Воспитание гражданственности в условиях инновационной работы лицея

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Классное руководство


В условиях модернизации российского образования воспитание гражданственности становится одним из главных направлений в работе с детьми. Применение инновационных технологий в педагогической деятельности делает этот процесс интересным и социально-полезным.

Одной из педагогических находок можно считать организацию деятельности учащихся в инициативных и творческих группах по интересам. Ведь плодотворный процесс в любой области зависит, прежде всего, от положительной мотивации участников деятельности на достижение результата.

Так, например, ребята, увлекающиеся информационными технологиями, создают содержательные и интересные презентации и любительские фильмы об истории лицея, города, важных вехах страны, Отечества. Такие творческие работы интересны ровесникам, близки им по формам решения творческих и технических задач. В ходе просмотра органично происходит самореализация учащихся, знакомство с накопленным обществом опытом, формирование гражданской позиции по различным социальным вопросам.

Ребята, увлекающиеся эколого-экскурсионной деятельностью, кроме создания и реализации экологических проектов, находят в себя в работе отряда “Милосердие”, “тимуровских” группах класса, так как привыкли видеть существующие в природе и обществе проблемы, стремиться к гармонии при решении этих проблем. Сложившаяся структура эколого-туристических групп, коммуникативные навыки помогают в общении, как с пожилыми людьми, так и с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, воспитанниками детских домов. Искренность в отношениях позволяет оказывать реальную помощь людям и достойно принимать её.

В деятельности ученического самоуправления, конечно, принимают участие активные и творческие дети, со сложившимися зачастую убеждениями. Такие дети не просто участвуют в какой-либо деятельности, они выступают с инициативами и являются лидерами в разработке и реализации личных и коллективных социальных проектов, являются движущей силой в гражданском самоопределении сверстников.

Подростки, увлекающиеся исполнением и написанием песен в стиле реп, могут участвовать в деятельности агитбригад на различные темы. Применяя свои способности к поиску решений актуальных вопросов, они сами позиционируют себя, как активные граждане, и вызывают доверие со стороны сверстников, которые начинают всерьёз задумываться над поставленными вопросами.

Объединения дополнительного образования образовательного учреждения: кружки, секции, клубы различных направленностей, не просто могут участвовать в формировании гражданских качеств учащихся, но выступать впереди, наряду с ученическим самоуправлением. Ведь воспитательный процесс главным образом опирается на внеклассную деятельность, где есть простор для проведения комплексных мероприятий.

Организаторами и ведущими таких мероприятий могут быть одновременно несколько инициативных и творческих групп (Приложение 3), что повышает качество и результативность подготовки и проведения мероприятия, стимулирует интерес к нему со стороны ученической, педагогической, родительской общественности, различных муниципальных объединений и организаций.

Хореографические и вокальные коллективы, по роду своей деятельности владеют шоу-технологиями и в своих выступлениях могут поднимать любые вопросы, волнующие гражданское общество: от исторических корней любого народа до полемики между добром и злом. Среди творческих приёмов могут использоваться, как шутка, доступная в понимании любому ребёнку, так и гротеск, трагедийные формы постановки номера. Совместная работа исторического клуба, вокально-хореографического коллектива, кружка информационных технологий даст надёжную перспективу в деятельности по воспитанию качеств сознательного, активного гражданина в учащихся всех возрастов.

Для того, чтобы всё вышеуказанное заработало и начало воплощаться в жизнь, педагогам - учителям, воспитателям, старшим вожатым, целесообразно серьёзно подойти к решению следующих вопросов по организации гражданской деятельности учащихся:

