Представленный материал используется при изучении темы “Безударная гласная в корне слова” во II периоде обучения детей с ОНР (общим недоразвитием речи). Грамматическая сказка о безударной гласной в корне слова, схема-опора, приёмы для уточнения проверки безударной гласной создают положительный эмоциональный фон, развивают познавательный интерес, инициативу. Способствуют поиску необходимых языковых средств, умению рассуждать, формировать собственные выводы.
Как известно, восприятие любого материала у человека происходит с помощью зрительного, слухового, кинестетического каналов. А важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
По данным современных исследователей, большая часть школьников – визуалы, у которых основным каналом получения информации является зрительный. Именно поэтому, мною были применены схемы-опоры при изучении материала во II периоде обучения детей с недостатками чтения и письма при ОНР.
Для решения этой проблемы и создания положительного эмоционального настроя нами на занятиях была придумана грамматическая сказка о безударной гласной в корне слова и схема-опора.
Выстроилась схема-опора, которая показывает алгоритм рассуждений и самостоятельных выводов при формировании навыков проверки безударных гласных. При этом эмоции, возникшие у ребенка, способствуют концентрации внимания, “право на ошибку” дает возможность приобретения собственного опыта, стимулирует речевую активность и формирует учебно-познавательную мотивацию младшего школьника.
Приемы для уточнения навыков проверки безударной гласной в корне слова.
1. Дидактическая игра “Нарисуй лесную полянку”.
Инструкция: Подобрать слова с безударной гласной по теме “Лес”. Придумать рассказ.
Пример: Грибы, пенек, сосна, трава, цветы, тишина, ежата, ежиха, сова, нора, лиса и т.д.
2. Дидактическая игра “Волшебная яблоня”.
Инструкция: Правильно подобрать проверочные слова.
Вариант 1: На доске меловой рисунок яблони. На ветках прикреплены картонные изображения яблок с буквами Я И О Е А. На доске написаны слова, по количеству детей. “Сорвет яблоко” тот ученик, который определит безударную гласную в слове.
Пример: Гнездо, птенец, пятнистый, листочки, грачи, сосна.
Вариант 2: Из слов, которые получились на доске, придумать предложения.
Пример:
- На сосне было гнездо грачей.
- Пятнистый птенец выпал из гнезда.
- На сосне нет листочков.
3. Дидактическая игра “Объяснялки”.
Инструкция: Объясни смысл крылатого выражения, выделяя безударную гласную в родственных словах.
Пример:
- Смеяться от души.
- Смеется тот, кто смеется последним.
- Смехотворное оправдание.
4. Дидактическая игра “Кто больше”.
Инструкция: Выделить безударную гласную в корне слова.
Вариант 1: Дается определенное слово, кидая мяч друг другу, дети подбирают родственные слова.
Пример: Еж – ежата, ежиха, ежонок, ежище, ежовый, ежиться, съежился.
Инструкция: Собрать крылатое выражение, объяснить смысл.
Вариант 2: На отдельных карточках написаны слова.
Пример: Ежовые рукавицы.
Вариант 3: Поймать мяч, когда услышат слова только с безударной гласной в корне.
Пример: Еж – ежата, ежиха, ежонок, ежище, ежовый, ежиться, съежился.
Литература.
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М, “Владос”, 1999;
- Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., “Просвещение”, 1987;
- Баранников А.В. Министерские вести // Начальная школа. – 2004. № 31. – С. 6 - 14;
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устой и письменной речи учащихся начальных классов. – М., “Просвещение”, 1991.