглядеть в сказке глубину и мудрость. До конца своих дней он сохранил способность радоваться “чуду” жизни. Д. Кабалевский рассказывает в своих воспоминаниях, что Прокофьев и в 50 с лишним лет, прогуливаясь с друзьями по лесу, мог засунуть старую туфлю в муравейник и по-детски восхищаться – какие роскошные залы устроят себе муравьи в этом дворце!
Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальные образы, в которых воплощает свои замыслы и жизненное содержание. От наблюдения за жизнью одного музыкального образа, мы приходим к наблюдению за жизнью нескольких образов, взаимосвязанных между собой, к определению драматического развития.
В каждой сказке есть доля правды. В балете “Золушка” композитор воспевает внутреннюю человеческую красоту и осуждает показной блеск, прикрывающий душевную черствость и злобу”.
Учитель: Чья судьба лежит в основе хореографической драматургии балета?
Дети: Золушки.
Учитель: Какая Золушка по сказке и на ваших рисунках?
Дети читают фрагменты сказки, анализируют свои рисунки.
Учитель: Золушка завидовала сестрам?
Дети: нет. Она оставалась такой же доброй и мягкой.
Учитель: Так вот о том, какая Золушка, нам рисует музыка вступления к балету и это 1 загадка.
Задание: обратить внимание на выразительные средства, которые использует композитор, чтобы показать нам добрые качества Золушки.
СЛУШАНИЕ ФРАГМЕНТА ВСТУПЛЕНИЯ К БАЛЕТУ.
Дети: Мелодия – нежная, хрупкая, грустная.
Учитель: Как она движется?
Дети показывают движение мелодии рукой, затем головой и приходят к выводу, что Золушка обижена.
Учитель: Сам Прокофьев назвал начальную тему вступления – темой обиженной Золушки.
Дети дают анализ выразительных средств музыки: лад – сначала звучит минор, затем – мажор.
Учитель: Как вы думаете, почему композитор использовал эти лады?
Дети: Золушка не была обидчивой. Обида быстро проходит и на душе Золушки снова радостно. Интонация – грустная, песенная, повествовательная – мы слышим рассказ о девушке. Темп – медленный, т.к. идет рассказ о главной героине. Динамика – пиано (тихо). Ритм – ровный, значит по характеру Золушка спокойная.
Учитель: Почему композитор использует высокий регистр?
Дети: Чтобы показать нежность, чистоту чувств Золушки.
Учитель: Наверное, каждый из нас хотел бы дружить с добрым и честным человеком. Ребята, а какие по характеру сестры Золушки в сказке писателя?
Дети читают фрагменты из сказки.
Учитель: Как вы думаете, какая по характеру может звучать музыка, когда композитор нас будет знакомить с сестрами Золушки в опере?
Дети: высказывают свои предположения и обоснования, исходя из жизненного опыта: мелодия – злобная, резкая, колючая, потому что сестры вечно недовольные и злые. Лад – минор, т.к. зло нельзя показывать светлыми красками. Интонации – резкие, отрывистые, как будто они ссорятся и кричат. Темп – быстрый. Динамика –форте (громко). Ритм – острый, длительности короткие. Регистр – высокий, средний, низкий.
2 загадка. Задание: сравнить с нашими вариантами ответов.
Перед прослушиванием сказать, что действие происходит в доме отца Золушки. Золушка работает у очага, сестры вышивают шаль. Но вот что-то произошло.
СЛУШАНИЕ СЦЕНЫ “ПА – ДЕ – ШАЛЬ”.
Дети: Наши варианты ответов полностью совпадают, что говорит о связи искусства и жизни.
Учитель: Что вы представили, когда слушали эту сцену?
Дети: Ссору злых сестер Золушки, возможно, они дерутся и кричат.
Учитель: Сцену в балете, где звучит вальс, мы условно разделим на две части. Границей будет бой часов, который вы услышите в музыке. Сейчас звучит 1 часть вальса.
Задание: попытайтесь одним словом дать название этому музыкальному фрагменту.
СЛУШАНИЕ СЦЕНЫ “ВАЛЬС. ПОЛНОЧЬ”.
Дети: Любовь, счастье, радость.
Учитель: Какая, по вашему мнению, будет звучать музыка в нашей условной 2 части после боя часов?
Дети: Грустная, полная разочарований музыка, так как Золушка вновь превратилась в бедную девушку. Исчезло красивое платье, карета.
СЛУШАНИЕ “АМОРОЗО”
Дети: Звучит радостная музыка, но ведь героиня все потеряла?
Учитель: Что же потеряла героиня? А может быть она что то приобрела?
Дети: Она приобрела чувство любви. Сбылась её мечта – танцевать на балу.