  1. Определить спектр интересов учащихся (история, спорт, общественная деятельность, музыка, танец, прикладное творчество, юмор и т.д.)
  2. Определить основные проблемы и вопросы становления гражданственности подрастающего поколения на определенном возрастном этапе (отсутствие интереса к общественной деятельности, низкая социальная активность, трудность в общении с людьми старшего поколения и т.д.)
  3. Наметить реальные социально-полезные дела, которые учащиеся могут делать на данном возрастном этапе (благоустройство части территории микрорайона, где проживают ветераны и двора образовательного учреждения, облагораживание детской площадки, расчистка сугробов на главных дорожках вокруг образовательного учреждения; проведение “Акций добра” в День Матери, в День России; участие в концертах для различных категорий граждан: ветеранов, военнослужащих, детей; выпуск детской газеты; поиск единомышленников для реализации проектов; участие в городских гражданских акциях, организованных управлением образования и т.д.)
  4. Создать условия для систематической работы групп по интересам (“Школа актива”, “Школа творчества”, “СМИ” и т.д.)
  5. Составить планы сотрудничества с общественными объединениями (детскими и взрослыми), кружками и секциями дополнительного образования, участниками которых являются Ваши ученики.
  6. Предусмотреть мероприятия по подведению итогов деятельности различных групп учащихся, обмену опытом, поощрение инициативных групп и наиболее активных, отличившихся ребят. А так же перспективу выхода с инициативами на районный, городской и т.д. уровни.

Реализуя план по воспитанию гражданских качеств в учащихся, необходимо помнить, что ощущение себя гражданином начинается, прежде всего, с чувств уважения, гордости и ответственности за свою семью, город, образовательное учреждение, как общность людей, связанных общим делом, в том числе и профессиональным выбором.

Предлагаемый ниже сценарий праздника “Посвящение в лицеисты” учеников 1-х и 10- х профильных классов ставит своей целью создание атмосферы общности интересов в лицейской среде, воспитание особой культуры поведения на общественных мероприятиях, формирование у будущих выпускников качеств настоящего гражданина -патриота, потребности в социальной активности и умения жить и работать в коллективе.

Этот праздник создаёт важную традицию образовательного учреждения: осознанную пропаганду выбранного учащимися профильного направления в обучении, создание условий для преемственности между начальными, средними, старшими звеньями классов образовательного учреждения, выпускниками.

Кроме того, такие мероприятия помогают учащимся овладеть умением держаться на сцене, публично выступать перед аудиторией, защищая свои идеи, проекты, достижения.

Процесс подготовки к проведению этого мероприятия должен идти в тесном сотрудничестве учащихся с администраций общеобразовательного учреждения, педагогами и родителями. Если в воплощение идеи проведения этого праздника будет вложена частица души каждого из участников мероприятия, то, гордость за причастность к судьбе своего образовательного учреждения, к российским традициям будет согревать и взрослого, и ребенка еще долгие годы.

Сценарий праздника посвящения в лицеисты первоклассников и учащихся 10-х профильных классов “Путешествие в лицейском экспрессе”

(Перед началом – классическая русская музыка. Приложение 1 Слайд1

- Зал разделен на 4 цветовых сектора: красный, белый, синий, зеленый по профилям 10-х классов, каждый профильный класс имеет флажки таких же цветов.

У первоклассников головные уборы – фески так же четырёх цветов <Рисунок 1>)

img1.jpg (27139 bytes)

Рисунок 1

Фанфары.

(Звучит “Полонез”, выходят танцующие пары: сначала в историко-бытовых костюмах XIX века <Рисунок 2>, затем к ним присоединяются пары в современной лицейской форме – мальчики в костюмах, девочки в юбках и блузах Приложение 2, в конце под эту же музыку выходят ведущие в лицейской форме <Рисунок 3> )

img2.jpg (21411 bytes)

Рисунок 2

img3.JPG (21020 bytes)

Рисунок 3

Ведущий 1:

Пушкин рифмами играет
Смотрит со страниц.
Годы чередою пролетают,
Праздник отмечает лицеист.
Нам бы жить, как в оны дни,
Нам бы жить легко и смело,
Не испытывать предела
Для несчастья и любви.
И подобно лицеистам
Собираться у огня
В октябре багрянолистом
19-го дня! [1]

Ведущий 2: Добрый день уважаемые лицеисты, педагоги и гости!

Мы приветствуем вас сегодня XIX-го октября в день лицеиста на церемонии посвящения в лицеисты первоклассников и учащихся 10-х профильных классов.

(Звучит гимн Российской Федерации. Приложение 1 Слайд 2)

Ведущий 3: На нашем празднике присутствуют уважаемые всеми нами люди: представители Совета ветеранов Великой Отечественной Войны нашего микрорайона, представители общественных объединений города. Поприветствуем их!

Слово предоставляется директору муниципального общеобразовательного учреждения города Ставрополя лицея №35 Наталье Анатольевне Симоновой.

