"Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием схем-опор на логопедических занятиях"

Разделы: Начальная школа


Представленный материал используется при изучении темы “Безударная гласная в корне слова” во II периоде обучения детей с ОНР (общим недоразвитием речи). Грамматическая сказка о безударной гласной в корне слова, схема-опора, приёмы для уточнения проверки безударной гласной создают положительный эмоциональный фон, развивают познавательный интерес, инициативу. Способствуют поиску необходимых языковых средств, умению рассуждать, формировать собственные выводы.

Как известно, восприятие любого материала у человека происходит с помощью зрительного, слухового, кинестетического каналов. А важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

По данным современных исследователей, большая часть школьников – визуалы, у которых основным каналом получения информации является зрительный. Именно поэтому, мною были применены схемы-опоры при изучении материала во II периоде обучения детей с недостатками чтения и письма при ОНР.

Для решения этой проблемы и создания положительного эмоционального настроя нами на занятиях была придумана грамматическая сказка о безударной гласной в корне слова и схема-опора.

1.JPG (84283 bytes)

Выстроилась схема-опора, которая показывает алгоритм рассуждений и самостоятельных выводов при формировании навыков проверки безударных гласных. При этом эмоции, возникшие у ребенка, способствуют концентрации внимания, “право на ошибку” дает возможность приобретения собственного опыта, стимулирует речевую активность и формирует учебно-познавательную мотивацию младшего школьника.

Приемы для уточнения навыков проверки безударной гласной в корне слова.

1. Дидактическая игра “Нарисуй лесную полянку”.

Инструкция: Подобрать слова с безударной гласной по теме “Лес”. Придумать рассказ.

Пример: Грибы, пенек, сосна, трава, цветы, тишина, ежата, ежиха, сова, нора, лиса и т.д.

2. Дидактическая игра “Волшебная яблоня”.

Инструкция: Правильно подобрать проверочные слова.

Вариант 1:  На доске меловой рисунок яблони. На ветках прикреплены картонные изображения яблок с буквами Я И О Е А. На доске написаны слова, по количеству детей. “Сорвет яблоко” тот ученик, который определит безударную гласную в слове.

Пример: Гнездо, птенец, пятнистый, листочки, грачи, сосна.

Вариант 2: Из слов, которые получились на доске, придумать предложения.

Пример:

  • На сосне было гнездо грачей.
  • Пятнистый птенец выпал из гнезда.
  • На сосне нет листочков.

3. Дидактическая игра “Объяснялки”.

Инструкция: Объясни смысл крылатого выражения, выделяя безударную гласную в родственных словах.

Пример:

  • Смеяться от души.
  • Смеется тот, кто смеется последним.
  • Смехотворное оправдание.

4. Дидактическая игра “Кто больше”.

Инструкция: Выделить безударную гласную в корне слова.

Вариант 1: Дается определенное слово, кидая мяч друг другу, дети подбирают родственные слова.

Пример: Еж – ежата, ежиха, ежонок, ежище, ежовый, ежиться, съежился.

Инструкция: Собрать крылатое выражение, объяснить смысл.

Вариант 2: На отдельных карточках написаны слова.

Пример: Ежовые рукавицы.

Вариант 3: Поймать мяч, когда услышат слова только с безударной гласной в корне.

Пример: Еж – ежата, ежиха, ежонок, ежище, ежовый, ежиться, съежился.

Литература.

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М, “Владос”, 1999;
  2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., “Просвещение”, 1987;
  3. Баранников А.В. Министерские вести // Начальная школа. – 2004. № 31. – С. 6 - 14;
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устой и письменной речи учащихся начальных классов. – М., “Просвещение”, 1991.