Учитель: Как вы считаете, какая самая большая радость для Золушки?
Дети: Сбылись ее мечты, в душе Золушки осталась радость и доброта.
СЛУШАНИЕ “АМОРОЗО” ПОВТОРНО.
Учитель: В чем же основа драматургии?
Дети: В контрастном сопоставлении музыкальных образов.
Учитель: Лирическим образам присущ контраст сопоставлений.
Вот вам еще одна загадка – балет написан в 1944 году. Как вы думаете, почему, в столь тяжелый военный год , композитор пишет сказку? Что хотел сказать С. Прокофьев своей сказкой? “Сказка ложь, да в ней намек…” Какой?
Дети: В сказке добро побеждает зло. Прокофьев верил в победу.
Учитель: Сформулируйте основную мысль балета двумя словами.
Дети: Победа, добро.
Учитель: Дополните характеристику выделенной мысли двумя глаголами.
Дети: Верить, бороться.
Учитель: Охарактеризуйте ее с помощью 3-х прилагательных.
Дети: Радостная, долгожданная, незабываемая.
Учитель: В одном предложении выразите собственное отношение к идее произведения.
Дети: Идея раскрывает победу добрых сил над злыми силами.
Учитель: Одним словом сделайте вывод – итог, выделив ценностно-смысловое значение произведения.
Дети: Вера, победа, доброта, преодоление.
Учитель: Вы совершенно правы. Умная доброта способна преодолеть жестокость! Со злом может и должен бороться каждый из вас. Вот как о добре и зле написала в своем стихотворении ваша сверстница Ира Погудина:
Как я понимаю добро?
Красивым должно быть оно,
Как солнышко ярко сиять,
Теплом своим всех согревать!
Веселым должно быть всегда
И не унывать никогда!
Должно быть заботливой мамой,
Веселым, улыбчивым папой!А как понимаю я зло?
Мне ненавистно оно.
Зло – оно черного цвета,
Лучше, когда его нету.
Зло – это грязь и слякоть,
Зло – когда хочется плакать,
Зло над тобою смеется,
Когда что-то не удается.
Мне хочется, чтобы у вас все доброе удавалось, чтобы вы вынесли с урока то, что добро всегда одержит верх над злом и конечно эту музыку. Ведь именно она подсказала вам те мысли, которыми вы сегодня со мной делились.
Давайте себе поаплодируем за интересную и активную работу.
Домашнее задание: найти и записать жанры музыкальных произведений на сюжет сказки “Золушка”.
(Домашнее задание направлено на поиск материала в дополнительных источниках).
План-конспект урока.
№ п/п | Содержание урока |
План – конспект урока музыки для
учащихся 7-го класса (программа “Музыка” под руководством Д. Б. Кабалевского) |
|
Тема: “Музыкальная драматургия” | |
Цель урока: постижение сущности
музыкальной драматургии через преломление в
музыке законов жизни; нравственное осмысление
искусства и окружающего мира на основе
сравнительного анализа. Тип урока: углубление и закрепление темы. Вид урока: урок-исследование |
|
1-й этап Учебная задача – Выявить особенности творчества композитора. Методы – Погружения, “Я – психолог”. Содержание – Факты биографии. Особенности жанра балета. |
|
2-й этап Учебная задача – Определить особенности развития драматургии балета. Методы – Содержательного анализа, “Если бы…”, символического видения, гипотез. Содержание – Развитие образов в балете. Особенности драматургии балета “Золушка”. |
|
3-й этап Учебная задача – Сформулировать собственное суждение о соотношении добра и зла в балете и жизни. Методы – “Синквейн”. Содержание – Особенности создания балета “Золушка”. Стихотворение. |
|
Результат: понятия: драматургия, балет. способы действий: анализирует выразительные средства музыки с позиций характеристики образов; выделяет связь жизни и искусства; приводит к осознанию целостности музыкального искусства; сопоставляет различную информацию; приходит к собственным выводам. суждения: личностное отношение к музыке. |
|
Дидактическое обеспечение урока: фрагменты сказки Ш.Перо “Золушка” фрагменты балета “Вступление”, “Па-де-шаль”, “Вальс. Полночь”, “Аморозо”. творческие работы учащихся (рисунки, стихи) |
Список литературы.
- Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя музыканта / Алиев Ю.Б. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 336 с. – (Библиотека учителя музыки)
- Гин, А. В. Приемы педагогической техники / Гин А. В. – М.:
- Затямина, Т. А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие / Затямина А. Т.- М.: Глобус, 2007. – 170 с. – (Уроки мастерства)
- Маслова, Л. П. Педагогика искусства: теория и практика / Маслова Л. П. – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО 1997. – 136 с., ил.