(Выступление директора)

Ведущий 1:

Славься лицей и лицейское братство!
Ты славен делами, лицей наш, гордись.
Российской науке, чести российской
Лицеист дал бессмертную жизнь.

Ведущий 2: Сегодня звание лицеиста получат 230 учащихся лицея №35.

А это ко многому обязывает. Ведь современные лицеи вобрали в себя лучшие традиции и законы российских лицеев за 195 лет.

Ведущий 3: Лицеисты 11-х классов предлагают вам, будущие лицеисты, путешествие в необычном экспрессе по истории российских лицеев со дня их основания.

(Ведущие уходят. На их место выходят 11-классники в фесках и мантиях <Рисунок 4>. Звук паровозного гудка)

img4.JPG (20636 bytes)

Рисунок 4

Голос за кулисами: “Пассажиров лицейского экспресса просим занять свои места, экспресс отправляется!”

(Звонок, звук движущегося поезда, музыка первой половины XIX века. Приложение 1 Слайд 3)

1-й лицеист:

Возникновение лицеев.

24 января 1803 года были утверждены предварительные правила народного просвещения. Эти правила послужили созданию трех типов учебных заведений: лицеев, университетов и гимназий.

На протяжении первой четверти XIX века были открыты Царскосельский, Ришельевский и Волынский лицеи. Позднее к ним добавились Демидовский и Нежинский.

Лицеи занимали в системе образования промежуточное положение между гимназией и университетом, но ближе были к последнему. Воспитанники лицеев имели равные права с университетскими студентами.[2]

(Паровозный гудок, выступивший учащийся уходит со сцены, музыка второй половины XIX века, выходит следующий лицеист.)

2-й лицеист:

Преобразование лицеев.

Во второй половине XIX века последовало радикальное преобразование лицеев. На основе набравших силу учебных заведений были открыты университеты или институты, на базе остальных - четко спрофилированные лицеи, превратившиеся в один факультет университета (Демидовский юридический лицей).

К началу XX века возник вопрос о дальнейшей судьбе лицеев. Они должны были стать переходной ступенью от гимназий к университетам. Главная цель: подготовка к обучению в университете. До 1917 года лицеи просуществовали, как привилегированные мужские учебные заведения для детей дворян, готовившие высших государственных чиновников.

Дальнейшее развитие лицеев как учебных заведений было прервано. [2]

(Паровозный гудок, выступивший учащийся уходит со сцены, звучит “Гаудеамус”, выходит следующий лицеист.)

3-й лицеист:

Возрождение лицеев.

Возрождение лицеев как типа среднего общеобразовательного учебного заведения началось лишь в конце 80-х годов XX века. В 1991 году Министерство образования РСФСР выделяет основные черты лицея как образовательного учреждения: инновационное, профессиональное; цель - формирование интеллектуальной элиты; создается при высших учебных заведениях; набор осуществляется на основе конкурсного отбора из лиц, проявивших интерес и способности к избранному профилю.

В 1993 году подчеркивается мысль о том, что в самом названии “лицей” выражена заявка на связь и преемственность с образованием и управлением им, существовавшим ранее в России. [2]

(Паровозный гудок, выступивший учащийся уходит со сцены)

Голос за кулисами: Уважаемые пассажиры лицейского экспресса! Добро пожаловать! Станция XXI век. Лицей №35.

Текст за кадром: лицей №35 – многопрофильный лицей - лауреат российских конкурсов: “Школа высшей категории”, “Академическая школа”, “Лучшие школы России”, лауреат краевого конкурса образовательных инициатив в номинации “Содержание и технологии образования”, “Лидер образования г.Ставрополя”, награжден платиновым орденом “Отличник качества Ставрополья”.

Церемония посвящения в лицеисты

(Звучит “Гаудеамус” на латинском языке. Приложение 1 Слайд 4)

Ведущий1: Для произнесения клятвы лицеистов прошу всех учащихся встать.

- Клянемся! (Все вместе “Клянемся!”)

- Положить жизнь свою во имя процветания земли Российской!

Клянемся! (Все вместе “Клянемся!”)

- Сохранять славные традиции Российских лицеев!

Клянемся! (Все вместе “Клянемся!”)

- Преумножать славу лицея!

Клянемся! (Все вместе “Клянемся!”)

