Программа: “Школа-2100” ( Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Капельки солнца. –М.).
Педагогические технологии технология сотрудничества.
Цель: Организация изучения нового материала с использованием технологии сотрудничества.
Задачи:
1. Образовательные: обобщить полученные знания, применять их на практике. Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету. Учить детей овладевать навыками ораторского искусства. Учить детей анализировать литературное произведение.
2. Развивающие: развитие речи, зрительного и слухового восприятия, памяти. Учить ребят получать удовольствие от процесса творчества, от собственных открытий. Развивать у учащихся желание больше узнавать по предмету.
3. Воспитательные: воспитание уважения к урокам чтения, целеустремлённости, формирование адекватной Я-концепции, воспитание человеческих качеств - доброты, вежливости.
4. Социальные: формирование уважительных отношений к одноклассникам.
Подготовка к уроку: дети подбирают материал об играх, книги на выставку, биографии поэтов, работают со словарём.
Наглядность: портреты поэтов, таблица игр, девиз к уроку, учебник, выставка игр и книг, игры.
1. Организационный момент.
Всем здравствуйте, я рада встрече, друзья!
И думаю, встретились мы не зря!
Итак, урок литературного чтения.
1). Начинаем урок с дыхательной разминки.
Голову поднимем выше и легко, легко подышим,
- спокойное дыхание (вдох через нос, выдох через рот);
- надуваем воздушный шар;
- дуем на кипящее молоко;
Тихо сели.
2). Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции (речевая разминка).
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.
Ро-ро-ро - у Раи новое ведро.
Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.
Мы выполнили разминку, для того чтобы выработать у себя чёткую дикцию.
2. Постановка темы и цели урока.
Прослушайте, стихотворение и скажите о чём идёт речь.
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра,
Весна нам дарит урок-праздник
И главный гость на нём - ИГРА.Она нам друг - большой и умный,
Не даст скучать и унывать
Затеет спор весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.Расскажет про героев книжек
На юг, на север поведёт
Она мечте научит дерзкой
И в жизнь большую поведёт!
- Кто главный гость на уроке празднике? ( ИГРА)
- Чему может научить нас игра? (Мечте, поможет узнать много нового.)
Проблемный вопрос
Рассмотрите иллюстрации, обратите внимание на знак вопроса. Расскажите, что произошло с детьми. Как вы думаете, почему так произошло? (Предположения детей).
Мальчики не знают, как нужно играть.
3. Назовите тему урока: “Как нужно играть”.
Сегодня мы будем говорить об играх, как нужно играть, чтобы не обидеть ребят
1). Фронтальная работа. Выступления детей.
Игры появились на свете очень давно - когда люди ещё не изобрели ни компьютеров, ни телевизоров, ни радио. Даже об электричестве, которое питает эти полезные изобретения, ещё никто ничего не знал. Однако по сей день людям свойственно собираться вместе, устраивать весёлые розыгрыши, веселиться и - конечно же, играть в самые разные игры. Ведь если человек целые дни проводит у телевизора или за компьютером, то становится мрачным и раздражительным, да и его здоровью это пользы не приносит.
Игр на свете существует великое множество.
2). Какие виды игр вы можете назвать?
Игры
настольные | компьютерные | спортивные | подвижные |
Лото Домино Шашки Шахматы Пазлы |
Развлекательные Обучающие |
Волейбол Хоккей Футбол Теннис |
Классики Прятки Догонялки Охотники и утки |
В какие игры вы любите играть? Почему? Выставка книг и игр.
Все игры развивают внимание мышление, умение строить внутренний план действий, быстроту реакции.
Для спортивных игр необходима спортивная площадка. Правила в этих играх строгие их нельзя изменять. По спортивным играм проводятся соревнования. Спортсмены долго тренируются. Команды судят судьи.
В подвижные игры можно играть во дворе, на уроке физкультуры, на перемене. Почти во все игры могут играть как мальчики, так и девочки - и вместе, и раздельно. Следует соблюдать одно правило: силы участников должны быть приблизительно равны. Правила можно изменять. Главное делать это сообща, компанией.
3). Рассматривание картины “Игра в бабки”.
4).Сейчас мы тоже поиграем (ФИЗМИНУТКА).
Будем вместе веселиться
И резвиться, и играть,
И вниманье проверять.
Вы же будьте начеку:Если в тексте ошибёмся,
Вы похлопайте в ладоши,
Коль порядок со словами,
Вы потопайте ногами.
Колокольчики звонят: хрум-хрум-хрум (хлопают).
Лает пёсик во дворе: мяу-мяу-мяу (хлопают).
Жук на дереве жужжит: жу-жу-жу (топают).
Утки серые кричат: кря-кря-кря (топают).
Козлик серенький кричит: му-му-му (хлопают).
Молодцы!
А теперь давайте узнаем как нужно вести себя во время игры, чтобы не обидеть ребят.
