Реализация комплексной программы "Учеба"

Разделы: Администрирование школы


Целевая комплексная программа “Учеба” в колледже реализуется в рамках четырех проектов, заявленных на присвоение статуса Федеральной экспериментальной площадки. Мы считаем, что успешное функционирование площадки и внедрение современных образовательных технологий возможно в условиях сотрудничества с базовыми образовательными учреждениями, работающими в инновационном режиме. В связи с этим была создана педагогическая ассоциация ОГОУ “Томский государственный педагогический колледж” – МОУ прогимназия “Кристина”. Два проекта реализуются на школьном отделении в рамках образовательной программы 0312 Преподавание в начальных классах и по одному на дошкольном и отделении иностранных языков. По каждому из реализуемых проектов четко определены цели, задачи, научное обоснование, ожидаемые результаты.

Работа над проектом “Теоретико-методологическое обоснование технологии дополнительной подготовки специалиста “Учитель малокомплектной школы” связана с тем, что в колледже осуществляется подготовка учителей, прежде всего для сельских школ, в которых активно идут процессы реструктуризации, и появилась необходимость разработки новых моделей подготовки педагогов и технологий профессионального образования учителя малочисленной школы. Выпускник колледжа должен быть подготовлен к использованию разнообразных приемов, методов и средств обучения в разновозрастном коллективе, способствовать социализации подрастающего поколения, быть готовым к работе с сельским социумом. В рамках проекта внедряются практикоориентированные технологии обучения, которые будут способствовать овладению студентами технологиями профессионального развития в условиях замкнутого образовательного пространства, информационными технологиями, технологиями социальной работы, коммуникативными и здоровьесберегающими технологиями.

Проект “Теория и практика использования социально – педагогических технологий в подготовке специалиста квалификации “Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области педагогики дополнительного образования” направлен на подготовку учителя способного работать в условиях школы полного дня как функционального поликультурного образовательного пространства. Школа полного дня позволяюет наиболее полно объединить учебную и внеучебную сферы деятельности в условиях учебного сообщества, открытой для сотрудничества с внешкольными объединениями, учреждениями культуры, с семьями обучающихся. Специфика состоит и в том, что выпускник колледжа будет подготовлен к работе в условиях разновозрастных групп школы полного дня, что возможно при организации практикоориентированного взаимодействия с МОУ прогимназия Кристина и Дзержинской сельской малокомплектной школой. В условиях реализации проекта отрабатываются механизмы использования современных технологий личностно ориентированного образования, использования социально-педагогических технологий, в том числе технологий социально-педагогической коррекции, коммуникативных технологий взаимодействия, задачной технологии развития детей, здоровьесберегающих технологий.

На отделении иностранных языков реализуется проект “Теория и практика технологии “Образовательная стратегия социального взаимодействия в обучении”. Технология предполагает изменение профессиональной позиции педагога, которая заключается главным образом в сопровождении или поддержке деятельности студента: педагог – консультант, педагог – модератор, педагог – тьютор. Студент выступает как партнер в процессе обучения, причем партнер, имеющий определенный жизненный опыт. Меняется и динамика происходящего в аудитории, что относится, прежде всего, к взаимодействию преподавателя со студентами между собой. Считаем, что использование стратегии социального взаимодействия в обучении будет способствовать становлению у обучающихся способностей к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации их личности в обществе.

Внедрение технологии наиболее актуально в рамках преподавания иностранных языков и развития коммуникативной компетентности в комплексе с предметной, деятельностной и развивающей. Студенты включаются в решение проблемно-ситуационных задач с помощью заданий коммуникативного характера. Взаимодействие в группе организуется как свободное общение участников, обмен мнениями, дискуссии, ролевые игры, импровизации, проекты и др. Задания проектного характера: индивидуальные, групповые, международные с использованием Интернет – технологий способствуют развитию самостоятельности во взаимодействии с партнером, развитию умения действовать в проблемной ситуации, ставить цели, планировать деятельность, реализовывать задуманное, получать конечный продукт и оценивать достигнутое. Большое значение имеет рефлексия результатов, анализ неудач, и отбор успешного опыта.

Проект, реализуемый на дошкольном отделении – психолого-педагогические условия формирования у выпускников по специальности 0313 Дошкольное образование профессиональной компетентности по реализации ситуативно-ориентированной технологии в социально-педагогической практике дошкольных образовательных учреждений. Проект внедряется в рамках изучения международного опыта дошкольного образования при активном участии специалиста эксперта из Германии, Frau Dammann, которая проводит учебные занятия “Дидактика и методика” со студентами экспериментальной группы и консультации в МОУ, прогимназия “Кристина”, на базе которого апробируется практическая часть проекта. Ситуативно-ориентированный подход реализуется в дошкольном образовательном учреждении, которое является учреждением социально-педагогическим, создающим оформленное жизненное пространство, способствующее успешному свободному, творческому развитию ребенка и его социализации. Проект реализуется на принципах сотрудничества и сотворчества преподавателей и студентов, индивидуализации учебного процесса, практикоориенторованного подхода в обучении, решения педагогических проблем, активно внедряются технологии проектной деятельности, “Кейс-стади” (технология ситуационного подхода в обучении), проблемного обучения, интерактивные формы работы.