- Грызть гранит науки, не щадя зубов своих!

Клянемся! (Все вместе “Клянемся!”)

- С гордостью нести звание лицеиста государства Российского!

Клянемся! (Все вместе “Клянемся!”) [1]

Ведущий 1: Господа лицеисты, прошу садиться! (Приложение 1 Слайд 1)

Ведущий 2: Настоящий лицеист любит, живет и творит благородные дела во имя своей Родины. А с чего начинается Родина? С уважения к своей семье, с любви к родному городу, с гордости за свой лицей.

Ведущий 3: Сегодня вас поздравляют выпускники нашего лицея (исполняется песня- гимн фабрики звёзд-3 “И будет кто-то летать высоко-высоко” по залу пускается метровый воздушный “Земной шар” <Рисунок 5>.)

img5.jpg (20386 bytes)

Рисунок 5

Выпускники: (Фрагмент гимна лицея искусств им.С.П.Дягилева, слова Кульщиковой Н.Н.)

“Пусть будут дни, что провел ты в лицее,
Радостной памятью жизни твоей.
Творчество, труд, благородные цели –
Нет лицеисту дороги верней!”

Ведущий 1: Итак, в летописи лицеев появилась еще одна страничка:

“Лицеисты-2007”. Познакомимся поближе: 10-е профильные классы!

(Называется класс, название профиля, классный руководитель. На экране презентация, подготовленная классом о своём профиле, увлечениях, достижениях, планах.)

Ведущий 2: Свои поздравления представляют лицеисты 5-го спортивного класса лицея, участники Всероссийского турнира про художественной гимнастике г.Зверево, призёры соревнований по художественной гимнастике на приз Министерства Образования республики Северная Осетия Алания и турнира Северного Кавказа на приз детской газеты “ИР”

(Композиция под песню в исполнении Л. Зыкиной “Из далека долго течёт река Волга”)

Ведущий 3: О себе рассказывают лицеисты 1-го А класса, программа “ИНОС” (называется классный руководитель, на сцене демонстрируется театрализованная презентация программы класса - “Планета знаний”)

Ведущий 1: На сцену приглашается 1Б класс, программа “Гармония” (“Осенний урок”)

Ведущий 2: Продолжает знакомство 1В класс, программа “Школа 2100”

(“Путешествие в 2100 год” <Рисунок 6>)

img6.JPG (25295 bytes)

Рисунок 6

Ведущий 3: Пришла очередь знакомиться с 1Г классом, программа “Традиционная” (“Пушкинский лицей”)

Ведущий 1: Малышей- лицеистов поздравляет очень самокритичный начинающий волшебник в исполнении ученицы 10 А

(Песня из репертуара А. Пугачёвой “Волшебник-недоучка”)

Ведущий 2: Торжество в честь новых лицеистов и их преподавателей продолжает театр детского эстрадного танца лицея “Солнечный остров”.

(Композиция под песню “Золотое моё Ставрополье”, слова П.Синявского, муз.Ю.Чичкова вокал Ю.Слободкина)

Ведущий 3:

В переменчивом мире, где время течет, как вода,
Где грядущее с прошлым одно разделяет мгновенье,
Неизменно лишь то, что не властны разрушить года,
Это мудрость, терпение и вдохновенье. [3]

Ведущий 1: Мы желаем вам, лицеисты, чтобы ваша заветная мечта исполнилась, чтобы вершины знаний были достигнуты, чтобы вы всегда с гордостью вспоминали время учёбы в нашем лицее, а лицей, в свою очередь гордился вашими достижениями!

(Звучит ученический гимн лицея в исполнении вокальной группы старшеклассников)

Ведущий 2: На этом праздник посвящения в лицеисты окончен.

Ведущий 3: Но интересная и полная событиями, творчеством, добротой, широтой и глубиной наук лицейская жизнь только начинается! Желаем всем удачи!

(Выход из зала под вальс “Наш лицей”)

Используемая литература:

  1. “Калейдоскоп школьных дел”, Москва-Псков, Сфера, методические разработки, выпуск 2, 2002 год.
  2. “Вестник образования”, № 19, М, 2001 год.
  3. В.В.Голобородько, И.Л. Ивлева “Мельпомена за школьной партой”, Илекса, Терра-Букс, Гимназия, Москва 2002 год.