4. Работа по учебнику с серией картинок и текстами Г.Остера (стр. 44 рис. 1)
- Какие советы даёт Катюша Пете и вам? Прочитайте вслух.
Вова Колесников даёт Катюше и Пете “вредный совет”, или “совет наоборот”, своего любимого Г. Остера. Прочитаем его. (Дети читают вслух).
- Почему так испугалась Катюша? Можно ли так играть с девочками? Попробуйте этот совет прочитать наоборот, так, чтобы Катюше не было страшно.
Девчонок надо уважать,
Всегда, везде их замечать.
Всегда, везде давать проход!
Не надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они,
Что с вами можно им играть.
Петя теперь тоже знает шуточные “вредные советы” Григория Остера. Прочитаем один совет на стр. 45.
(Дети читают вслух).
Посмотрите на рисунок под текстом стихотворения.
- Можно ли сердиться на Петю за этот совет? Конечно, нет!( Это шуточные советы, и поступать надо наоборот).
- Хорошо ли понимает Вова советы Г. Остера? ( Судя по рисунку - нет).
- Для чего же нам написали эти советы? (Чтобы мы посмеялись и поступили наоборот).
- Какие советы даёт вам Катюша? (стр. 45)
На память я даю вам правила игры
ПАМЯТКИ
Хорошо договорись с друзьями о правилах игры,
5. Слово учителя. ( В руках красивая коробка, на ней крупными буквами написано “ИГРА”)
На улице прохожего увидела вчера.
Он ящик нёс,
На ящике написано: “ИГРА”.
Я очень долго шла за ним
Тихонько наблюдая.
А он всё шёл и напевал:
- Играю со словами.
Я два квартала шла за ним (поверьте, я не вру).
И, наконец, спросила вдруг:
“А как играть в игру?”
Он улыбнулся вежливо,
Потом мне отвечал:
“Уверен, что такой игры
Ещё ты не встречала”.
Мы с ним играли целый час
Разными словами
Теперь я предлагаю вам
Играйте со словами сами!
6. Работа в группах.
Герои многих стихотворений умеют играть. Поэты в стихотворениях тоже играют, но со словами.
Я предлагаю вам поиграть вместе с поэтами Ю. Мориц, А. Барто, И. Токмаковой, С. Маршаком.
1). Работать вы будете в группах под девизом:
“Мы в одной лодке: или выплывем вместе,
или утонем вместе!
Помогая другим, учимся сами!
Давайте попытаемся!”
2). Помните о правилах работы в группе.
- Выслушивать до конца своего товарища, не перебивать его.
- Вежливо и доброжелательно обращаться с партнёрами.
- Помогать, если возникнут проблемы.
- Работать активно, серьёзно относясь к полученному заданию.
- Испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса.
- Не забывайте, что в каждой группе есть ответственный, художники, актёры, чтецы.
3).Р аспределение обязанностей по группам.
группа Ю. Мориц “Попрыгать- поиграть”. Придумать движения. Провести, как физминутку.
группа А. Барто “Игра в слова”. Найти игру слов. Прочитать стихотворение выразительно. Составить картинный план к каждой строфе.
группа И. Токмакова “Плим”, “Динь - дон”. Нарисовать иллюстрации и обыграть стихотворение “ПЛИМ”. Найти значение слова “ПЛИМ” по толковому словарю.
группа С. Маршак “Вот маленький плюшевый слон”. Найти игру слов. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению. Найти дополнительную информацию о слонах в энциклопедиях.
На подготовку всем группам даётся 5 минут. Звучит музыкальный ряд.
7. Защита по группам.
8. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какой новый вид игры узнали?
- К какому выводу вы пришли?
9. Оценивание.
Думаю, что все группы справились со своими заданиями. Представили интересные сценки, выразительно прочитали стихотворения. Всем удалось найти игру слов. Молодцы!
10. Домашнее задание.
ВЫВОД! Все прочитанные стихотворения объединяет игра слов. Многие детские поэты любят играть в слова. Если вам понравилась эта игра, прочтите книгу А. Шибаева “Язык родной, дружи со мной”
Прослушайте весёлое стихотворение:
Солнце встало, я встаю.
Солнцу песенку пою
“Солнце – онце - индионце
Индиом - помпонце”
Умываться я иду
Напеваю на ходу:
“Мыло-ыло-индиыло
Индиим-помпыло.”
А когда гуляю
Снова напеваю:
“Лужа – ужа - индиужа
Индиум - помпужа”.
Что мне делать со словами?
Ведь они поются сами
Сами-ами-индиами
- Индиам-помпами!
ИГРА - это искра. Мы зажгли сегодня огонёк пытливости и любознательности! Продолжайте играть! Только помните о вежливости и правилах, чтобы игра приносила радость. Я дарю вам на память настольные игры.