Реализация проектов возможна в условиях системного подхода к управлению качеством образования. В колледже была спроектирована модель управления качеством образования на основе компетентностного подхода. Компетентностный, практико-ориетированный подход обеспечит формирование интегральных личностных характеристик, которые позволят будущему педагогу целостно воспринимать профессиональную деятельность, системно действовать в ней, решать различные проблемы и задачи. С позиции этого подхода результатом профессионального педагогического образования является компетентность, готовность выполнять профессиональные функции в соответствии со стандартами и нормами, способность применять научные и практические знания в педагогической деятельности. Мы рассматриваем профессиональную компетентность в совокупности ключевых, базовых и специальных компетентностей, которые проявляются в процессе решения педагогических задач, позволяющих получить новое знание о педагогической действительности. Важнейшей структурной единицей построения обучения выступает задача. Модель представлена качеством целей, качеством ресурсной базы и качеством процесса качеством конечного результата.

Реализация компетентностного подхода предполагает внедрение в рамках проектов образовательных стратегий способствующих объективной оценке каждого студента, приобретенных им знаний, умений, компетенций посредством экспертной оценки и самооценки.

Комплексная модель управления качеством образования осуществляется через ряд педагогических этапов: нормативно-установочный, аналитико-диагностический, прогностический, деятельностно-технологический, промежуточно-диагностический (уточняющий), итогово-диагностический (завершающий).

Направления управления качеством образования в колледже делятся на 3 группы: управление качеством обучения студентов; эффективность педагогической деятельности; эффективность функционирования материально-технической базы.

Соответственно, каждое направление мониторинга осуществляется через 6 этапов.

Этапы управления качеством обучения студентов:

1.Нормативно-установочный (определение целей и задач мониторинга).

Для определения целей и задач мониторинга в колледже была создана творческая группа по выстраиванию компетентностной модели студента (1-3 курс) по учебной дисциплине, по циклу дисциплин, в целом по колледжу, разработаны технологические карты.

Технологическая карта

Курс дисциплина

Компетенции, формируемые в процессе обучения

Уровень формирования

Механизм формирования

Механизм диагностики

2.Аналитико-диагностический. На втором этапе необходимо проанализировать ту систему работы, которая была проведена до выстраивания системы мониторинга (анализ форм и методов контроля знаний студентов, контрольно-измерительных материалов, материально-технических условий, эффективность функционирования материально-технической базы и др.)

На основании анализа было выявлено, что материально-технические условия, созданные в колледже в целом позволяют эффективно решать задачи подготовки специалистов. Преподаватели всех учебных дисциплин используют разнообразные формы и методы контроля знаний студентов, способствуя развитию навыков самостоятельной работы. По ряду дисциплин создана система контроля по всем изучаемым темам. Преподаватели активно используют компьютер для текущего контроля знаний и промежуточной аттестации, что позволяет интенсифицировать процесс мониторинга. В рамках подготовки к аттестации были разработаны, в том числе и в электронном варианте, представлены к рецензированию и апробированы контрольно-измерительные материалы по всем дисциплинам учебных планов. Однако целостная система мониторинга процесса подготовки студентов в колледже нуждается в совершенствовании, нечетко проявлены и задачи обучения.

3.Прогностический. На данном этапе мы встраиваем в прежнюю систему отслеживания результатов новую модель. Для этого каждый преподаватель прилагает к технологической карте по каждой теме тестовые задания, задачи и другие диагностические, контролирующие материалы. Таким образом, выстраивается следующая система: предварительный контроль (тестовое задание, диктант и прочее); текущий контроль – по каждой теме – тестовые задания, задачи, другие материалы; внутрисеместровый контроль (контрольная точка) при активном участии учебно-воспитательной комиссии; промежуточный контроль – материалы к экзамену по одной или нескольким дисциплинам, зачету, контрольной работе; итоговый – материалы к итоговой государственной аттестации. Аналогично выстраивается система контроля на педагогической практике.

4.Деятельностно-технологический. На основании системы внутриколледжного контроля идет процесс мониторинга, в том числе и через учебно-воспитательную комиссию.

5.Промежуточно-диагностический (по окончании семестра, учебного года проводится мониторинг и подводятся итоги)

6.Итогово-диагностический (завершающий) – проведение итоговой государственной аттестации, анализ качества подготовки выпускников. Необходима разработка более объективной системы оценивания, которая возможна при наличии определенной методики, обеспечивающей сравнимость результатов в системе педагогического мониторинга. Наиболее объективной из действующих методик измерения обученности группы студентов, по мнению А.И. Кукуева, является показатель СОК (Г) – степень обученности класса (группы) (формула В.П.Смирнова, В.П.Симонова). Использование данной формулы преподавателем, а также независимым экспертом при проведении контроля позволяет сравнить результаты оценивания. С целью саморефлексии личностного и профессионального роста, оценивания успехов, образовательных трудностей, а также путей их преодоления предполагается использование портфолио на каждого студента, в который вносятся результаты их достижений.

По этим же этапам осуществляется анализ эффективности педагогической деятельности и качество ресурсной базы.

Реализация целевой комплексной программы “Учеба” в колледже обеспечит создание условий для обеспечения педагогического процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей и воспитателей, обладающих профессиональной мобильностью и конкурентоспособностью.